Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В процессе своей деятельности любое предприятие несет определенные затраты, без осуществления которых невозможно достижение целей и задач, стоящих перед ним. Производя продукцию, предприятие расходует различные ресурсы, которые имеются в его распоряжении (материальные, трудовые и т.д.), и оттого, насколько эффективно оно это делает, зависят результаты его деятельности в целом. Особенно остро эта задача ощущается в условиях рыночной экономики, где она определяет конкурентные позиции предприятия. Управление затратами используется для решения таких вопросов, как: оценка факторов рентабельности, выбор необходимых заказов, планирование будущих направлений деятельности, оценка производственных запасов и их калькуляция, распределение и минимизация затрат и т.д.

1. Актуальность темы

В современных экономических условиях любому хозяйствующему субъекту приходится ориентироваться как на устойчивое и стабильное функционирование, так и на развитие в условиях современной инновационной экономики. Достижение устойчивого преимущества над конкурентами сегодня возможно только при наличии гибкой и рациональной системы управления затратами, что и подчеркивает актуальность данного исследования.

2. Цель и задачи исследования

Целью исследования является развитие теоретико-методических положений, разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления затратами.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

Объект исследования: процесс управления затратами на предприятии.

Предмет исследования: теоретические основы и экономические подходы к управлению затратами предприятия.

Проблема управления затратами рассмотрена в работах Шонбергера Р. Дж., Фанделя Г., Друри К., Нагеля К. Среди отечественных исследователей стоит отметить А. Ф. Аксененко, И. А. Басманова, В. Б. Ивашкевича, С. Ф. Покропивного, Я. В. Соколова, В. И. Стояна и т.д.

Научная значимость исследования заключается в развитии теоретических основ и разработки методических рекомендаций по совершенствованию системы управления затратами предприятия.

Методы исследования. Теоретической и методической основой магистерской работы послужили научные труды и методические разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления затратами предприятия. Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: индукции и дедукции, анализа и классификации; подходы: информационный, системный, процессный подход. Информационной базой исследования являются общие положения научных работ отечественных и зарубежных ученых в рамках исследуемой темы, статистическая информация, материалы научно–исследовательских конференций, периодические издания и сеть Internet.

Апробация результатов работы: Основные научные и практические положения работы были представлены на международных научно–практических конференциях: "Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами" в 2016 г., «Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие» в 2016 – 2017 гг.

3. Теоретические аспекты управления затратами на предприятии

В экономической литературе можно встретить такие понятия, как издержки, затраты, расходы. В своей основе все эти понятия означают одно и то же - затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.

Термин "издержки" применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами - уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат - расходы [3].

В экономической литературе существует множество различных трактовок понятия затрат. Некоторые из их представлены в следующей таблице:

Таблица 1 - Различные трактовки понятия "затраты"
Автор Трактовка понятия "затраты"
Котенева Е. Н., Краснослободцева Г. К., Фильчакова С. О. Затраты – это ресурсы, израсходованные на конкретные цели, в стоимостном выражении [2].
Мицкевич А. Затраты - объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, которые трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг, характеризующийся в денежном выражении [4].
Серебренников, Г.Г. Затраты – это стоимостная оценка использованных компанией производственных ресурсов [1].
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Затраты – это ценность материалов и услуг факторов производства, использованных при изготовлении продукции.
Осадчая И.М. Затраты – выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции.
Савченко О. С., Пашигорева Г. И. Затраты — денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы)[6;94].
Лебедев В. Г., Дроздова Т. Г., Кустарев В. П. Затраты — это экономический показатель, характеризующий в денежном выражении объем ресурсов за определенный период времени, использованных на производство и сбыт продукции, и отражающий их в составе себестоимости продукции, работ и услуг [5;158].

В литературе и на практике наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие, как «расходы» и «издержки». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание.

Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях:
1.Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определенный период.
2. Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.
3. Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т. е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и ее реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия [1;8].

Управление затратами — это процесс целенаправленного формирования затрат по их видам, местам и носителям при постоянном контроле и стимулировании их уменьшения. Оно является важной функцией экономического механизма любого предприятия.

Под системой управления затратами понимают совокупность планирования, учета и анализа этих затрат. В современных условиях основная цель создания системы управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы заплатить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене.

Система управления затратами включает следующие функциональные подсистемы:

Система управления затратами

Рисунок 1 – Система управления затратами
(анимация: 6 кадров, 10 циклов повторения, 165 килобайт)

Основными функциями системы управления затратами следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.

Система управления затратами создается для управления издержками конкретного хозяйствующего субъекта и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованная система управления затратами обеспечивает не только контроль текущей работы предприятия, но и улучшение ее результатов в будущем.

4. Методические основы управления затратами

Современные тенденции в области исследования затрат характеризуются активным внедрением новых методов управления затратами. В данной ситуации могут найти применение различные методы, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения.

