Автор: Николаева В.Р.
Источник:
Николаева В.Р. Межевание земельных участков, возникающие проблемы и пути решения Исследована процедура установления границ земельных участков, а также проблемы, которые возникают в результате проведения такого вида работ и предложены возможные варианты их решения.
Одним из главнейших источников процветания любого государства является принадлежащие ему земельные ресурсы. От того для чего и как земля используется, в конечном счете, зависят благополучие каждого члена общества, социальный прогресс, развитие экономики и экологическое равновесие. Но право использования и получения полезных свойств земли невозможно без четко определенных границ, которые являются результатом межевания. Целью работы является изучение факта наложение границ земельных участ-ков и возможных решений ситуации посредством разработки автоматизиро-ванного рабочего места землеустроителя по вопросу межевания земельных участков.
Понятие границ земельного участка определяется как совокупность линий, которые образуют замкнутый контур и разделяют земельные участки между собой. [1] Закон Украины О землеустройстве
№ 858-IV от 22.10.2003 г. дает определение процедуре установления (восстановления) границ – межевание – комплекс работ по установлению или восстановлению границ в натуре (на местности) административно-территориальных единиц, границ земельных участков собственников, землепользователей или арендаторов, с закреплением точек углов поворота межевыми знаками.[2]
Установление границ земельных участков проводится при необходимости формирования новых землевладений, землепользований, при полной или частичной утрате старых границ земельного участка, при ненадлежащем установлении границ в случае упрощенной процедуры приватизации земельных участков в процессе составления государственного акта на право собственности на землю, при разногласиях между собственниками или пользователями смежных земельных участков, при разделении (объединении) земельных участков, при исполнении судебного решения по уточнению границ, а также при совершении сделок с земельным участком.
К сожалению, не всегда удается достигнуть поставленной цели межевания. Это связано с ошибками, которые допускают землеустроительные службы при выполнении кадастровых съемок или регистраторы при внесении сведений в Государственный земельный кадастр. Результатом такой недобросовестной работы является наложение границ смежных земельных участков либо образование щелей, что часто является предметом земельных споров. Начиная с 1 января 2013 года проблема наложения границ земельных участков встала наиболее остро, когда закон Украины О Государственном земельном кадастре
обязал землевладельцев получить кадастровый номер земельного участка.
В Республике Беларусь большое внимание отводится определению понятия границы земельного участка, как линии и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения. Причем существует классификация границ между земельными участками: юридическая, фактическая, общая (генерализированная), фиксированная, внешняя и внутренняя границы земельных участков. [3] Из приведенной классификации границ геодезическим способом выполняются только для фиксированных границ земельного участка, в иных случаях используется картометрический способ. Процесс установления фиксированной границ можно разбить на следующие этапы: сбор и анализ юридических, геодезических, картографических и других документов (подготовительные работы); полевая рекогносцировка пунктов геодезических сетей; полевое обследование границ земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического задания (проекта) работ; согласование и закрепление на местности границ участка; определение положения граничных точек; обработка результатов измерений и восстановление отчетной геодезической документации; контроль и приемка работ.
Картографической основой для проведения всех землеустроительных и земельно-кадастровых работ на территории Беларуси являются топографические карты и планы, создаваемые при помощи топографических съемок или (кроме планов масштаба 1:500) по материалам топографических съемок, как правило, более крупных масштабов. Основными для ведения кадастров являются планы, получаемые методом аэрофотосъемки.
Несмотря на достаточное уделение внимания термину «граница зе-мельного участка» различным способ ее установления существует ряд проблем таких, как:
Возникновению таких несоответствий послужила массовая первичная регистрация земельных участков, при которой в Единый государственный реестр недвижимого имущества и сделок с ним вносились все земельные участки, на которые были изготовлены землеустроительные дела; регистрация происходила без учета систем координат (условные, местные, усеченные); технология работ до 2009 г. позволяла определять координаты опорных пунктов путем снятия их с картографической основы; реконструкция геодезической сети и создание фундаментальной астрономо-геодезической сети. В Республике Беларусь употребляется термин нормализация границ
- способ устранения несоответствий между координатами поворотных точек земельных участков и расположением их на местности.
В Российской Федерации межевание земель представляет собой ком-плекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. [4] В начале процедуры установления границ производится сбор и сопоставление всех сведений, которые имеются по участку (картографические материалы и правоустанавливающие документы), а также обследование на местности (поиск опорных точек). По окончании необходимых измерений происходит фиксация межевых знаков, проведение границ на их основе и определяется площадь участка. Полученная информация должна быть согласована с соседями. Результатом проведения работ является межевой план.
В результате проведения земельно-кадастровых работ может выясниться, что по сведениям Государственного кадастра недвижимости граница одного участка может проходит по соседнему земельному участку, что не позволяет произвести учет сведений первого. Данный факт является наиболее распространенной на данный момент кадастровой (с января 2017 года реестровой
) ошибкой - несоответствие определенных кадастровым инженером координат границы участка их фактическому местоположению.
Для исправления ошибки, допущенной кадастровым инженером, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении действий по внесению сведений в реестр вместе с рекомендациями о доработке межевого плана. На практике получается, что собственник или землепользователь, который был заинтересован в установлении (восстановлении) границы земельного участка должен будет изготовить межевой план не только на свой земельный участок, но и на соседний. Либо уговорить собственника или землепользователя соседнего земельного участка изготовить уточненный межевой план на его собственный участок. В итоге проблема наложения земельных участков может остаться так и не решенной в случае отказа какого-либо из собственников или землепользователей массива земельных участков.
В Украине межевание земель относится к земельно-кадастровым работам и имеет также ряд возникающих проблем при их проведении:
В связи со сложившейся ситуацией в Донецкой Народной Республике есть возможность найти пути решения данной проблемы используя опыт соседних государств, которые привели бы к минимизации последствий наложения границ земельных участков по средством автоматизации действий землеустроителя по вопросу межевания земельных участков.
1. Інструкція про встановлення (відновлення) меж земельних ділянок в натурі (на місцевості) та їх закріплення межовими знаками Офіційний вісник України від 29.06.2010 — 2010 р., № 46, стор. 251, стаття 1519, код акту 51564/2010;
http://base.garant.ru/70292380/
2.Закон України «Про землеустрій» № 858-IV від 22.05.2003// Офіційний вісник України від 04.07.2003 — 2003 р., № 25, стор. 122, стаття 1178, код акту 25520/2003;
http://base.garant.ru/12154874/
3. Словарь-справочник землеустроителя / Под ред. А.С. Помелова. –Мн.: Учеб. центр подгот., повышения квалификации и переподгот. кадров землеустроит. и картографо-геод. службы, 2004 г.
https://zakonbase.ru/content/base/150035
4. Федеральный закон «О землеустройстве» № 78-ФЗ от18.06.2001 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г., № 26, ст. 2582; "Российская газета" от 23.06.2001 г;
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/landRelations/registration/Doc201001251442