Автор:
Митрофанова Е.И., Донецкий национальный технический университет
Рассмотрена эволюция функций кадастровых систем в мире, выявлены общие закономерности и тенденции. Исследована эволюция понятия кадастр
, связанная с изменениями функций кадастра. Охарактеризовано современное развитие кадастра в Украине в контексте его исторического развития, сформулированы основные функции и принципы построения кадастра. Определены цели и тенденции развития кадастровой системы в Украине с учетом происходящих изменений в кадастровых системах других стран.
Кадастр на каждом этапе развития человеческого общества играет определенную роль, обусловленную стадией развития общества и характером отношений человека к земле. Кадастровые системы в мире имеют очень длинную историю и эволюционируют на протяжении тысячелетий. Каждая страна проходит этот путь по-своему. Однако существуют общие объективные закономерности развития кадастровых систем, связанные с прохождением определенной стадии развития человеческого общества. Выявление и анализ общих закономерностей позволяют лучше понять происходящие в этой отрасли изменения, оценить тенденции развития и проанализировать имеющиеся недостатки, спрогнозировать развитие системы на перспективу.
Современный этап развития кадастра в Украине начался относительно недавно, с начала 1990 г., а история возникновения кадастра уходит в далекое прошлое. С одной стороны, современный этап развития кадастра в Украине невозможно рассматривать в отрыве от исторических корней, а с другой стороны – развитие кадастра в стране невозможно отделить от общих тенденций и закономерностей развития кадастровых систем в мире. Таким образом, актуальным является исследование вопросов концепции построения и дальнейшего развития системы кадастра в Украине в тесной связи с историческими корнями и в контексте объективных закономерностей и тенденций в развитии кадастра в мире.
Вопросам исследования кадастровых систем в мире и в отдельных странах посвящены многочисленные публикации зарубежных авторов: Вильямсона и Тинг (Австралия), Кауфманна и Стеудлера (Германия), Ларссона (Швеция), Хенссена (Канада), Энермак (Дания) и др. Проблемам современного этапа развития кадастровой системы в Украине посвящены работы украинских ученых: Володина Н. А., Даниленко А. С., Лихогруда Н. Г., Третьяка А. Н., Черемшинского М. Д. и др. Однако и на законодательном уровне, и в научных кругах вопрос о концептуальных основах построения и направлений дальнейшего развития системы кадастра в Украине все еще остается дискуссионным и нерешенным. В связи с этим, целями статьи является:
кадастр, связанной с изменением функций кадастра в мире.
1. Эволюция развития функций кадастра
Эволюционное развитие отношений человека к земле, связанное с экономическим развитием западных систем землевладения, в очень обобщенном виде описал проф. И. Вильямсон [1], который отметил, что ключевым аспектом в понимании эволюции современных кадастров является признание роли кадастра, как существенного инструмента в администрировании отношений между человеком и землей
. Эволюцию этих отношений можно представить в виде временной диаграммы, в соответствии с которой отношений между человеком и землей характеризуются динамичностью и включают четыре этапа (рис. 1).
1 этап – до 1700 гг. Характеризуется сельскохозяйственной революцией, установлением и дальнейшим развитием феодализма. Понимание земли как основного источника богатства и власти предопределяет основные функции кадастра: фискальную (обеспечение государственной функции налогообложения) и юридическую (защита прав собственности владельцев).
2 этап – с 1700 гг. до II Мировой войны. Характеризуется индустриальной революцией, ростом капитала и развитием рынков земли. Земля становится важным источником капитала; акцент смещается с физического владения фиксированным земельным участком (мертвый
капитал) на преобразование земли в мобильный, движущийся
капитал (живой
капитал). Именно на этом этапе зарождается самая распространенная в мире система регистрации прав – система Торренса (пример юридических изменений, отвечающих нуждам общества). Понимание земли как товара, предопределяет новую функцию кадастра: информационная поддержка функционирования рынков земли и обеспечения сделок с землей. На данном этапе к функциям кадастра добавляется функция обеспечения сделок с землей.
3 этап – после ІІ Мировой войны до 1980 гг.Характеризуется послевоенной реконструкцией с последующим ростом населения. Понимание земли, как ограниченного ресурса предопределяет новую функцию кадастра: обеспечение эффективного пространственного планирования, особенно в городах. В этот период кадастр, как система записей о земельных участках и правах на них, становится полезным инструментом (если базируется на крупномасштабных кадастровых картах) для городского планирования и обеспечения жизненно-важных функций систем коммуникаций городов (электричество, вода, газ). Таким образом, функция планирования была добавлена к предыдущим сферам применения кадастра.
