Предложения по актуализации нормативных документов
Для продолжения работы по актуализации стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий необходимо:
-
для обеспечения выполнения требований РџРџ Р Р¤ в„– 18 Рё РІРѕ исполнение утвержденной Министерством регионального развития Р Р¤ «Комплексной программы разработки нормативных технических документов РІ области энергосбережения Рё повышения энергетической эффективности РЅР° период 2012–2015 РіРѕРґРѕРІВ» (далее – Комплексная программа) Министерству строительства Рё жилищно–коммунального хозяйства Р Р¤ (далее – Минстрой Р РѕСЃСЃРёРё) продолжить реализацию данной Комплексной программы;
-
для запуска программ экономического стимулирования строительства зданий с низким потреблением энергии (пассивных зданий) Минстрою России необходимо организовать работу по определению требований по энергоэффективности к зданиям с низким потреблением энергии и по разработке необходимых методик расчета параметров потребления энергии в таких зданиях;
-
разработать новые своды правил по энергоэффективности зданий производственного назначения (промышленных зданий). Логично это поручить Минстрою России совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
Функции федеральных органов исполнительной власти при создании новых СП
Организацию работы по созданию новых сводов правил и ведомственных стандартов необходимо поручить нескольким федеральным органам государственной власти3 и возложить на них следующие функции:
-
методическое руководство по разработке новых сводов правил и ведомственных стандартов;
-
координация действий конкретных исполнителей (разработчиков) новых сводов правил и ведомственных стандартов;
-
контроль качества разработанных СП и ведомственных стандартов. Утверждение окончательной редакции разработанных СП и ведомственных стандартов.
Строительство пассивных зданий
Полезные электротехнические устройства
Для того чтобы РЅРµ разрабатывать СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ версию стандарта РЅР° строительство пассивных новых зданий, можно РІ сжатые СЃСЂРѕРєРё согласовать РЎРџ Рнергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий Рё сертификация энергопотребления зданий
(EN 15217:2007) СЃ поправкой для введения классов энергоэффективности зданий Рђ+, Рђ++ Рё Рђ+++ Рё СЃ расширением перечня технологий, особенно РІ части использования РќР’РР.
Альтернативой может быть создание одного или нескольких нормативных документов, в которых определялись бы требования к зданиям с низким потреблением энергии и к пассивным зданиям. В этом случае такую работу необходимо поручить Минстрою России совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
О показателях энергоэффективности объектов индивидуального жилищного строительства
Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ нормативной базе необходимо ликвидировать противоречие относительно регламентации показателей энергоэффективности объектов индивидуального жилищного строительства. РЎС‚. 11 закона в„– 261–ФЗ (Рї. 5, РїРї. 4) гласит, что требования энергетической эффективности РЅРµ распространяются РЅР° объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие Рё предназначенные для проживания РѕРґРЅРѕР№ семьи жилые РґРѕРјР° СЃ количеством этажей РЅРµ более чем три), дачные РґРѕРјР°, садовые дома». Р’ то же время, РІРѕ всех ранее действовавших РЎРќРёРџ, ныне действующих РЎРџ Рё проектах РЎРџ требования РїРѕ энергоэффективности задаются для всех жилых зданий площадью свыше 50 Рј2. Необходимо внести поправку РІ СЃС‚. 11 ФЗ–261 (Рї. 5, РїРї. 4) РІ следующей редакции: «объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие Рё предназначенные для проживания РѕРґРЅРѕР№ семьи жилые РґРѕРјР° СЃ количеством этажей РЅРµ более чем три (Р·Р° исключением РґРѕРјРѕРІ, построенных РїРѕ типовым проектам РІ коттеджных поселках, Рё РґРѕРјРѕРІ, подключенных Рє централизованным системам тепло– Рё газоснабжения), дачные РґРѕРјР°, садовые дома».
Введение этого положения, а также соображения по охвату сферой контроля за выполнением требований по эффективности зданий всех МКД, требуют внесения поправки в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ за счет исключения из нее следующих моментов:
-
п. 2 («жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки)»);
-
Рї. 3 («многоквартирные РґРѕРјР° СЃ количеством этажей РЅРµ более чем три, состоящие РёР· РѕРґРЅРѕР№ или нескольких блок–секций, количество которых РЅРµ превышает четыре, РІ каждой РёР· которых находятся несколько квартир Рё помещения общего пользования Рё каждая РёР· которых имеет отдельный подъезд СЃ выходом РЅР° территорию общего пользования»),
-
Р° также поправки Рє Рї. 1 РІ следующей редакции: «объекты индивидуального жилищного строительства, отдельно стоящие Рё предназначенные для проживания РѕРґРЅРѕР№ семьи жилые РґРѕРјР° СЃ количеством этажей РЅРµ более чем три (Р·Р° исключением РґРѕРјРѕРІ, построенных РїРѕ типовым проектам РІ коттеджных поселках, Рё РґРѕРјРѕРІ, подключенных Рє централизованным системам тепло– Рё газоснабжения), дачные РґРѕРјР°, садовые дома».
