Автор: Манейчик Ю.В.
Источник: Не опубликована
Манейчик Ю.В. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассмотрены основные теоретические подходы к анализу потенциала предприятия, выявлены основные факторы устойчивого развития, на основании которых была разработана процессная модель повышения потенциала предприятия.
Ключевые слова: управление, потенциал, процессная модель, устойчивое развитие, вход, выход, механизм, управление.
Для определения потенциала предприятия как объекта исследования экономической науки необходимо остановиться на теоретических подходах к определению категории потенциала предприятия в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-экономистов. На сегодняшний день существует множество различных определений и трактовок понятий «потенциал». Специалисты в области исследования региональной экономики К.М. Миско [1], А.Н. Азрилиян [2] предлагают понимать под потенциалом совокупность имеющихся средств и возможностей в какой-либо области. По мнению А.Н. Люкшинова потенциал предприятия представляет собой совокупность его возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг) [3]. Наиболее полно сущность потенциала приведена в Большой Советской Энциклопедии [4] - под потенциалом следует понимать совокупность средств, запасов и возможностей, которые позволяют предприятию развиваться.
Предприятие под влиянием факторов внешней среды может отталкиваться от существующего положения, с целью достижения своего устойчивого развития.
При положительном влиянии факторов внешней среды внутренняя система предприятия может быть охарактеризована экономическим ростом, благодаря которому она может перейти в качественно новое состояние, что предусматривает дополнительный расход ресурсов.
При негативном влиянии внешней среды происходит спад производительности, при этом необходимо мобилизовать все внутренние ресурсы для того чтобы предприятие вернулось в запланированной режим функционирования.
Благоприятное или неблагоприятное влияние внешней среды будет требовать от предприятия для его устойчивого функционирования и развития дополнительного расхода ресурсов, то есть использование всех составляющих его потенциала.
Таким образом, проблема устойчивого развития предприятия связана с образованием и максимально полным использования его внутренних возможностей. Основная задача предприятия состоит в том, чтобы обеспечить необходимые преимущества перед другими конкурентами по наиболее эффективному использованию своего потенциала и увеличению этого потенциала, более высоким темпами, чем потенциал конкурентов. [5]
Для наглядного представления процесса повышения потенциала предприятия, целесообразно использовать инструментарий процессного моделирования.
Для разработки процессной модели «повышение потенциала предприятия» была использована методология IDEF0, в связи с тем, что данная методология наиболее широко отображает зависимости последовательных процессов, их структуру, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти процессы.
Построение диаграмм начинается с представления всей системы в виде одного блока и дуг, изображающих интерфейсы с функциями вне системы. Затем блок, который представляет систему в качестве единого модуля, детализируется на другой диаграмме с помощью нескольких блоков, соединенных интерфейсными дугами. [6]
В процессе исследования была разработана модель повышения потенциала предприятия, представленная на рисунок 1., состоящая из главного процесса и 4 видов стрелок: вход, выход, механизм и управление.
Для данного процесса вход представлен – данными о деятельности предприятия, потребности рынка, трудовые и экономические показатели предприятия и данными о инновационном состоянии предприятия. Он преобразуются или расходуются процессом, чтобы создать то, что появится на его выходе, а именно повышение потенциала предприятия и положительная динамика показателей повышения потенциала предприятия. Управление представлено целью и миссией предприятия, уставом предприятия, нормативно-правовыми актами и законами, методологией оценки рисков, методологией и критериев оценки потенциала. Этот вид воздействия определяет условия, необходимые процессу, чтобы произвести правильный выход.
Механизм представлен спец. группой (специалисты из различных отделов, в том числе менеджеры, бухгалтеры, специалисты-аналитики, маркетологи и т.д.), руководство компании и внештатные консультанты (специалисты из консалтинговых компаний).
Единственная функция, представленная на контекстной диаграмме верхнего уровня, может быть разложена на основные подфункции посредством создания дочерней диаграммы, создаваемой при декомпозиции, Данная диаграмма охватывает ту же область, что и родительский блок, но описывает его более подробно. Таким образом, дочерняя диаграмма как бы вложена в свой родительский блок.
Исходя из вышесказанного, модель повышения потенциала предприятия (А0), является декомпозицией модели «А-0». Модель состоит из пяти основных процессов: разработка стратегии управления потенциалом предприятия, процесса сбора и обработки информации для оценки потенциала предприятия, разработки плана повышения потенциала предприятия, процесса оценки рисков разработанного плана и его корректировки и реализации плана повышения потенциала предприятия.
Для данного процесса вход представлен – данными о деятельности предприятия, потребности рынка, трудовые и экономические показатели предприятия и данными о инновационном состоянии предприятия Он преобразуются или расходуются процессом, чтобы создать то, что появится на его выходе, а именно повышение потенциала предприятия и положительная динамика показателей повышения потенциала предприятия. Целью этапа является получение комплексного представления о этапах повышения потенциала предприятия.
Данная модель представлена на рисунке 2.:
Разработанная процессная модель визуализирует процесс поэтапного повышения потенциала предприятия, в том числе управление его внутренними факторами, на основании данных оценки текущего уровня потенциала, посредством анализа трудовых и экономических показателей, а также данных о состоянии инновационной базы и актуальных потребностей рынка. Предложенный план мероприятий позволит предприятию выбирать эффективный вариант развития в условиях факторов внешней и внутренней среды, а также улучшить основные показатели своей деятельности.
1. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) – М: Наука, 1991. – 94 с.
2. Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997. – 864 с.
3. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК / А.Н. Люкшинов. – К.: Колос, 1999. – 367 с>
4. Большая Советская энциклопедия. – Т. 20. – М.: Просвещение, 1977 - 428 с.
5. Учаева Т.В. Использование внутренних возможностей предприятия как основа повышение его потенциала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/
6. Власов, М.П. Моделирование экономических систем и процессов: Учебное пособие / М.П. Власов, П.Д. Шимко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.