Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Актуальность тематики исследования.

В современных условиях развития конкурентного рынка эффективное управление такими основными экономическими процессами как формирования и использования оборотных средств в оперативной деятельности способствует решению ряда вопросов стратегического развития предприятия и обеспечивает повышение эффективности получения результатов хозяйственной деятельности. Большинство отечественных предприятий не выдерживают жесткой конкуренции, не достигают высокого уровня доходности из-за недостатка оборотных средств, замедленного движения потоков оборотных средств, поэтому проблема оценки уровня обеспеченности предприятий оборотными средствами, выбора источников их финансирования, определения эффективности использования и их качественного планирования является весьма актуальной, однако вызывает ряд сложностей с позиции принятия управленческих решений на каждом предприятии.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проблема исследования теоретических особенностей управления оборотными средствами, в том числе определение понятия оборотные средства рассмотрена в работах таких ученых–экономистов, как Бормотова М. В., Бочаров В. В., Бригхем Е. Ф., Герчикова И. Н., Гончаров А. Б., Гринева В. М. , Овсийчук М. Ф., Павлова Л. Н., Поддерьогин А. М., Поляк Г. Б., Стоянова А. С. и другие.

Цель и задачи исследования.

Цель магистерской работы – дальнейшее развитие теоретических основ и разработки методических методов рекомендаций по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.

Для достижения указанной цели в магистерской работе поставлены и решены комплекс теоретических, научно-методических и практических задач:

1. Уточнены сущность и специфические черты оборотных активов предприятий на основе анализа точек зрения ученых.

2. Исследовано влияние внешних и внутренних факторов на формирование оборотных активов предприятий.

3. Изучены модели управления оборотными активами предприятий в целом и их составляющими, уточнено условия их применения.

4. Разработаны рекомендации по применению методов математического моделирования для совершенствования управления оборотными средствами в современных условиях.

Объектом исследования

Являются процессы управления оборотными активами предприятия в современном условиях.

Предмет исследования

Научно-методические основы формирования и использования оборотных активов предприятия

1. Понятие и классификация оборотных активов

Оборотные активы представляет наиболее обширную часть краткосрочной финансовой политики предприятия, поскольку именно текущие активы обеспечивают платежеспособность и целевые финансовые результаты деятельности предприятия. Сложность управления этими активами связана с наличием большого количества их элементов и постоянной трансформацией их видов.

Как известно, оборотные средства - одна из важнейших финансовых категорий - представляют собой авансированную в денежной форме стоимость для образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение производственной программы и своевременное осуществление расчетов. Информационной базой анализа и управления оборотными средствами являются формы бухгалтерской и финансовой отчетности, в которых в стоимостной оценке отражается материально-вещественное воплощение оборотных средств - оборотные активы. Иными словами, оборотные активы - это натуральная форма выражения сути оборотных средств[5].

Оборотные активы предприятия можно подразделить по многим классификационным признакам, основными из которых являются следующие:

1. По форме функционирования оборотных активов:

- материальные активы, т.е. активы, имеющие материальную вещественную форму:

- финансовые активы, характеризующие различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении:

2. По видам оборотных активов:

- запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем их входящих материальных потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия;

- запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует объем их выходящих материальных потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации.

- дебиторская задолженность, характеризующая сумму задолженности в пользу предприятия, представленная финансовыми обязательствами по расчетам за товары, услуги, выданные авансы и т.д.;

- денежные средства. В зарубежной практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств во всех их формах, но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных средств. Формами российской финансовой отчетности суммы краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений выделяются в самостоятельный вид активов предприятия;

- прочие виды оборотных активов - это прочие виды активов, отражаемые во втором разделе актива баланса (расходы будущих периодов, НДС полученный и др.).

3. По источникам формирования оборотных активов:

- валовые оборотные активы. Это вся совокупность оборотных активов предприятия, сформированных как за счет собственного, так и за счет заемного капитала;

- чистые оборотные активы. Это совокупность активов предприятия, сформированных за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств;

- собственные оборотные активы. Это совокупность активов предприятия, сформированных исключительно за счет собственного капитала.

