Инженер и художник: взаимоисключающие или взаимодополняющие профессии?
Содержание
- 1. Введение, формулирование проблемы
- 2. Кто такой инженер и кто такой художник? Так ли разнятся эти профессии, как кажется на первый взгляд?
- 3. Влияние технического образования на творческого человека
- 4. Моя галерея
1. Введение, формулирование проблемы
В своей биографии я писала о том, что очень люблю творчество и хочу связать свою карьеру именно с творческой деятельностью. Но понять это мне помогло не что иное, как инженерное образование. И поэтому свой индивидуальный раздел я посвящаю раскрытию влияния технического образования на творческого человека.
2. Кто такой инженер и кто такой художник? Так ли разнятся эти профессии, как кажется на первый взгляд?
Для начала неплохо бы понять, кого же называют инженером и кого называют художником.
Инженер (от лат. ingeniare – искусный
) – технический деятель, который направляет свой труд на практическое применение научных, экономических и социальных знаний. Деятельность инженера тесно связана с изобретением, разработкой и внедрением новых технологий, средств и методов труда (по материалам Википедии).
Художник в узком смысле – человек, занимающийся изобразительным искусством. В широком смысле – любой деятель искусства.
Искусство (от ст.-слав. искоусъ – опыт, испытание
) – познание, осмысление мира в художественном образе. Синоним искусства – творчество, т.е. деятельность, направленная на создание новой, уникальной ценности (материальной или духовной).
Таким образом, даже в самих определениях можно проследить тесную связь этих профессий. Сейчас у многих устоялось мнение, что инженер и художник – это две противоположности. В этом нет ничего удивительного, ведь все мы привыкли, что инженер – это человек с математическим, точным складом ума, очень практичный и рациональный. В то же время художник – это мечтатель, фантазер; человек, который не только чувствует, но и думает сердцем. Но если разобраться в терминах, то инженер и художник – не противоположности, а два полюса одного целого. Ведь и инженерия, и искусство – это творчество, только в разных областях. Так, инженер творит в области науки и техники, а художник – в области искусства. Но и инженер, и художник – это производители уникальных, творческих объектов.
Поэтому в профессиях инженера и художника можно найти как различное, так и схожее.
Схожее:
- творчество;
- уникальный продукт;
- производство.
- область деятельности
3. Влияние технического образования на творческого человека
Как видно, инженерия и искусство – достаточно схожие понятия. Их отличает лишь сфера применения, область деятельности творца. Поэтому, несомненно, инженерия и творчество очень сильно влияют друг на друга.
Для начала рассмотрим, как творчество влияет на инженерию.
Человеку, который выбрал для себя инженерную специальность, очень помогут в обучении его творческие способности. Особенно, если это способности в изобразительном искусстве.
В этом я убедилась на личном примере. С самого раннего детства я рисую, занималась в художественном кружке и, как следствие, не только люблю, но и хорошо умею рисовать. Этот навык очень помог мне в учебе в техническом вузе. Рисование развивает не только твердость руки, но и глазомер, чувство пространства. Это помогало мне в черчении, а также непосредственно в геодезии (особенно на 1-м курсе, когда мы чертили все планы, карты и профили от руки
). Мои чертежные работы в вузе всегда были очень четкими и аккуратными.
В связи с этим не могу не рассказать забавный случай, который произошел со мной на 1-м курсе в конце 1-го семестра. На предмете Геодезия часть I
мы чертили карту. Конечно, все элементы карты, в т.ч. и подписи, нужно было начертить в соответствии с условными знаками (выдержать размеры, наклон букв и т.д.). Но информацию об условных знаках я полностью пропустила мимо ушей. Дома, ничего не подозревая о том, что нужна книга с условными обозначениями, я принялась за работу. Посмотрев в интернете только внешний вид знаков, я начертила карту, не придерживаясь размеров и наклона символов. Мою карту преподаватель принял с первого же раза, в то время как большинство моих одногруппников несколько раз перечерчивали работу. Самое интересное, что они стали спрашивать у меня, какой размер я брала для того или иного знака, на каких страницах в книге с условными обозначениями я всё нашла и т.п. А я чертила интуитивно и узнала о существовании книги лишь тогда, когда посыпались подобные вопросы. Вот так мой многолетний опыт рисования помог мне практически в самом начале учебы.
Как видно, наличие творческих способностей очень помогает в инженерной работе. Но как же влияет инженерное образование на творческого человека?
