Назад в библиотеку

Ресурсное обеспечение проектов экономического развития промышленных предприятий в кризисных условиях

Автор: Осипишина Т.Н.
Источник: Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическимим системами, Материалы III Международной научнотехнической конференции, г.Донецк, 2017, ДонНТУ — 2011, Том 1, с. 350-353.

Аннотация

В статье представлены теоретические и практические аспекты ресурсного обеспечения экономического развития промышленных предприятий на основе проектного подхода. Проанализирован опыт ресурсного обеспечения проекта развития на примере предприятия пищевой промышленности “АВК”. Выделены основные факторы успешной реализации ресурсного обеспечения проекта в условиях экономической нестабильности.

Ключевые слова: ресурсы, кризис, инвестиционный проект, региональное развитие.

Общая постановка проблемы

В настоящий момент перед отдельными предприятиями, отраслями, региональными экономиками и народным хозяйством в целом стоят задачи совершенствования системы управления проектами, повышения конкурентоспособности, оптимизации ресурсного обеспечения экономического развития в кризисных условиях. Возможность выпуска конкурентоспособной продукции по совокупности таких показателей, как цена, качество и сроки изготовления, во многом зависит от эффективной организации процесса планирования и распределения ресурсов в проекте.

Совершенствование методологии управления ресурсного обеспечения проектов экономического развития, инструментов контроля и диагностики ключевых показателей деятельности значительно расширили возможности повышения эффективности управления и нашли свое отражение в различных теориях. Однако анализ практики управления ресурсами показывает, что широкого распространения на предприятиях наиболее современные приемы и методы не получили.

Анализ предшествующих исследований и публикаций

Методические и практические вопросы оптимального ресурсного обеспечения в ходе управления проектами нашли отражение в трудах российских и зарубежных ученых: Р.З. Акбердина, А.В. Ахумова, Д.А.Гаврилова, Т.А. Егоровой, В.С. Кабакова, В.В. Кобзева, ВН.А. Оладова, С.В. Питеркина, М.У. Слижиса, Е.К. Смирницкого, Л.М. Чистова, Н.Дж. Эквилайна, М.О. Якобсона и др. Поскольку в существующих научных работах не нашли достаточного отражения методологические вопросы организации ресурсного обеспечения как на уровне региона так и на уровне отдельных предприятий, а практика свидетельствует о наличии факторов, сдерживающих широкое распространение современных инструментариев, становятся актуальными проблемы развития теоретических и методических основ рациональной организации процесса ресурсного обеспечения проектов экономического развития промышленных предприятий в кризисных условиях.<

Целью исследования является поиск направлений оптимизации механизма ресурсного обеспечения проектов экономического развития промышленных предприятий в условиях кризиса.

Основные результаты исследования

Большинство реализуемых проектов связано со значительными затратами людских, материально-технических и финансовых ресурсов на местном, региональном и национальном уровнях. Изменение структуры собственности, преобразование отраслевой структуры производства к требованиям рыночного спроса товаров и услуг, динамичное окружение с различными факторами неопределенности, необходимость координации действий большого количества участников проекта предъявляют высокие требования к лицам, отвечающим за эффективность использования инвестиционных ресурсов.

Сложившаяся мировая практика под ресурсным обеспечением проекта понимает методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении всех этапов жизненного цикла проекта. Отличительной особенностью концепции ресурсного обеспечения проекта экономического развития является то, что уже на первых стадиях все контрагенты принимают активное участие в планировании и организации процесса осуществления проекта. Указанный подход к планированию имеет два преимущества: во-первых, совместное планирование способствует достижению договоренности и обеспечивает большую приверженность участников целям и задачам проекта; во-вторых, привлечение участников, имеющих различные интересы, является альтернативой дискуссиям между группами экспертов по вопросу об относительной ценности различных ресурсов и результатов проекта.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что система управления ресурсным обеспечением проектов развития доказывает высокую эффективность ее применения в программах любого назначения [1] Организационно-экономический механизм реализации ресурсного обеспечения проекта представляет собой форму взаимодействия участников проекта, которая фиксируется в проектных материалах с целью обеспечения реализации проекта и возможности оценки и анализа затрат и результатов каждого участника, связанных с реализацией проекта. В отечественной практике также имеется практический опыт успешного освоения механизма ресурсного обеспечения проектов экономического развития, в т.ч. и в условиях кризиса.

Так, с момента приобретения ОАО «Кондитерская фабрика «АВК» г.. Днепропетровск компания« АВК»инвестировала в ее развитие 11 млн. долларов США. В 2007 г. в данное предприятие инвестировано более 10 млн. долларов США на покупку и модернизацию оборудования по производству шоколадных изделий.

В целом, с 2006 г. компания «АВК» осуществила масштабные инвестиции в объеме около 30 млн. долларов США в обновление и расширение производственных мощностей и маркетинговое продвижение своих основных торговых марок на рынках. С начала 2008 г. владельцы компании «АВК» инвестировали более 7 млн. долларов США в расширение производства шоколадных изделий на производственных мощностях фабрик. При этом новым оборудованием зачастую заменяли производственные мощности, на которых ранее производилось печенье и карамель. С учетом сложно экономической ситуации, руководство компании АВК отметило, что в 2016 году инвестиции в экономическое составили уже менее 2 млн дол. «У АВК есть задачи наращивать мощности, развиваться. Но нет достаточных ресурсов: 70% мощностей потеряны» [3]. В этой связи для предприятия чрезвычайно актуально ресурсное обеспечение инвестиционных проектов и в первую очередь финансовое.