4 этап – с 1980 гг. по настоящее время. Современный этап характеризуется информационной революцией и признанием необходимости устойчивого развития землепользования, нахождения оптимального баланса интересов общества и конкретного землепользователя/ групп землепользователей в распределении ограниченных ресурсов, т.е. обеспечение социальной справедливости. Понимание земли, как ограниченного ресурса общины (коммуны), определяет новую функцию кадастра: инструмент для земельного управления. Мировая общественность признает ограниченность природных и особенно земельных ресурсов. Это приводит к необходимости улучшения планирования ограниченных ресурсов. На международном уровне провозглашена необходимость устойчивого развития и охраны окружающей среды для обеспечения эффективного развития последующих поколений [3].
Для целей устойчивого развития, необходимо обеспечение кадастровыми данными процесса управления земельными ресурсами. Таким образом, общество нуждается в многоцелевом кадастре, который бы обеспечивал и фискальные функции, и нужды рынка земли, и облегчал функции земельного управления. Построение системы многоцелевого кадастра становится возможным, благодаря информационной и технологической революциям: развитию современных технологий и программных средств получения, обработки и представления пространственных данных о земле. С другой стороны, наиболее трудным является проведение фундаментальных юридических и административных реформ, направленных на облегчение процессов обмена актуализированными данными для функционирования системы многоцелевого кадастра.
На основе анализа представленной схемы можно сделать вывод, что в ходе эволюционного развития кадастровая система фокусируется не только на регистрации объектов недвижимости с целью налогообложения и защиты прав, эффективного функционирования рынка земли, но и все более активно служит другим целям частного и общественного секторов:
2. Эволюция современного понятия кадастр
В соответствии с эволюцией развития западных стран, в научных кругах изменялось определение самого термина кадастр
и его функций. Классическое определение кадастра – как официальная система учета (описания) земельных участков, основанная на съемке их границ, – дошло практически без изменений до начала 80-х годов прошлого века, т.е. до современного этапа развития кадастра (см. рис. 1). Современный этап ознаменовался революционными технологическими, социальными и политическими изменениями, что оказало непосредственное влияние на развитие кадастровых систем.
Международная Федерация Геодезистов (МФГ) в рамках Комиссии 7 Кадастр и земельное управление
планомерно изучает и обобщает тенденции развития кадастра в мире, вырабатывая и последовательно уточняя концепцию кадастра. Эволюция понятийного аппарата в кадастровой области на современном этапе представлена на рисунке 2.
Первая систематизированная попытка выяснения концепции кадастра в 1992 г. завершилась формированием рабочей группы МФГ, разработавшей в 1995 г. Определение кадастра
[4]. В соответствии с этим определением,
кадастр – методически организованный публичный реестр данных относительно собственности в пределах определенной страны или района, основанный на съемке границ собственности.
Ключевой концепцией этого традиционного определения кадастра является земельный участок (единица учета в кадастре), как участок земной поверхности с определенными границами, на который установлены права собственности индивидуального субъекта или юридического лица.
Однако это определение МФГ не полностью раскрывало роль кадастра в функционировании земельных рынков. В результате в 1996 г. ООН при поддержке МФГ разработала Богорскую Декларацию по кадастровой реформе [5]. В Богорской Декларации было провозглашено:
«…развитие современной инфраструктуры кадастра, которая обеспечивает эффективное развитие рынков земли и земельной собственности, защищает права всех собственников/ пользователей, поддерживает долгосрочное устойчивое развитие и земельное управление».
Важным в Богорской Декларации является утверждение, что кадастровая инфраструктура может поддержать огромный массив юридических, технических, административных и институционных функций при проектировании и установлении соответствующей кадастровой системы, обеспечивая построение бесконечного множества форм кадастра: от очень простых до сложных. Такая гибкость позволяет кадастрам вести записи о различных правах на землю (как частных, так и общественных). Успех кадастровой системы зависит не от ее юридической или технической базы, а от того, насколько эффективно она защищает права на землю и обеспечивает передачу прав эффективно, просто, быстро, безопасно и по низким ценам. Однако если нет в наличии ресурсов для поддержки актуализации (обновления) информации в системе, тогда нет и достаточных оснований для ее установления. [5].