Исходя из собственного опыта, я считаю, что влияние инженерного образования на творчество можно разделить на 2 случая.
В первом случае, инженерное образование доставляет удовольствие и как бы дополняет творческие способности человека. Такая ситуация наблюдается у тех людей, которые наряду с творческими способностями обладают еще и склонностями к точным наукам. В таком случае инженерная профессия и творческая деятельность человека будут положительно влиять друг на друга, взаимодополнять друг друга. Ярким тому примером может служить Леонардо да Винчи, который сочетал в себе живописца, скульптора, архитектора, изобретателя.
Во втором случае, инженерное образование, хотя и не приносит человеку должного удовлетворения, но может помочь развиться творческим способностям, дать толчок к тому, чтобы заниматься искусством. В такой ситуации оказываются люди, обладающие творческими способностями и гуманитарным складом ума.
В такой ситуации оказалась я. Как я уже писала в биографии, меня немного разочаровал мой выбор специальности. Но именно инженерное образование заставило меня искать другие сферы деятельности. Так, я научилась рисовать портреты и сейчас рисую на заказ. Также я научилась кроить и шить одежду.
Кстати, в раскрое одежды особенно помогает геодезическое образование.
Как известно, геодезия занимается определением координат местности и тесно связана с картографией. В свою очередь, карта – это изображение сложной фигуры земли (геоида) на плоскости. В университете нас учили выполнять различные измерения и построения, которые дают возможность развернуть геоид в плоскость, преобразовать 3-мерное пространство в 2-мерное и наоборот. Таким образом, у студентов нашей кафедры развивается пространственное мышление, чувство формы. А что же происходит при раскрое одежды?! Сложная фигура человека измеряется и раскладывается на плоскости. Очень похоже на то, чем занимается геодезия! И в завершение данной мысли хотелось бы отметить следующее: когда я училась на курсах кроя и шитья, у нас в группе было много девушек и женщин разного возраста и с разным образованием. На протяжении занятий я заметила, что конструирование и моделирование (т.е. построение выкроек) значительно легче давалось тем из нас, кто имел техническое образование.
Таким образом, техническое образование самым положительным образом влияет на творчество: оно раскрывает творческий потенциал, помогает творчеству расцвести, открывает его новые грани. Можно смело сказать, что техническое образование – это катализатор творчества. Поэтому я считаю, что если человек чувствует в себе творческий потенциал, но пока не знает, чем ему бы хотелось заниматься в жизни, то ему следует приобрести техническую специальность. Ведь к инженерным специальностям невозможно относится нейтрально. За время обучения человек либо по-настоящему полюбит свою специальность и будет активно развиваться в ней; либо очень быстро осознает, что она ему не подходит и будет с не меньшей активностью искать дело по душе, развивая при этом мышление и логику.
4. Моя галерея
А напоследок мне бы хотелось представить подборку из нескольких своих портретов и шаржей. Работы представлены в хронологическом порядке (от самой ранней)
Мой первый в жизни портрет (не считая детских). Марио Касас - испанский актер. Декабрь 2012 г.
Второй портрет. Джонни Депп - американский актер. Декабрь 2013 г.
Брюс Уиллис - американский актер. Февраль 2013 г.
После нескольких удачных попыток рисования портретов захотелось нарисовать человека другой рассы. Выбор пал на Марио Балотелли - итальянского футболиста. Февраль 2013 г.
Первый удачный женский портрет. До этого рисовать девушек получалось не очень хорошо. Теперь я понимаю, почему: женские черты лица намного тоньше, нежнее мужских, и я не могла сделать более мягие штрихи из-за своей неопытности. Пенелопа Круз - испанская актриса. Декабрь 2013 г.
А на этом портрете я применила фон. Роман Курцын - российский актер. Апрель 2014 г.
Однажды рискнула нарисовать детские девичьи лица. Получилось удачно, по-моему. Мэри-Кейт и Эшли Олсен (в детстве) - американские актрисы. Июнь 2015 г.
Затем решила попробовать рисовать шаржи. Первый шарж - Альберт Эйнштейн - немецкий физик. Октябрь 2015 г.
Следующий шарж - Владимир Жириновский - российский политик. Октябрь 2015 г.
А далее совсем свежие
(на момент сдачи сайта) портреты цветными карандашами. Анджелина Джоли - американская актриса. Январь 2018.
Хилари Дафф - американская актриса. Январь 2018.