Необходимо отметить, что государство на современном этапе является неэффективным инвестором, прежде всего, из-за недостаточности доходной части бюджета и необходимости первоочередного решения социальных и политических задач. И, хотя объемы финансирования за счет средств государственного бюджета возросли согласно статистики, тем не менее этих средств недостаточно для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий.

В этой связи больше внимания следует уделять привлечению инвестиций в форме средств финансовых институтов. Так, анализ данных показал, что использование такого источника финансирования инвестиций как кредиты финансовых учреждений и других займов имеет тенденцию к росту. Однако объемы привлечения банковских кредитных ресурсов и займов других финансовых учреждений пока характеризуются недостаточными размерами.

В условиях нехватки собственных ресурсов особое внимание уделяется также расширению привлечения капитала иностранных инвесторов. Данные свидетельствуют о достаточно стабильных объемах привлечения иностранного капитала для финансирования инвестиционной деятельности, хотя по сравнению с другими источниками они недостаточно значительны.

Необходимо отметить, что кроме общегосударственных, некоторые из субъективных причин, препятствующих притоку капитала в отечественную экономику, могут быть частично или полностью устранены на региональном уровне.

Практически всеми руководителями подчеркивается важность активизации притока инвестиций. Однако потенциальный инвестор учитывает не только позицию региональной администрации, но и политическую стабильность региона, его производственный потенциал, взаимоотношения местных властей с центром, отношение местной администрации к деятельности предприятий с иностранными инвестициями, уровень безработицы и отношения трудовых коллективов с руководством, риск национализации и экспроприации.

Мировой опыт свидетельствует: в условиях рыночной экономики региональные органы управления должны брать на себя многие хозяйственные функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала [2]. Привлечение иностранного капитала в интересах развития региона следует осуществлять на основе программы, в которой должны быть определены приоритетные направления для привлечения иностранного капитала и меры по стимулированию притока инвестиций. Разрабатывая целостную региональную политику в отношении инвестиций, следует учитывать, что в международной практике существует многообразие форм привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа, позволяющие достигать поставленных перед регионом целей и задач. До последнего времени основной упор был сделан на создание совместных предприятий. При этом оставались в стороне другие, не менее эффективные формы.

Очевидно, что при разработке региональных программ привлечения инвестиций необходимо учитывать все разнообразие форм привлечения средств из-за рубежа, выбирая оптимальное их сочетание для региона.

Необходимо отметить, что наряду с определением отраслевых приоритетов, форм привлечения средств из-за границы, выработки механизма стимулирования инвесторов в области льготного налогообложения, важными элементами региональных программ выступают также:

  • развитие инфраструктуры региона, организация практической помощи предприятиям в осуществлении внешнеэкономической деятельности
  • формирование благоприятного инвестиционного имиджа региона через организацию и участие в международных выставках, ярмарках, инвестиционных проектах, публикациях в печатных изданиях соответствующего профиля
  • развитие системы консультативного и информационного обеспечения, а также маркетинга инвестиционных проектов и программ
  • постоянное развитие в других странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на украинский рынок
  • упрощение порядка регистрации предприятий с иностранными инвестициями на уровне региона и совершенствования работы региональных регистрационных структур
  • Тщательная проработка всех элементов программы привлечения инвестиций будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе.

    Выводы

    В целом, можно отметить, что оценка и анализ ресурсов дает возможность определить эффективность расходов, определиться, как применять данные о затратах для выработки решений на ближнюю и дальнюю перспективы, как спланировать реальный уровень прибыли, способствует выявлению узких мест в стратегии экономического развития предприятия особенно в период нестабильности и даже кризиса. Планирование ресурсного обеспечения проектов экономического развития промышленных предприятий в кризисных условиях – это сложная организационная и финансовая проблема. Сложность ее заключается в том, что предприятия, как правило, производят несколько, зачастую и большое количество видов продукции, а затраты ресурсов при этом не всегда связаны только с производством. Поэтому предприятие должно выработать специальные приемы группировки и распределения ресурсов, которые позволят обеспечить бесперебойную деятельность и, при этом, избежать излишних затрат на их хранение. Правильное определение потребности ресурсов на реализацию проектов экономического развития имеет большое значение не только для отдельного предприятия, но и для экономики в целом. Обусловлено это тем, что затраты ресурсов предприятия на единицу производимой продукции лежат в основе формирования цен и занимают там значительный удельный вес. Целью ресурсного планирования является определение нужного количества разнообразных ресурсов, необходимых для обеспечения работ проекта.

    Список использованной литературы

    1. Байнев В.Ф., Пелих С.А. Экономика региона: Учеб. пособие. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, ИВЦ Минфина, 2007 – 272 с.

    2. Карпець С.Л. Світовий досвід управління регіональним розвитком / С.Л. Карпець // Вісник ЖДТУ. - 2008. - № 2. – С. 252 – 259

    3. Собственник АВК: В 2016-м больше 50 млн грн инвестиций не потянем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biz.liga.net/