ИСТОРИЯ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Содержание

Введение

С раннего детства мне очень нравились военно-исторические фильмы. Во многих фильмах иллюстрировались боевые действия с участием танковых войск, но тогда я не осознавал насколько это важная единица в военных действиях. Когда я немного подрос, с помощью исторической литературы, я с удовольствием начал знакомится с легендарными танками и их конструкторами. Огромный вклад в боевых действиях играл экипаж танка. Существует множество выдающихся танковых ассов, узнав о достижениях которых у меня возникало чувство восхищения. Укрепило мою любовь к танкам компьютерная игра World of Tanks, разработчики которой пытались максимально приблизить игровой процесс к историческим реалиям. Играя, я узнал о многих других танках, и мне всегда было интересно почитать историческую справку о той или иной машине и испробовать ее на виртуальном поле боя.

1. Этапы развития танкостроения

Конец XIX – начало ХХ века выделяется стремительным научным прогрессом человечества. Активно развивается промышленность, машиностроение (паровозы, автомобили), изобрели ДВС и активно пытаются покорить небо. Все эти изобретения нашли свое применение, как в повседневной жизни, так и в военной промышленности.

Одним из родоначальников является паровоз. Его сначала использовали для переброса войск, однако позже функционал паровоза увеличили, установив на железную платформу пушку, а для его защиты установили бронированные щиты. Так появилось понятие бронепоезд. Недостатком являлось отсутствие мобильности из-за привязанности к железнодорожному полотну. Перед военными была поставлена задача о совмещении в транспортном средстве огневой эффективности и подвижности.

Фото бронепоезда

Фото бронепоезда

Следующим этапом стало применение бронированных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или малокалиберного пушечного вооружения. Их применяли для прорыва первых линий обороны противника и доставки живой силы.

Фото бронеавтомобиля

Фото бронеавтомобиля

2. Причины создания первого танка и его предназначение

Для прорыва обороны в военных действиях использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющиеся войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное продвижение могло продолжаться довольно долго [1].

Перед военнослужащими четко стоял вопрос необходимости транспорта, который мог бы прорвать оборону противника. Бронепоезд на эту роль не походил, а бронеавтомобили имели слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения очень увеличивали вес автомобиля, что требовало усиления подвески и увеличения мощности двигателя. Частично позволило упростить ситуацию применение гусениц. Это позволило равномерно распределить давление машины на почву и соответственно повышало проходимость.

3. Первый в мире танк Mark I

Фото британского танка Mark I

Фото британского танка Mark I

Mark I назван в честь одного из своих создателей. Он представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. По бокам танка размещались пулеметы и пушки. Экипаж танка состоял из восьми человек. Масса танка составляла 27–28 тонн, а максимальная скорость – 4,5 км/час.

3.1 Вооружение

На танке Mark I устанавливались две нарезные 57-мм пушки: Six Pounder и Single Tube. Орудия были разработаны в 1915 году как скорострельное морское орудие. Пушки имели вертикальный клиновый затвор, гидро. откатник и пружинный накатник. Длина ствола–40 калибров (2280 мм). Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках. Наводилось орудие с помощью плечевого упора. Углы горизонтального наведения с правого борта составляли 0…110°, а с левого 245… 355°. Для наведения на цель использовался телескопический прицел. БК состоял из 334 снарядов. Тип снаряда: осколочно-фугасный. Начальная скорость полета снаряда–554 м/с, а дальность стрельбы–6860 м, хотя эффективность ограничивалась 1800 метрами. Скорострельность орудия: 15–20 выстрелов в минуту.

3.2 Средства наблюдения и связи

Средством наблюдения являлись смотровые лючки. У командира и мех. вода. имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки. С внутренней стороны смотровые лючки закрывались защитным стеклом, которое при обстреле легко пробивалось, и экипаж часто получал ранения.

3.3 Двигатель и трансмиссия

Устанавливался 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения. Рабочий объем составлял 13 литров с максимальной мощностью в 105 л. с. при 1000 об/мин. Бензин подавался в двигатель самотеком, и при сильном наклоне танка подача бензина могла прерываться. В состав трансмиссии входили: карданный вал, главный фрикцион, двухступенчатая коробка передач, червячный редуктор, дифференциал, два ленточных тормоза, две цепные передачи, два редуктора.

3.4 Ходовая часть

Управление танком осуществлялось задними колесами. При повреждении одного из них танк не терял управляемости, но в дальнейшем от них отказались.

4. Такой он Mark I

Такой несовершенный танк положил начало массовому танкостроению во всем мире. Термин танк переводится с английского как бак или чан. В целях секретности танки перевозили на линию фронта под видом самодвижущихся водяных цистерн. На железнодорожных платформах они очень напоминали большие баки.

Интересно, что в разных странах танк называли по-разному. В России – лохань, у немцев – панцеркампфваген PzKpfw, у французов – шар де комба, у шведов – карро д’армато [2].

Танк Mark I в разрезе

Танк Mark I в разрезе

После танка Mark I танкостроению уделялось огромное внимание. Во многом эффективность машины зависела также от тактики стратегии их применения. Но через очень короткий промежуток времени танки станут ключевым предметом на полях сражения. Возникнет их классификация на легкие и тяжелые, многобашенные гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Список источников

  1. История танкостроения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://tanki-tut.ru/..., свободный.
  2. Первые танки на поле боя в первой мировой войне. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://pikabu.ru/..., свободный.