В 90-х годах прошлого столетия вышло много книг и статей по вопросам кадастра; состоялись конференции в 1990 и 1992 гг., посвященные кадастровым системам и кадастровым реформам (г. Мельбурн, Австралия). С разрушением коммунистических режимов в Восточной и Центральной Европе, Европейская Комиссия ООН признала необходимость разработки руководящих принципов для стран с переходной экономикой, направленных на помощь в построении новых кадастровых систем в этих странах (Руководящие принципы земельного администрирования
[6]). В результате продолжительных дебатов по вопросу разработки концепции кадастра, в частности в Европе, Европейская Комиссия ООН приняла определение термина земельное администрирование
вместо кадастр
. Земельное администрирование было определено,как:
процесс определения, записи и распространения информации о владениях, стоимости и использовании земли при осуществлении политики земельного управления.
В этом контексте земельное администрирование включает: земельную регистрацию, кадастровые съемки и картографирование; фискальный, юридический, многоцелевой кадастры и земельно-информационные системы (ЗИС), основанные на земельном участке, информационно поддерживающие функции планирования землепользования и систему оценки/ налогообложения земли.
В то же время, МФГ в рамках Комиссии 7 Кадастр и земельное управление
продолжает исследования кадастровых вопросов. В 1994 г. Комиссия учредила Рабочую группу для выработки концепции будущего кадастра через 20 лет (Кадастр 2014
[7]).
Разработка концепции кадастра через 20 лет обусловлено тем, что будущее кадастра изменяется вследствие таких причин:
Акцент Кадастра 2014
направлен на важность завершенности (полноты информации) кадастра и включение как всех общественных (публичных), так и частных прав в кадастре. В соответствии с данным определением,
Кадастр 2014 – методически организованный публичный реестр данных относительно всех юридических земельных объектах в определенной стране или районе, основанный на съемке их границ [7].
Ключевыми концепциями нового определения кадастра являются земельный объект и юридический земельный объект, отражающие весь комплекс изменений в юридической, социальной, политической и технологической сферах общества. В соответствии с определением,
земельный объект – участок земной поверхности, в пределах которого существуют однородные условия. Юридические земельные объекты описываются юридическим содержанием прав или ограничений прав и границами, которые определяют пределы действия прав/ограничений.
Таким образом, введение понятия юридический земельный объект отражает влияние аспектов публичного права, связанных с установлением широкого спектра публичных ограничений на права собственности.
Осознание на международном уровне важности кадастра для устойчивого развития, привело в 1998 г. к принятию ООН и Мировым Банком Бассартской Декларации по Земельному администрированию для устойчивого развития [8]. Бассартская Декларация провозгласила, что большинство земельных административных систем сегодня не в состоянии справиться с возрастающей сложностью комплекса прав, ограничений и обязательств по отношению к земле, что обусловлено такими факторами как дефицит воды, несанкционированное землепользование, шум и загрязнение окружающей среды. Таким образам,
земельную информацию и земельные системы администрирования необходимо перестроить и изменить для решения проблем возрастающей сложности взаимоотношений человечества и земли. Они должны играть фундаментальную роль в облегчении процесса принятия и поддержки управленческих решений, которые являются составной частью устойчивого развития. Устойчивое развитие вообще невозможно без соответствующей системы земельного администрирования.
Необходимо отметить, что современный этап развития отношений человека и земли характеризуется, с одной стороны, сложной конфигурацией объектов недвижимости, связанной с возможностями новых строительных технологий, архитектурой, интенсификацией землепользования, а с другой стороны – усложнившимися правовыми отношениями по поводу земли в связи с расширением публичных ограничений, обусловленных реализацией государством (обществом) концепции устойчивого землепользования и охраны окружающей среды. Таким образом, в городских условиях речь идет о трехмерных объектах и отношениях между ними (3D-ситуациях).
Примерами 3D-ситуаций, связанных с усложнением конфигурации объектов недвижимости, являются:
Примерами 3D-ситуаций, связанных с установлением публичных ограничений на земельные участки, являются:
Причем, эти зоны могут накладываться друг на друга и пересекаться, создавая очень сложные конфигурации прав в пространстве над и под землей.
