Автор: Кирьянова К. А., Барыло И. В.
Источник:Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс]: материалы Первой международной научно-практической конференции, г. Горловка, 17–18 мая 2016 г. / отв. ред. Е.П. Мельникова / Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «ДонНТУ». – Горловка: АДИ ДонНТУ, 2016. – 565 с. – Режим доступа: http://www.adidonntu.ru/node/1837
Для любой современной компании в качестве залога успеха ее деятельности выступают кадры. С ростом рыночной конкуренции будет подниматься спрос и на лучшие умы – самых эффективных и высококвалифицированных сотрудников. Умение защитить свои лучшие кадры – интеллектуальный потенциал, в дальнейшем определяет финансовую стабильность и эффективную деятельность предприятия.
Актуальность данной темы наглядно просматривается в нынешней экономической ситуации – в условиях кризиса, когда каждая компания пытается сохранить свое положение на рынке, одним из главных критериев стабильности является наличие мощной кадровой базы высококвалифицированных специалистов.
Исследование опубликованных работ свидетельствует, что проблема переманивания персонала из предприятия имеет большое значение и является актуальной проблемой в современном менеджменте. Изучению и развитию хедхантинга – одного из направлений поиска и подбора персонала посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов: Белых Л.П., Воронин А. П., Беленко П., Горцев С. Я., Коновало-ва И.В., Катаева Л.Д, Давенко А.В. и другие [1].
Целью данной статьи является рассмотрение теоретических основ антихедхантинговой программы, раскрытие различных методов переманивания специалистов и основных средств по противодействию им. Исходя из цели определяются следующие задачи: рассмотрение такого явления как «антихедхантинг»; анализ эффективных методик по противодействию хедхантинговым агентствам; разработка комплекса мер, защищающих компанию от хедхантеров.
Для рассмотрения проблемы нужно иметь представление о самом понятии антихедхантинга. Антихедхантинг – это система действий, направленная на минимизацию усилий конкурентов предприятия, которые нацелены на переманивание лучших сотрудников. Разработка такой стратегии довольно проста, только в том случае, если знаешь, как работают хорошие хедхантеры и какие методы агрессивного рекрутинга они применяют.
Можно выделить следующие основные меры, для предотвращения потерь предприятием высококлассного специалиста:
1. Засекреченность информации. Фамилии и личные данные сотрудников не должны появляться в открытом доступе на просторах Интернета или СМИ [2].
Для того чтобы избежать утечки данных специалиста, следует ограничить его общения со СМИ и отказаться от пиара или, например, назначить одного из работников на должность «пресс-секретаря» или «сотрудника по связям с общественностью». Конечно, этого сотрудника рекрутеры тоже могут переманить, но это будет не так фатально, как потеря ведущего специалиста или топ-менеджера, на котором держится значительная часть производственного или технологического процесса.
2. Ограничение в общении. Один из эффективных способов избежать переманивания высокоспециализированного работника – это блокировка звонков. Многие хедхантеры в первую очередь пытаются раздобыть внутреннюю телефонную книгу компании, в которой работает необходимый им специалист. Чтобы корпоративный телефонный справочник не попал в руки рекрутеров, следует уничтожить печатные издания и создать электронные версии, которые невозможно скопировать, переслать или напечатать.
Часто хедхантеры придумывают разнообразные уловки (табл. 1).
Наименование уловки | Пример | Методы для избегания |
Шпионский звонок | Рекрутер звонит в приемную и просит помочь с поиском менеджером по продажам. Его заинтересовало бизнес предложение, но контакты были утеряны, а имени специалиста он не запомнил. Зачастую секретари дают и всю информацию на работника, не проверив правдивость истории звонившего. | Обучать секретарей и других сотрудников, связанных с информационной сферой, что нельзя выдавать имена и телефоны сотрудников. Рекомендуется периодически проверять работников: звонить от имени покупателя и просить предоставить телефонный номер определенного специалиста. |
Звонки от бывших сотрудников | Специалисты, перешедшие на другую работу заинтересованы в переманивании остальной части команды, в профессиональности которой они уверены. | После ухода специалиста, следует объявит его персоной «нон-грата» и блокировать его звонки, как минимум на 3 месяца. |
Просьбы о помощи | Звонящий просит соединить его с сотрудником, после того, как выясняется, что такого работника нет, разыгрывает удивление и рассказывает о том, что «необходимо уточнить детали договора». Секретарь в таких случаях, перенаправляет звонившего на начальника отдела, который специализируется на таких вопросах. | Инструктировать работников о возможности поступления таких звонков от лже-клиентов. И расставлять приоритеты между желанием помочь человеку и безопасностью всей компании. Составить список нежеланных номеров и блокировать их. |
Осторожнее со СМИ | Большие компании довольно привлекательны для СМИ. Руководители и ведущие специалисты часто дают пресс-релизы, заявления и интервью. | Не выкладывать контактные данные специалистов на официальных сайтах. Иметь в наличии сотрудника, который выступит посредником между компанией и СМИ. |
Таким образом, основные направления этого метода заключаются в блокировке нежелательных номеров и в обучении секретарей, сотрудников, периодическая их проверка. Также эффективной мотивацией послужит выдача премии тем работникам, которые записали телефонный номер либо другие контактные данные псевдо-клиента и сообщили ответственному лицу.
3. Запрет работать на конкурентов. Включение пункта в договор, согласно которому работник не сможет работать на компании-конкуренты сразу после увольнения, значительно снизит риск переманивания этого специалиста. Чаще охотятся за специалистами, работающими в той же сфере деятельности, что и фирма-заказчик. Такая формулировка юридической силы не имеет, тут основное влияние оказывает психологический и моральный фактор.
4. Передача знаний. Если за каждым ведущим специалистом закрепить помощника или учеников из числа сотрудников, которые в дальнейшем имеют перспективу получения этой должности для передачи практических знаний и навыков, то при уходе этого специалиста его протеже помогут «смягчить» потерю компании.
5. Интерес к работе. Если специалист отточил свои навыки до автоматизма, «перерос» свою должность и основные задачи, которые должен выполнять, то ему становиться скучно, не реализовывается его потенциал. Как только руководитель компании начинает замечать предпосылки охлаждения сотрудника к работе, в первую очередь он должен поручить ему новые проекты, расширить его должностные обязательства и задачи.
6. Долгосрочный кредит. Выдав сотруднику долгосрочный кредит, стоит прописать в договоре условие, что при уходе с компании сотрудник либо будет обязан выплатить всю оставшуюся сумму разом, либо выплачивать не по льготной, а по рыночной процентной ставке. Переманить сотрудника с материальной зависимостью от компании достаточно проблематично [3].
Современная практика показывает, что основной внешней угрозой трудовым ресурсам являются хедхантинговые агенства. Для защиты кадров разработана система мер, основанная на выявлении слабых мест кадрового менеджмента и способах их устранения. Наиболее распространенными и эффективными мерами, не требующими больших материальных затрат, являются засекреченность информации о сотруднике, ограничение его в общении, а также повышение привлекательности к работе.
Усовершенствование мотивационной политики и организационной культуры позволит не только предотвратить уход сотрудника с предприятия, но и создать такую внутреннюю среду, в которую будут стремиться попасть и другие специалисты.
Конечно, на все эти методы хедхантеры находят пути обхода, но они позволят определить являются ли «мишенью» рекрутеров специалисты вашей компании и при необходимости дает возможность разработать более индивидуальные способы перестраховки для избегания ухода вашего ведущего специалиста к конкурентам.