Автор: Хараджа Т.А., Бондарева И.А.
Источник: Материалы научно-практической конференции «Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие». – Донецк: ДонНТУ, 2017. – Секция 1, с. 39-42
На сегодняшний день на территории государства имеет место недостаточно сформированный уровень рыночных отношений, отсутствует четкое законодательно-правовое и нормативное обеспечение, присутствует склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, слабо развитая инфраструктура товарных рынков, высокий уровень транспортных издержек, высокий уровень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых отношений, отсутствие кредитной системы.
На товарном рынке функционирует огромное количество организаций, оказывающих деловые услуги и участвующих в товародвижении от производителя до конечного потребителя. В ходе экономических реформ произошло нарушение процесса товародвижения и существовавших между действующими партнерами взаимосвязей, увеличение посредников в процессе движения товаров, увеличение издержек, ценообразования, объемов нерациональных перевозок, неупорядоченное осуществление оптовой и торгово-посреднической деятельности.
Способы оптимизации товародвижения, снижения затрат на каждой ступени и процессе в целом еще не стали обязательными элементами деятельности предприятия, логистика не нашла должного применения на рынке и слабо используется в управлении конкретным предприятием. Работа предприятий в настоящее время пока осуществляется обособленно, не носит системный характер.
Нерешенность ряда проблем координации единого процесса снабжения, производства и сбыта продукции, а также совершенствования управления на основе логистики, обусловили актуальность разработки организационно-экономических инструментов координации сквозного материального потока и на этой основе — модернизации управления интегрированным предприятием.
Постоянный рост издержек, усиление конкуренции за рынки сбыта, ужесточение требований потребителей к качеству товаров, их ценам, качеству обслуживания предопределили признание главной, стратегической роли сбыта, управления процессом товародвижения в логистике. Использование логистики в сбытовой деятельности необходимо рассматривать как ключевой элемент рыночной стратегии предприятия, как сферу деятельности по обеспечению конкурентного преимущества.
Сбыт служит своеобразным индикатором деятельности предприятия, от которого зависит успешное функционирование хозяйствующего субъекта.
Характерной особенностью экономической деятельности является организация потоково-распределительных процессов: материальных, финансовых, информационных или их сочетаний. Постепенно они приводятся к совершенствованию, т.е. в той или иной степени к оптимизации за счет развития процесса логистизации.
В соответствии с принципами логистики предприятие в качестве объекта управления следует рассматривать как совокупность потоков различного характера. Учитывая этот подход, современное интегрированное предприятие — это система, включающая организованную определенным образом сеть из материальных, финансовых, информационных потоков и систему управления сетью, ориентированную на достижение цели (обозначенной маркетингом) путем оптимизации потоков предприятия.
В нашей стране имеются отдельные разработки в области оптимизации процессов, например планирование, САПР, АСП, АСТПП, а также опыт централизованной организации процесса снабжения и сбыта продукции. Однако эти разработки являются элементами разрозненной неупорядоченной деятельности и далеко не всегда могут быть составной частью управления в условиях рыночной экономики.
На основе анализа используемых за рубежом инструментов логистической координации выявлено следующее. Чтобы предприятие выжило на рынке и составило конкуренцию, в том числе и зарубежным компаниям, необходима комплексная логистизация управления. За рубежом имеется положительный опыт применения информационных технологий для логистического управления предприятием и материальным потоком:
- MRP (ManufactoryResourcePlanning) — методология управления производственным предприятием, планирования производственных мощностей и потребностей в материалах. MRP представляет собой интеграцию большого количества отдельных состовляющих, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д.
- ERP, (EnterpriseResourcePlanning). В сфере производства система позволяет контролировать выпуск продукта, управление производством, учет расходов сырья.
- CRM (CustomerRelationshipManagement) — управление взаимоотношениями с клиентами. Система позволяет консолидировать всю информацию о клиенте, сделав ее доступной всем подразделениям предприятия, а также упорядочить все стадии взаимоотношений с клиентами от маркетинга и продаж до послепродажного обслуживания.
- SCM (SupplyChainManagement) — системы управления логистическими цепочками. Управление цепочками поставок — это планирование и контроль потоков материалов, информации и денежных средств в процессах снабжения, производства, сборки, хранения на складах и доставки товаров и услуг конечным потребителям.
- CSRP (CustomerSynchronizedResourсePlanning) концепция, нацеленная на сферу взаимодействия предприятия с его заказчиками, проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, гарантийное и сервисное обслуживание.
Таким образом, указанные инструменты применяются за рубежом и обеспечивают систему управления снабжением, производством и реализацией. Однако наши условия отличаются от зарубежных своей неупорядоченностью и недостаточной сформированностью функций и технологий потока. Недостаточно четко также сформирована структура управления. Поэтому для организации логистической координации сбыта, производства и закупок целесообразно заново спроектировать систему управления предприятием и материальным потоком с учетом использования имеющегося информационного инструмента обеспечения оптимизации и логистической координации, или такой инструмент надо разработать под местного потребителя.
Одним из важнейших направлений совершенствования управления предприятием и экономикой страны в целом является логистизация управления. Проектирование предприятий должно осуществляться комплексно с учетом проектов оптимизации по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, самого производства и реализации продукции. Главным звеном в управлении логистикой должно быть производственное предприятие по выпуску продукции. Относительно его формироваться логистическая сеть поставщиков и потребителей.
Использование зарубежного опыта и отечественных разработок позволит сократить сроки повсеместного использования концепции логистики, формирования логистических сетей и систем.
1. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Формирование промышленной политики на основе логистики: Монография. - М.: МосгорЦНТИ, 2007. С. 232.
2. Гришаева О., Шумаев В. Логистическая координация материальных потоков на конкурентное преимущество. - РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2005. - № 2. С. 22-27.
3. Б.А.Аникин. Логистика: Учеб. Пособие - М.: ИНФРА-М. - с. 327, 1999.