Экономическое благосостояние предприятия.
Автор:"Abey Francis"
Автор перевода:Кубышкин Денис Юрьевич
Экономика благосостояния - это нормативная отрасль экономики, которая связана с тем, как экономическая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы максимизировать экономическое благосостояние. Отличительной чертой экономики благосостояния является то, что политика оценивается исключительно с точки зрения их влияния на благосостояние отдельных лиц. Соответственно, все, что имеет отношение к благосостоянию людей, имеет отношение к экономике благосостояния, и все, что не связано с благосостоянием людей, исключается из рассмотрения в экономике благосостояния. Экономисты часто используют термин «полезность» для обозначения благосостояния индивида, и, когда есть неопределенность в отношении результатов, экономисты используют предварительное измерение благополучия, так называемую ожидаемую полезность. Экономика благосостояния использует оценочное суждение о том, что должно быть произведено, о том, как должно быть организовано производство, о том, как следует распределять доход и богатство, как сейчас, так и в будущем. К сожалению, каждый человек в сообществе имеет уникальный набор оценочных суждений, которые зависят от его или ее установок, религии, философии и политики, и экономист испытывает трудности с объединением этих оценочных суждений в консультировании лиц, определяющих политику, относительно решений, которые влияют на распределение ресурсов (что предполагает проведение межличностных сопоставлений полезности).
Отраслевая экономика, называемая экономикой благосостояния, является результатом фундаментальных дебатов, которые можно проследить до Адама Смита, если не раньше. Это экономическая теория измерения и поощрения социального благосостояния. В книге «Богатство народов», книга IV, Смит писал: «Каждый человек обязательно трудится, чтобы сделать ежегодный доход общества настолько большим, насколько он может. Он вообще вообще не намерен продвигать общественные интересы и не знает, насколько он продвигает его .... Он намеревается только свою собственную выгоду, и он находится в этом, как и во многих других случаях, во главе с невидимой рукой, чтобы продвинуть конец, который не был частью его намерения ».
Экономисты много лет пытались разработать критерии оценки экономической эффективности для использования в качестве руководства при оценке фактических развертываний ресурсов. Классические экономисты рассматривали полезность, как если бы это была измеримая шкала удовлетворенности потребителей, а ранние экономисты благосостояния, такие как Пигу, продолжали в этом ключе, чтобы они могли говорить в терминах изменений в структуре экономической активности, либо увеличивая или снижения экономического благосостояния. Однако, как только экономисты отвергли идею о том, что полезность измерима, они должны были признать, что экономическое благополучие неизмеримо и что любое заявление о благосостоянии - это оценочное суждение, на которое влияют предпочтения и приоритеты тех, кто выносит решение. Это привело к поиску критериев благосостояния, которые избегали межличностных сопоставлений полезности путем введения явных оценочных суждений относительно того, увеличилось ли благосостояние.
Простейший критерий был разработан Вилфредо Парето, который утверждал, что любое перераспределение ресурсов, связанных с изменением произведенных товаров и / или их распределением среди потребителей, можно считать улучшением, если оно сделало некоторых людей лучше (по собственной оценке), не сделав кого-либо еще хуже. Этот анализ привел к разработке условий для Парето-Оптимальности, которые максимизировали бы экономическое благосостояние сообщества, для определенного распределения доходов. Оптимальность Парето является, таким образом, концепцией доминирования, основанной на сравнении векторов коммунальных услуг. Он отвергает представление о том, что можно сравнивать утилиты разных людей или что можно обобщить утилиты разных людей и две альтернативные ситуации, сравнив их с суммированными утилитами. Когда конечные потребители не появляются в модели, как в чистой производственной структуре, ситуация считается оптимальной по Парето, если нет альтернативы, которая приводит к производству большего количества некоторых продуктов или использованию меньшего количества ввода, все остальные равны. Очевидно, что ситуация оптимальна по Парето - это не то же самое, что сказать, что она максимизирует ВНП или что она лучше в каком-то уникальном смысле. Критерий Парето позволяет избежать межличностных сравнений, имея дело только с бесспорными случаями, когда никто не пострадал. Однако это делает этот критерий неприменимым к большинству политических предложений, которые приносят пользу другим и наносят ущерб другим, без компенсации. В целом существует много оптимальных вариантов Парето. Тем не менее, оптимальность - это общая хорошая концепция, которая может получить общее согласие: никто не будет утверждать, что общество должно согласиться на ситуацию, которая не является оптимальной, потому что если A не является оптимальным, существует B, который все предпочитают. Николай Калдор и Джон Хикс предложили альтернативный критерий (принцип компенсации), предложив, чтобы любые экономические изменения или реорганизация считались полезными, если после изменения победители могли гипотетически компенсировать проигравших и по-прежнему быть лучше. По сути, этот критерий подразделяет эффекты любого изменения на две части: (a) прибыли / потери эффективности; (б) последствия распределения доходов.
До тех пор, пока получатели оценивают свою прибыль на более высоком уровне, чем значение, которое проигравшие устанавливают на свои потери, тогда этот выигрыш в эффективности оправдывает изменение, хотя (при отсутствии фактических компенсационных выплат) произошло перераспределение доходов. Если выигрыши от изменения полностью компенсируют проигравших и по-прежнему демонстрируют чистую прибыль, это будет оцениваться как улучшение по критерию Парето. Если компенсация не выплачивается, тогда может быть создана вторая лучшая ситуация, когда экономика отходит от оптимальной схемы распределения ресурсов, оставляя правительство решать, хочет ли оно вмешаться в налоговые льготы и компенсировать проигравших. В дополнение к разработке критериев благосостояния экономисты, такие как Пол Самуэльсон, попытались построить функцию социального обеспечения, которая может предложить руководство относительно того, является ли одна экономическая конфигурация лучше или хуже другой. Функция социального благосостояния может рассматриваться как функция благосостояния каждого потребителя. Однако для того, чтобы построить функцию социального благосостояния, необходимо принять предпочтения каждого потребителя и объединить их в порядок предпочтений сообщества, а некоторые экономисты, такие как Кеннет Эрроу, поставили под сомнение возможность последовательного и непротиворечивого упорядочения сообществ ,
Несмотря на свои методологические сложности, экономика благосостояния все чаще нуждается в оценке экономических изменений, в частности, в повышении проблем загрязнения окружающей среды, которые оказывают неблагоприятное воздействие на некоторых людей, принося пользу другим. Широкое внедрение принципа «загрязнитель платит» отражает готовность правительств делать межличностные сопоставления полезности и вмешиваться на рынки, чтобы заставить загрязнителей нести расходы на любое загрязнение, которое они вызывают.