К современным методам управления затратами относят:

  1. Стандарт-кост
  2. Директ-костинг
  3. Метод управления производством по системе JIT
  4. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
  5. Стратегический анализ затрат (SCA)
  6. Учет затрат по работам (ABC)
  7. Концепция управления затратами жизненного цикла (LCC)
  8. Absorption Costing (Абзорпшн-костинг)
  9. Таргет-костинг
  10. Кайзен-костинг
  11. CVP-анализ (анализ точки безубыточности)
  12. Бенчмаркинг затрат (Benchmarking)
  13. Метод Cost-killing
  14. Метод VCC

В настоящее время актуальным является вопрос построения системы управленческого учета, которая бы увязывала и интегрировала различные концепции управления затратами и результатами в процесс калькуляции себестоимости полного жизненного цикла продукта. Для формирования комплексной системы управления затратами и результатами на различных этапах жизненного цикла продукта наиболее целесообразной является выработка подходов к интеграции и совместному применению передовых систем управленческого учета – стандарт-костинг, таргет-костинг и кайзен-костинг.

Большой эффект в оптимизации затрат организации можно достичь, применяя метод Life Cycle Costing (LCC) — концепцию управления затратами жизненного цикла. Этот подход впервые был применен в США в рамках государственных проектов в оборонной отрасли. Стоимость полного жизненного цикла изделия — от проектирования до снятия производства - была наиболее важным показателем для государственных структур, так как проект финансировался исходя из полной стоимости контракта или программы, а не из себестоимости конкретного изделия. Новые технологии производства спровоцировали перемещение методов LCC в сектор частной экономики. Основными причинами этого перехода являются: резкое сокращение жизненного цикла изделий; увеличение стоимости подготовки и запуска в производство; практически полное определение финансовых показателей (затрат и доходов) на стадии проектирования.

Суть его состоит в том, что затраты определяют применительно не к деятельности предприятия за ряд периодов, а на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляют с соответствующими доходами. Плановые затраты определяются по каждой стадии жизненного цикла продукта (без разделения на периоды или с разделением по ним)[7]. Для выявления результатов разработки и выведения нового продукта на рынок затраты по этапам жизненного цикла аккумулируются нарастающим итогом.

Определение затрат по стадиям жизненного цикла нового продукта требует соблюдения следующих условий:

Под суммарными затратами ресурсов на жизненный цикл продукции понимают затраты, связанные с потреблением всех видов ресурсов в стоимостном выражении за период с начала НИОКР до окончания эксплуатации и утилизации.

Объем затрат на отдельных стадиях жизненного цикла зависит от характера продукции, ее технической сложности и новизны. Принципиально новая, технически сложная и наукоемкая продукция требует больших затрат на НИОКР, порой во много раз превышающих затраты на всех остальных стадиях жизненного цикла.

5. Совершенствование механизма управления затратами предприятия

В третьем разделе «Совершенствование механизма управления затратами предприятия» планируется разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на основе конкретной экономико–математической модели и обосновать эффект от комплекса предложенных мероприятий.

Выводы

Развитие конкуренции на рынке и снижение нормы прибыли влияет на перспективы функционирования предприятия с учётом сформированного механизма управления затратами. Вероятность успешного развития повышается, когда предприятие умеет грамотно управлять расходами, особенно в периоды циклического спада конъюнктуры рынка.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. Наиболее распространенными методами управления затратами являются: LCC-метод, стандарт-кост, директ-костинг, АВС. Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Данные методы являются средством предупреждения возникновения неэффективных решений уже на стадии проектирования и производства изделий.

Внедрение того или иного метода на предприятии (в зависимости от возникшей проблемы) позволяет решать первоочередные задачи, заранее оценивать возможные потери, минимизировать затраты и максимизировать прибыль.

На момент написания реферата дипломная работа еще не завершена. Окончательное завершение планируется на июнь 2018 года.

Список источников

  1. Серебренников, Г.Г. «Управление затратами на предприятии : учебное пособие» / Г.Г. Серебренников. – Тамбов : Изд – во Тамб. гос. техн. университета, 2007. – 80 с.
  2. Котенева Е. Н., Краснослободцева Г. К., Фильчакова С. О. «Управление затратами предприятия» – 2008.
  3. Волкова О.Н. Управленческий учет: учебник. М.:Издательство «Проспект», 2005.
  4. Мицкевич А.А. Управление затратами и прибылью. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, Институт экономических стратегий, 2005.
  5. Лебедев В. Г. Управление затратами на предприятии. / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова и В. П. Кустарев – СПб.: изд. Дом «Бизнес – пресса», 2006. – 352 с.
  6. Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Системы управленческого учета и анализа./ Г. И. Пашигорева, О. С. Савченко – СПб.: Питер, 2002, 176 с.
  7. Остаев Г.Я., Хосиев Б.Н., Концевой Г.Р. Современные методы исследований информации для целей управленческого учета. Известия Горского государственного аграрного университета. Издательство : ГГАУ. – 2015. – с.208 – 213.
  8. Кузов М. Управление затратами: практика, идеи, подходы // Управление компанией,№1. – 2006.
  9. Davila A., Wouters M. Designing cost – competitive technology products through cost management //Accounting Horizons. – 2004. – №. 1.
  10. Гомонко Э.А, Тарасова Т.Ф. Управление затратами на предприятии. – М.:КНОРУС, 2010. – 320 с.
  11. Гончарова Э.А. Управление затратами и результатами деятельности предприятия. – СПб.: Изд-во СПуГУЭФ, 2012. – 82с.
  12. Головач О.В. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2009 г. – 121с.
  13. Drury, C. «Cost and management accounting». Thomson Learning. – 2006.