Назад в библиотеку

Налоговое регулирование налона на прибыль в ДНР

Автор: В.В. Шамрин, Е.М. Кравцова
Источник: Материалы третьей международной научно-практической интернет-конференции «Дорожная карта мировой экономики»: 17 ноября 2017 г., г. Донецк / ГО ВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, УО «Белорус. торг.-экон. ун-т потребит. кооп., Центр бизнес-образования УО «Белорус. торг.-экон. ун-т потребит. кооп.; редкол. Дрожжина С. В. (глав. ред.) [и др.]. – Донецк : [ГО ВПО «ДонНУЭТ»], 2017. с. 171-173

Аннотация

В.В. Шамрин, Е.М. Кравцова, Налоговое регулирование налона на прибыль в ДНР. Исследовано законодательное регулирование налога на прибыль в ДНР.

Общая постановка проблемы

Налог на прибыль организаций является значимой составляющей республиканского бюджета ДНР. Это прямой налог, величина которого зависит от конечного результата финансовой деятельности предприятий в отчётном периоде. С точки зрения налогового регулирования этот налог может как стимулировать рост производства, так и тормозить его при плохом построении налоговой системы. Со стороны налогоплательщика, налог на прибыль является самым расходным и сложно рассчитываемым налогом, поскольку в базу налогообложения включаются практически все факторы хозяйственной жизни предприятия. Проблема налогового регулирования налога на прибыль в условиях экономической нестабильности является одной из важнейших для государства, особенно в условиях формирования налоговой системы, когда законодатель должен ответственно подходить к вопросам налогового регулирования, устраняя противоречащие формулировки, встраивая новые требования в существующую систему. Исходя из вышеизложенного, вопросы, касающиеся налога на прибыль предприятий, являются актуальными.

Для облегчения понимания общих закономерностей колебательных процессов целесообразно начинать их изучение с простых и наглядных систем, например, замкнутая цепь, содержащая конденсатор и катушку индуктивности. Изменение во времени физических величин, характеризующих разные колебательные системы, описывается одинаковыми дифференциальными уравнениями.

Исследование компьютерных программ при моделировании разных способов возбуждения колебаний позволяет определить точностные и частотные характеристики программ.

Изложение основного материала.

Учет налога на прибыль регулируется 12 главой Закона «О налоговой системе ДНР» (далее – Закон) [1]

Плательщиками налога на прибыль в ДНР, как и в Российской Федерации, и в Украине, являются одни и те же группы хозяйствующих субъектов: юридические лица, физические лица-предприниматели, филиалы юридических лиц – нерезидентов, которые находятся на общей системе налогообложения (ОСН) и возложена на них обязанность уплачивать налог на прибыль, за исключением тех случаев когда налогоплательщик находится на упрощённой, патентной системе налогообложения или физическое лицо получивший доход не связанный с предпринимательской деятельностью. Обьектом налога на прибыль является прибыль, рассчитанная путем уменьшения суммы валовых доходов отчетного периода на суммы валовых расходов того же отчетного периода, с учетом особенностей признания валовых расходов и валовых доходов в соответствии с Законом. Ставка налога 20%. Декларация по налогу на прибыль подается до 20 числа месяца, следующего за отчетным, налог уплачивается в течение 10 дней после граничного срока ее подачи.

Условия экономической нестабильности диктуют некоторые особенности налогового регулирования налога на прибыль в ДНР. Некоторые из них рассмотрим ниже.

