Назад в библиотеку

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Манейчик Ю.В.
Источник: Не опубликована

Аннотация

Манейчик Ю.В. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к анализу потенциала предприятия, выявлены основные факторы устойчивого развития, на основании которых была разработана процессная модель повышения потенциала предприятия.

Ключевые слова: управление, потенциал, процессная модель, устойчивое развитие, вход, выход, механизм, управление.

Для определения потенциала предприятия как объекта исследования экономической науки необходимо остановиться на теоретических подходах к определению категории потенциала предприятия в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-экономистов. На сегодняшний день существует множество различных определений и трактовок понятий «потенциал». Специалисты в области исследования региональной экономики К.М. Миско [1], А.Н. Азрилиян [2] предлагают понимать под потенциалом совокупность имеющихся средств и возможностей в какой-либо области. По мнению А.Н. Люкшинова потенциал предприятия представляет собой совокупность его возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг) [3]. Наиболее полно сущность потенциала приведена в Большой Советской Энциклопедии [4] - под потенциалом следует понимать совокупность средств, запасов и возможностей, которые позволяют предприятию развиваться.

Предприятие под влиянием факторов внешней среды может отталкиваться от существующего положения, с целью достижения своего устойчивого развития.

При положительном влиянии факторов внешней среды внутренняя система предприятия может быть охарактеризована экономическим ростом, благодаря которому она может перейти в качественно новое состояние, что предусматривает дополнительный расход ресурсов.

При негативном влиянии внешней среды происходит спад производительности, при этом необходимо мобилизовать все внутренние ресурсы для того чтобы предприятие вернулось в запланированной режим функционирования.

Благоприятное или неблагоприятное влияние внешней среды будет требовать от предприятия для его устойчивого функционирования и развития дополнительного расхода ресурсов, то есть использование всех составляющих его потенциала.

Таким образом, проблема устойчивого развития предприятия связана с образованием и максимально полным использования его внутренних возможностей. Основная задача предприятия состоит в том, чтобы обеспечить необходимые преимущества перед другими конкурентами по наиболее эффективному использованию своего потенциала и увеличению этого потенциала, более высоким темпами, чем потенциал конкурентов. [5]

Для наглядного представления процесса повышения потенциала предприятия, целесообразно использовать инструментарий процессного моделирования.

Для разработки процессной модели «повышение потенциала предприятия» была использована методология IDEF0, в связи с тем, что данная методология наиболее широко отображает зависимости последовательных процессов, их структуру, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти процессы.

Построение диаграмм начинается с представления всей системы в виде одного блока и дуг, изображающих интерфейсы с функциями вне системы. Затем блок, который представляет систему в качестве единого модуля, детализируется на другой диаграмме с помощью нескольких блоков, соединенных интерфейсными дугами. [6]

В процессе исследования была разработана модель повышения потенциала предприятия, представленная на рисунок 1., состоящая из главного процесса и 4 видов стрелок: вход, выход, механизм и управление.

Для данного процесса вход представлен – данными о деятельности предприятия, потребности рынка, трудовые и экономические показатели предприятия и данными о инновационном состоянии предприятия. Он преобразуются или расходуются процессом, чтобы создать то, что появится на его выходе, а именно повышение потенциала предприятия и положительная динамика показателей повышения потенциала предприятия. Управление представлено целью и миссией предприятия, уставом предприятия, нормативно-правовыми актами и законами, методологией оценки рисков, методологией и критериев оценки потенциала. Этот вид воздействия определяет условия, необходимые процессу, чтобы произвести правильный выход.

Механизм представлен спец. группой (специалисты из различных отделов, в том числе менеджеры, бухгалтеры, специалисты-аналитики, маркетологи и т.д.), руководство компании и внештатные консультанты (специалисты из консалтинговых компаний).

Рисунок 1. – Модель повышения потенциала предприятия (А-0)

Рисунок 1. – Модель повышения потенциала предприятия (А-0)

Единственная функция, представленная на контекстной диаграмме верхнего уровня, может быть разложена на основные подфункции посредством создания дочерней диаграммы, создаваемой при декомпозиции, Данная диаграмма охватывает ту же область, что и родительский блок, но описывает его более подробно. Таким образом, дочерняя диаграмма как бы вложена в свой родительский блок.

Исходя из вышесказанного, модель повышения потенциала предприятия (А0), является декомпозицией модели «А-0». Модель состоит из пяти основных процессов: разработка стратегии управления потенциалом предприятия, процесса сбора и обработки информации для оценки потенциала предприятия, разработки плана повышения потенциала предприятия, процесса оценки рисков разработанного плана и его корректировки и реализации плана повышения потенциала предприятия.

Для данного процесса вход представлен – данными о деятельности предприятия, потребности рынка, трудовые и экономические показатели предприятия и данными о инновационном состоянии предприятия Он преобразуются или расходуются процессом, чтобы создать то, что появится на его выходе, а именно повышение потенциала предприятия и положительная динамика показателей повышения потенциала предприятия. Целью этапа является получение комплексного представления о этапах повышения потенциала предприятия.

Данная модель представлена на рисунке 2.:

Рисунок 2 – Модель повышения потенциала предприятия (А0)

Рисунок 2. – Модель повышения потенциала предприятия (А0)

Разработанная процессная модель визуализирует процесс поэтапного повышения потенциала предприятия, в том числе управление его внутренними факторами, на основании данных оценки текущего уровня потенциала, посредством анализа трудовых и экономических показателей, а также данных о состоянии инновационной базы и актуальных потребностей рынка. Предложенный план мероприятий позволит предприятию выбирать эффективный вариант развития в условиях факторов внешней и внутренней среды, а также улучшить основные показатели своей деятельности.

Список использованной литературы

1. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) – М: Наука, 1991. – 94 с.
2. Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997. – 864 с.
3. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК / А.Н. Люкшинов. – К.: Колос, 1999. – 367 с>
4. Большая Советская энциклопедия. – Т. 20. – М.: Просвещение, 1977 - 428 с.
5. Учаева Т.В. Использование внутренних возможностей предприятия как основа повышение его потенциала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/
6. Власов, М.П. Моделирование экономических систем и процессов: Учебное пособие / М.П. Власов, П.Д. Шимко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.