Если долгосрочные обязательства не используются как источник финансирования оборотных средств, то величины собственных и чистых оборотных активов совпадают.

4. По степени ликвидности оборотных активов:

- активы в абсолютно ликвидной форме, т.е. активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа (денежные активы в национальной и иностранной валюте);

- высоколиквидные активы. Это активы предприятия, которые быстро могут быть конвертированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам (краткосрочные финансовые вложения, нормальная краткосрочная дебиторская задолженность);

- среднеликвидные активы. Это активы предприятия, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок до шести месяцев (дебиторская задолженность во всех формах, кроме краткосрочной и безнадежной, запасы готовой продукции, предназначенной к реализации);

- низколиквидные активы. Это активы предприятия, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от шести месяцев и больше (запасы сырья и полуфабрикатов, запасы в форме незавершенного производства);

- неликвидные активы. Это такие виды активов предприятия, которые самостоятельно, без продажи самого предприятия, реализованы быть не могут (безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов).

5. По периоду функционирования оборотных активов:

- постоянная часть оборотных активов - это неснижаемый минимум оборотных активов, требуемый предприятию для осуществления операционной деятельности постоянно в течение ила-нового периода;

- переменная часть оборотных активов - это изменяющаяся часть оборотных активов, потребность в которой возникает в периоды сезонного или конъюнктурного увеличения объемов производства или запасов ТМЦ.

На всех стадиях жизненного цикла предприятия процесс формирования и управления оборотными активами должен носить целенаправленный характер. Основная цель управления оборотными активами - выявление и удовлетворение потребности в отдельных их видах для обеспечения бесперебойного процесса воспроизводства, а также оптимизация их объема и структуры для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности [3].

2. Анализ оборотных активов

Оборотные (текущие, мобильные) активы показываются во втором разделе актива баланса. Их анализ следует начать с группировки этих активов по степени их ликвидности, т.е. реализуемости. Для этого отдельные виды оборотных активов необходимо распределить по следующим группам:

- наиболее легко реализуемые активы, имеющие минимальную степень риска в плане их ликвидности. К ним относятся денежные средства и легкореализуемые (быстрореализуемые) краткосрочные ценные бумаги;

- легкореализуемые активы, имеющие малую степень риска. Сюда входят: дебиторская задолженность организаций, имеющих устойчивое финансовое состояние, запасы материальных ресурсов (за исключением залежалых, длительное время не используемых в производстве), а также готовая продукция массового потребления, пользующаяся спросом;

- оборотные активы, имеющие среднюю степень реализуемости, или среднюю степень риска. Сюда можно причислить незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также готовую продукцию производственно-технического назначения;

- труднореализуемые (малоликвидные) оборотные активы, имеющие высокую степень риска при их реализации. В эту группу включают дебиторскую задолженность организаций, имеющих неустойчивое финансовое состояние, залежалые запасы материальных ресурсов, запасы готовой продукции, не пользующиеся спросом покупателей [4].

Кругооборот оборотных активов

Рисунок 1. Характеристики экономического потенциала предприятия
(анимация: 6 кадров, бесконечно, 62,4 килобайт)

При анализе нужно дать оценку динамики соотношения труднореализуемых активов и общей величины оборотных активов, а также труднореализуемых и легкореализуемых оборотных активов. Если эти соотношения увеличиваются, то это свидетельствует о снижении ликвидности, т.е. чем больше средств вложено в оборотные активы, находящиеся в группе высокого риска, тем, ниже ликвидность организации.

При анализе применяются два метода — прямой и косвенный. При прямом методе определяется поступление и выбытие денежных средств; при этом исходным элементом является выручка от реализации. При косвенном методе исходным элементом является прибыль, которая корректируется в связи с движением денежных средств.