Анализ состояния кадастровой регистрации в зарубежных странах свидетельствует: в современных кадастровых системах даже самых передовых стран мира, основанных на двухмерном земельном участке, как учетной единице, такие реально существующие 3D-ситуации очень трудно описать в кадастре, а тем более зарегистрировать. Это приводит к необходимости поиска соответствующего решения: исследование возможностей для построения системы 3D-кадастра.
Таким образом, активизация процессов формирования 3D-объектов в различных странах приводит к необходимости рассмотрения определения 3D-юридических объектов и их описания в кадастровых регистрах и на кадастровых картах с целью удовлетворения потребностей общества в функционировании пространственных объектов. Вопросы 3D-кадастра приобретают все большую важность в последнее время, они становятся темой для научных дискуссий на международном уровне в рамках конференций и конгрессов, проводимых МФГ: в Корее и Нидерландах (2001 г.), в США (2002 г.), во Франции (2003 г.), в Греции (2004 г.), в Египте (2005 г.), в Германии (2006 г.). Начиная с 2000 г., ряд европейских стран (Нидерланды, Израиль, Норвегия, Швеция) активизировали исследования в этом направлении, так как это диктуется объективными требованиями их экономического развития.
3. Характеристика современного развития кадастра в Украине
Проецируя эволюцию земельных отношений в Украине на развитие в Западной Европе, можно построить временную диаграмму и выявить коренные отличия в развитии функций кадастра в Украине, оказывающие непосредственное влияние на осуществляемую с 1991 г. кадастровую реформу в стране (рис. 3).
Рассматривая историческое развитие кадастра в Украине за период 1917 – 1990 гг., можно сделать следующие обобщающие выводы:
Современный этап развития кадастра в Украине характеризуется тем, что практически осуществляется построение новой системы кадастра, призванной обеспечить следующие функции: защиту прав собственников (землепользователей), налогообложение земли, функционирование рынка земли, планирование землепользований и управление земельными ресурсами, т.е. функций многоцелевого кадастра, основанного на передовых информационных технологиях.
Сопоставление двух шкал эволюционного развития в Западных странах и в Украине свидетельствует, что Украина в данной ситуации имеет как определенные преимущества, так и трудности при построении системы многоцелевого кадастра.
Преимущества связаны, прежде всего, с информационной и технологической революциями, которые предоставляют широкие возможности применения современных методов получения, обработки и отображения геопространственных данных; разработки современных моделей баз данных с применением новых концепций и идеологии. Преиму-ществом является также возможность критического анализа и осмысления опыта других стран в построении кадастровых систем с целью выбора оптимального пути, предотвращения возможных ошибок. Отрицательным является тот факт, что новая кадастровая система практически строится с нуля
с развитием ранее несвойственных ей функций: фискальной, юридической, обеспечения рынка земли. Этот отрицательный факт стал самым главным тормозом в развитии системы кадастра в Украине на современном этапе.
Специалисты отмечают, что развитие земельного кадастра в Украине сегодня значительно отстает от требований времени. С начала земельной реформы в стране значение земельно-кадастровой информации возросло: структура и содержание информации усложнились; круг субъектов, потенциально заинтересованных в получении информации, расширился и включает сегодня не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и новый класс собственников и пользователей земельных участков (юридических и физических лиц). Фактором отставания земельного кадастра от изменений, которые произошли в земельном строе страны, является его неприспособленность к изменениям форм собственности на землю и возможности собственников земли самостоятельно осуществлять сделки с земельными участками [9].
По вышеуказанным причинам и вследствие исторически сложившегося ведомственного подхода к земельным ресурсам, на сегодняшний день в Украине так и не сформирована концепция построения и дальнейшего развития земельно-кадастровой системы (или кадастрово-регистрационной системы).
Украина – единственная страна на постсоветском пространстве, не принявшая закон о кадастре. Идет постоянная борьба двух основных ведомств, претендующих на функцию ведения единой системы регистрации прав на недвижимость, включая землю: Министерства Юстиции и Государственного комитета по земельным ресурсам. Как следствие этой разобщенности и отсутствия концепции построения и развития кадастрово-регистрационной системы, каждое ведомство имеет свой взгляд на кадастрово-регистрационную систему: ведет свои реестры, не имеющие на сегодняшний день никакой взаимосвязи. Министерство Юстиции на базе Государственного предприятия Информационный Центр
ведет ряд реестров по объектам недвижимого имущества:
Бюро технической инвентаризации).