Здания после капитального ремонта
Р’ Р РѕСЃСЃРёРё требования РїРѕ повышению энергоэффективности РІ зданиях (РЎРќРёРџ 23–02–2003) распространяются только РЅР° новые Рё реконструируемые здания. РќР° здания после капитального ремонта РѕРЅРё РЅРµ распространяются, несмотря РЅР° то, что РѕРЅ является наиболее приоритетным направлением повышения энергоэффективности РІ зданиях, поскольку имеет максимальный потенциал энерго¬сбережения.
Целесообразно закрепить РІ РЎРџ «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик Рё показателей эффективности системы» (EN 15316–2–1:2007) Рё РЎРџ В«Рнергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий Рё сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007) требования РїРѕ повышению энергоэффективности Рє капитально ремонтируемым зданиям.
Требования к удельному годовому расходу энергетических ресурсов или масштабу их снижения для зданий после капитального ремонта целесообразно дифференцировать в зависимости от срока эксплуатации здания и его положения в рейтинге зданий по удельному расходу энергии. В этом случае получатся реалистичные нормативные требования по повышению энергоэффективности зданий после капитального ремонта.
Необходимо внести изменения в Жилищный кодекс РФ, позволяющие расширить перечень обязательных мер при проведении капитального ремонта за счет включения в него мер по повышению энергоэффективности жилых зданий. Предлагаем внести следующие коррективы:
-
определить стандартные (минимальные) пакеты мер по капитальному ремонту МКД и общественных зданий;
-
Правительству РФ рекомендовать субъектам РФ и органам власти муниципальных образований принять нормативные акты, определяющие, что для зданий бюджетной сферы реализация стандартного пакета должна стать обязательным условием выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта таких зданий;
-
Правительству РФ выделять субсидии субъектам РФ на проведение капитального ремонта жилых зданий только по тем зданиям, для которых в проект капитального ремонта включен стандартный пакет мер при условии софинансирования из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не менее 25% стоимости мер этого пакета;
-
Правительству РФ рекомендовать субъектам РФ включить стандартный пакет мер по повышению энергоэффективности в список обязательных мер по капитальному ремонту МКД в составе региональных законов о капитальном ремонте МКД.
Контроль за выполнением нормативных требований
Для продолжения работы по актуализации имеющихся и разработке новых стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий с целью повышения энергетической эффективности предлагается:
-
внести изменения РІ СЃС‚. 49 В«Ркспертиза проектной документации Рё результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации…» Градостроительного кодекса Р Р¤, Р° именно исключить РёР· Рї. 2 СЃС‚. 49 В«Ркспертиза РЅРµ проводится РІ отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства» РїРї. 2 Рё 3;
-
развивать экспертизу проектной документации, в форме как государственной экспертизы, так и негосударственной экспертизы;
-
ввести институт негосударственного строительного надзора;
-
укреплять надзор Р·Р° соблюдением требований технических регламентов РІ стадии эксплуатации зданий Рё обеспечить требование закона в„– 261–ФЗ РїРѕ присвоению РёРј классов энергоэффективности;
-
принять в качестве национального стандарта разработанную в Москве «Методику инструментального определения энергопотребления вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий и оценки их соответствия требованиям энергетической эффективности»;
-
обеспечить подготовку специалистов и обеспечить их современным оборудованием для проведения инструментального контроля объектов капитального строительства, реконструкции или капитального ремонта на соответствие нормативным требованиям по энергоэффективности зданий;
-
разработать планы–графики обследований всех РњРљР”, вводимых РІ эксплуатацию или прошедших капитальный ремонт, РЅР° территории субъектов Р Р¤ РІ целях присвоения РёРј классов энергетической эффективности;
-
рассматривать отсутствие таблички СЃ указанием класса энергетической эффективности здания РІ течение 2 лет после сдачи его РІ эксплуатацию или после капитального ремонта как несоблюдение лицами, ответственными Р·Р° содержание многоквартирных РґРѕРјРѕРІ, требований РїРѕ энергетической эффективности Рё РІ соответствии СЃ законом в„– 261–ФЗ накладывать административный штраф РЅР° должностных лиц РІ размере РѕС‚ 5 РґРѕ 10 тыс. СЂСѓР±.
В целях развития системы испытательных лабораторий, занимающихся сертификацией зданий, тестированием строительных материалов и оборудования, а также построенных зданий Министерству промышленности и торговли совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии необходимо:
-
ввести требование обязательности проведения испытаний энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций, а также сертификации зданий;
-
утвердить список измеряемых параметров при тестировании энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций;
-
утвердить единые для всех испытательных лабораторий методики и стандарты сертификации зданий, тестирования энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций;
-
утвердить список используемого для проведения тестов оборудования, а также периодичность его калибровки и технические требования;
-
организовать обучение специалистов (экспертов) для работы в испытательных лабораториях;
-
создать сеть испытательных лабораторий;
-
установить количество/объем тестируемых изделий и периодичность проводимых испытаний/измерений.