Прямой метод дает возможность характеризовать ликвидность организации, так как он подробно изображает движение денежных средств на ее счетах. Вместе с тем этот метод не показывает взаимосвязи между полученным финансовым результатом (прибылью) и изменением суммы денежных средств. Косвенный же метод анализа позволяет объяснить причины несоответствия между прибылью, полученной за данный период и величиной денежных средств. Организация может иметь также виды доходов и расходов, которые влияют на прибыль, но не изменяют суммы денежных средств. При анализе на величину этих доходов и расходов корректируется чистая прибыль организации[1].

3.Политика управления оборотными активами

Управление оборотными активами – это система мероприятий, направленных на улучшение экономического состояния организации и предприятия за счет использования оборотных средств (собственности и капитала, период оборота которых составляет менее 12 месяцев).

При разработке стратегии управления оборотными средствами выявляют влияющие на структуру активов факторы, анализируют потребность предприятия в каждом виде активов и дают предварительную оценку эффективности имеющегося объема оборотных активов. От реализуемой политики управления оборотными активами во многом зависят основные условия взаимодействия предприятия с подрядчиками, поставщиками и другими контрагентами. От эффективности этой политики во многом зависят страховые резервы предприятия или организации[6].

Политика управления оборотными средствами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных средств, реализации и оптимизации структуры источников их финансирования. Политика управления оборотными средствами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам [1].

1. Анализ оборотных средств предприятия в предшествующем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных средств предприяти.

3. Оптимизация объема оборотных средств.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных средств.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных средств.

6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных средств.

7. Обеспечение минимизации потерь оборотных средств в процессе их использования.

8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных средств.

9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств[5].

Выводы

Главной целью управления активами предприятия является получение максимальной прибыли при разумном распределении денежных средств инвестора. Сами активы делятся на оборотные и необоротные, методы управления ими существенно отличаются.

Процесс управления активами включает в себя следующие задачи:

- Использование денежных средств наиболее эффективным для инвестора способом;

- Управление оборотными активами в виде запасов сырья, материалов для производства, а также остатками товаров предприятия;

- Регулирование аналитиком процесса управления задолженностью и отслеживание ликвидности предприятия.

Управление необоротными активами — еще более сложный процесс, поскольку он касается длительных капиталовложений в определенную отрасль. В качестве объектов инвестирования могут выступать даже незавершенные строительные объекты, не считая материальных ценностей и денежных средств.

Поскольку управление активами предприятия — рискованное, хотя и прибыльное дело, потенциальному инвестору следует знать, с какими сложностями он может столкнуться в процессе.

1. Состояние рынка. При управлении активами и пассивами нужно учитывать, что получение прибыли напрямую зависит от состояния рынка. Поэтому при вложении собственных средств нужно внимательно изучать состояние отдельной отрасли и консультироваться у специалистов, которые помогут сделать качественный прогноз потенциальных рисков.

2. Управление денежными активами банка практически всегда связано с нестабильностью прибыли, особенно если к процессу инвестирования привлечены сразу несколько владельцев активов, которые в любой момент могут забрать свои деньги.

3. Компании-инвестору придется нести дополнительные расходы для найма специалиста, который и будет осуществлять управление финансовыми и непрофильными активами. Конечно, можно попробовать обойтись и без помощи профессионала, но в этом случае шансы получить желаемую прибыль сводятся к минимуму.

Список источников

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. -0 М.: Финансы и статистика,2004.
  2. Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации. // Бухгалтерский учет – 2000г. – с.353.
  3. Хобта В. М. Механизм обеспечения развития предприятий: эколого-экономический аспект / Под ред. Лаврик У. В., Попова О. Ю., Шилова О. Ю. / Монография – Донецк, 2009.–272 с.
  4. Швец И. Б. Управление производственными запасами предприятия: Монография / Под ред. Бондарева И. А. / НАН Украины. Ин-т економики пром-сти. – Донецк, 2003.–182 с.
  5. Шегда О. В. Экономика предприятия / Учебник – К.: Здание, 2006.–614 с.
  6. Экономика предприятия, М.: Инфра - М, 2005.