  1. С целью упрощённого контроля налогоплательщиков учета налога на прибыль со стороны государства, а так же для своевременного пополнения средств в бюджет, установлен минимальный налоговый период, который равен одному месяцу, - период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы и определения налога на прибыль к уплате в бюджет государства.
  2. Применяются особые ставки по налогу на прибыль. Так, при розничной торговле ГСМ и сжиженным газом (пропан-бутан) конечному потребителю ставка налога на прибыль составляет 20% – при условии если торговая наценка не превышает 20%, а если данное условие не выполняется, то ставка налога на прибыль 100%. Так государство регулирует ценообразование в сфере стратегически важных ресурсов.
  3. Налог на прибыль по ставке 0% применяется государственными предприятиями и иными субъектами угледобывающей отрасли по утвержденному перечню с целью поддержки развития стратегической отрасли.
  4. Законодатель ограничивает перечень расходов, которые можно включать в валовые расходы для исчисления налога на прибыль с целью расширения базы налогообложения. Показательным примером является учет расходов на рекламу. Допустим, предприятие потратилось на рекламу с целью увеличения продаж. Затраты изначально являются экономически целесообразными, эти расходы должны привести к получению доходов, то есть принцип соответствия доходов и расходов, казалось бы, налицо. [2] Вместе с тем, согласно ст.72.3.11 Закона, эти затраты не включаются в состав валовых расходов при исчислении налога на прибыль. Для сравнения – ст. 249 Налогового Кодекса РФ предусматривает включение данных затрат в состав валовых расходов, устанавливая при этом норматив – 1% от продаж. [3]
  5. Налоговая система ДНР позволяет включать затраты по заработной плате работникам в состав валовых расходов по кассовому методу, в отличие от Украины. Это положительный момент, так как ранее использовался метод начисления, что позволяло предприятиям начислять заработную плату, включать ее в валовые расходы и не выплачивать несколькими месяцами, что позволяло минимизировать прибыль.
  6. Законодатель четко и конкретно дает перечень видов деятельности, которые обязывают налогоплательщиков применять исключительно общую систему налогообложения: обмен валют; деятельность по управлению предприятиями; предоставление финансовых и страховых услуг; торговля ГСМ; производство и торговля фармацевтической продукцией; торговля алкогольной продукцией и табачными изделиями; деятельность в сфере общественного питания; выпуск платежных документов; прием платежей от физических лиц при помощи платежных терминалов операторами по приему платежей; инжиниринг и прочие услуги, связанные с составлением технических заданий, проектных предложений, научных исследований и т.д. А также уйти от общей системы налогообложения не получится, если годовой объем валового дохода предприятия составляет свыше 60 млн. рублей и/или количество наёмных работников более 10 человек.
  7. Основным положительным моментом нынешнего налогового регулирования является то, что отменен НДС, т.е. нет возможности использовать некие схемы для возмещения налога, путем оформления фиктивных импортных грузов и подобных операций, а так же если б этот налог был, то все бы импортные товары подорожали как минимум на 20%. Данный налог раннее не позволял экономике прогрессировать, т.к. возмещённые суммы налога затем выводились через офшорные зоны.
  8. В ДНР налогоплательщики налога на прибыль ежемесячно уплачивают налог с оборота в размере 1,5% от выручки, под которой понимается сумма товарооборота, предоплаты, полученных авансов. Уплаченная сумма налога с оборота не включается в валовые расходы, но уменьшает величину доходов при исчислении налога на прибыль. Заметим, что от уплаты налога с оборота освобождены финансовые учреждения. Это сделано с целью развития финансовой системы ДНР.

Выводы. В целом налоговая система ДНР отчасти решает проблемы раннее действовавшего украинского налогового законодательства, улучшив его, и вместе с тем вводит жесткие ограничения, обусловленные экономической нестабильностью в республике и необходимостью наполнять бюджет. С развитием экономики, скорее всего, ограничения будут сокращаться и уровень лояльности к налогоплательщикам повысится.

Список использованной литературы

1. Закон ДНР «О налоговой системе» от 25.12.2015№99-IНС (с изм. и доп.). http://dnrsovet.su/zakon-o-nalogovoj-sisteme-donetskoj-narodnoj-respubliki/
2. Закон ДНР «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-buh-i-fin-uchete/
3. Налоговый Кодекс РФ (с изм. и доп.). http://nalogovyykodeks.ru/