Государственный комитет земельных ресурсов на базе Центра Государственного земельного кадастра
ведет свой реестр по земельным участкам – Государственный реестр земель
.
Положение усугубляется тем, что в действующем украинском законодательстве нет единого подхода и концептуального видения объекта регистрации. Это подтверждается анализом правовых норм действующих на сегодняшний день законодательных актов (таблица 1): Земельного кодекса 2001 г., Гражданского кодекса 2004 г., Закона Украины О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений
(2004 г.).
Одна из причин сложившегося положения: отсутствие четкой регламентации в земельно-кадастровом законодательстве процедур формирования объектов регистрации. На практике не существует разграничения понятий первичная регистрация и вторичная; не разграничиваются понятия и содержание процедур формирования объекта учета, регистрации объекта (кадастровый учет) и регистрации прав на объект.
Таблица 1 – Анализ действующего законодательства по определению объектов регистрации
Законодательный акт | Определение объектов регистрации |
1. Земельный кодекс |
|
2. Гражданский кодекс | сделки (ст. 210), что включает:
|
3. Закон О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений |
вещные права на недвижимое имущество, их ограничения и сделки относительно недвижимого имущества, что включает (ст.3 – ст.4):
|
В процессе приватизации объекта происходит процедура первичной регистрации объекта (рис. 4), а при осуществлении сделок с объектом – вторичная регистрация (рис. 5).
Таким образом, процедуры формирования и регистрации земельных участков и находящихся на них объектов недвижимого имущества являются ведомственно разобщенными, что по своей сути является абсурдом и, в конечном итоге, приводит к усложнению и удорожанию процедуры как для заявителя, так и для участвующих в ней организаций. Поэтому часть своих затрат они естественно (или искусственно) перекладывают на заявителя, заинтересованного в скорейшем оформлении прав на объект и получении правоустанавливающего документа. Другим, не менее опасным, следствием такого положения является дублирование информации об объектах в разных организациях и реестрах, или же потеря ценной информации.
Необходимо отметить, что последние законодательные и нормативно-правовые акты установили в качестве единого органа государственной регистрации прав (на земельные участки и объекты недвижимости) центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Госкомзем) и созданный при нем Центр Государственного земельного кадастра (ст. 5 Закона Украины О государственной регистрации…
). Непоследовательность политики правительства по этому вопросу отражает тот факт, что за последние 2 года, по крайней мере, трижды на 180 градусов менялось мнение по поводу органов государственной регистрации: Госкомзем на протяжении 2004 – 2005 гг.; Министерство Юстиции – в 2006 г. Это еще раз подтверждает острую необходимость выработки четкой научно-обоснованной концепции построения и развития кадастрово-регистрационной системы в Украине.
Одними из важнейших элементов такой концепции являются принципы построения земельно-кадастровой системы в Украине, базирующейся на опыте передовых стран с учетом национальных традиций, менталитета нации, особенностей экономического развития страны. По мнению ученых, основными принципами являются [10]:
Для реализации сформулированных принципов крайне необходимым является:
О государственном земельном кадастре, который бы содержал положения, гармонизированные с основными законодательными актами Украины в этой области: Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом Украины
О государственной регистрации вещных прав и их ограничений;
О формировании недвижимости, который бы устанавливали процедуры формирования объектов недвижимости (земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений) при осуществлении приватизации и сделок с недвижимостью (подобные закона действуют во всех европейских странах);
О формировании недвижимости,
О государственном земельном кадастреи
О государственной регистрации …), регламентирующих единую комплексную процедуру формирования объектов недвижимости (земельных участков и улучшений на нем);
О государственной регистрации …в отношении определения объектов регистрации;
Кадастр 2014), ключевой концепцией кадастра в Украине, как и во многих европейских странах, необходимо принять 3D-юридический земельный объект, наиболее адекватно отражающий реально существующий физический и юридический мир.
Выводы
кадастризменялось в тесной связи с изменениями функций кадастра и с усложнением задач, стоящих перед обществом. Принятие на международном уровне понятия кадастра будущего –
Кадастр 2014отражает всю сложность взаимоотношений общества и человека и является ответом на изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества: юридической, социальной, политической, технологической и информационной.
О государственном земельном кадастре, Закон
О формировании недвижимостии нормативно правовые акты, вытекающие из этих двух законов, и Закона
О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений.