Автор: В.В Троценко, П.И. Подолянчик
Источник: Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март.
При выполнении сложного технического обслуживания и ремонта коробок перемены передач, редукторов важным является качественное выполнение сборочных работ. Муфты, кольца, подшипники и шестерни указанных агрегатов имеют посадку на вал с натягом, что требует их предварительного нагрева. В работе рассмотрены различные варианты предварительного нагрева и выбран вариант индукционного нагрева кольцевых деталей. Рассчитана и предложена конструкция индукционного нагревателя на базе однофазного трансформатора с автоматическим управлением по температуре и по времени, приведены результаты экспериментальной проверки, доказана экономическая эффективность и установлена техническая характеристика устройства.
Введение: Своевременное выполнение технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники является важной народнохозяйственной задачей. Составная часть технологии сложного технического обслуживания, а также ремонтного производства – проведение сборочных работ. От того каким образом выполняются такие вид работ зависит степень надежности эксплуатации агрегатов.
Элементы коробок перемены передач, редукторов такие как муфты, кольца, подшипники и шестерни в случае износа требуют замены. В тоже время указанные компоненты насажены на вал с натягом и большое затруднение вызывает снятие и посадка их на вал. Выходом из ситуации при сборке агрегатов является предварительный нагрев деталей при установке их на вал.
На предприятиях при сборке узлов нагрев таких деталей, как подшипники и кольца под посадку на вал производится разными способами, такими, как:
Недостаток первого способа заключается в неравномерном нагреве до неопределенной температуры компонентов подшипника и в результате имеет место отпуск материала изделия. Также имеет место риск перегрева и протечки смазки из подшипника, что приводит к скорому износу подшипника. Кроме того, при данном способе нагрева существуют большие напряжения внутри материала, в результате чего элемент становится непригодным для эксплуатации.
При втором способе температура нагрева определена для места контакта, но не для компонента в целом и сам процесс нагрева в этом случае занимает много времени.
При третьем способе равномерность нагрева повышается, но требуется постоянно поддерживать необходимо температуру в печи, что эффективно только для больших производств.
Существенно сократить время нагрева можно использовав масляную ванну, где масло нагревается элементным нагревателем (ТЭН). Недостатками этого способа являются: необходимость поддержания в течение всей смены заданной температуры масла, что увеличивает затраты электроэнергии; загрязнение рабочего места и пожароопасность установки.
Альтернативой перечисленных способов предварительного нагрева деталей перед посадкой является использование индукционного нагревателя [1 – 5].
Использование такого метода позволяет:
В основе функционирования индукционного нагревателя лежит закон электромагнитной индукции и принцип действия подобен работе однофазного рансформатора [5]. Нагревание кольцевой детали происходит за счет тока , проходящего по вторичной обмотке, роль которой выполняет сама нагреваемая деталь. Причем для нагрева можно использовать стандартную частоту переменного тока 50Гц.
Промышленность выпускается разные конструкции индукционных нагревателей, однако, в большинстве случаев это громоздкие дорогостоящие устройства и их использование в основном рассчитано на массовые производства. Для небольших производств экономически целесообразно использовать малогабаритные агрегаты, изготовление которых возможно даже в условиях этих же производств.
Состоятельность такого мероприятия покажем на примере. Для этого произведем ориентировочный расчет основных параметров.
1. Количество тепла необходимое для нагревания подшипника определятся по выражению
где
Подставив заданные значения в (1), получим
С другой стороны количество теплоты необходимое для нагрева детали определяется как произведение мощности нагревательной установки на время нагрева.
Если задаться средним временем нагрева 60с, то значение мощности
Задаемся размерами сечения магнитопровода 5×5см. Количество витков первичной обмотки определится из выражения
где
Таким образом
3.Сила тока в первичной обмотке трансформатора определится по формуле
Определяем сечение провода первичной обмотки
Диаметр медного провода определится по выражению
С учетом изоляции применяем медный провод марки ПЭВдиаметром 0,5мм.
Магнитопровод конструктивно подбираем размерами 250 на 200 мм, толщиной набора 50мм. (Рис 1).
Для нагрева подшипников или колец и снижения потребляемых энергоресурсов в условиях малых производств, предлагается устройство индукционного нагревателя, внешний вид которого представлен на рис 2. Данное устройство состоит из разъемного магнитопровода 1, имеющего съёмную часть – хвостовик 2 для установки подшипника 3, обмоток 4, блоком управления 5 (Рис 3).
Магнитопровод выполнен из наборной электротехнической стали Э45, хвостовик также выполнен из наборной электротехнической стали Э45 и для удобства в работе имеет ручку. Для установки подшипников разного диаметра устройство комплектуется хвостовиками различного диаметра.
Автоматическое отключение при достижении требуемой температуры 90–95ОС осуществляется двумя способами: первый способ предполагает автоматическое отключение нагревательной установки от сети при помощи реле времени, второй при помощи цифрового терморегулятора.
Рис.1 – Магнитопровод трансформатора
Принципиальная схема реле времени представлена на рис 7. Обмотки индукционного нагревателя Т3 включены через симметричный триодный тиристор (TRIAC) VD6, имеющий фазовое управление от однопереходного транзистора VT2. Необходимая выдержка времени устанавливается при помощи цепочки R2C1 или R2C2. Питание блок производится выпрямителем с параметрической стабилизацией напряжения, состоящим из трансформатора Т1, мостового выпрямителя VD2-VD5, стабилитрона VD1 и резистора R1. Кнопкой SA2 осуществляется включение устройства на заданную выдержку времени. Размагничивание подшипника происходит за счет плавного убывания магнитного потока.
Рис.2 – Устройство индукционного нагревателя
Рис.3 – Принципиальная схема управления индукционной установки при помощи реле времени
Рис.4 –Функциональная схема управления индукционной установки при помощи терморегулятора
Функциональная схема управления индукционной установкой с помощью терморегулятора представлена на рис 5. В качестве терморегулятора использован блок XH-W1209 с выносным термодатчиком. Термодатчик оснащается магнитом и во время нагрева крепится внутрь подшипника. Температура нагрева устанавливается в соответствии с инструкцией терморегулятора
Данная конструкция индукционного нагревателя может работать как с реле времени, так и с терморегулятором. Для разных подшипников, если позволяет такт ремонтного производства удобнее использовать терморегулятор (необходимо на подшипник устанавливать датчик терморегулятора). В случае подшипника одного типоразмера в работе лучше использовать установленное реле времени.
В результате экспериментальной проверки индукционного нагревателя было установлено, что
По экспериментальным данным построены графические зависимости (Рис 5 – 8), по которым отмечается следующее:
Коэффициент полезного действия индукционной установки определялся по формуле
где
Рис.5 – Термодиаграмма нагрева подшипников
Рис.6 – Зависимость силы тока от времени нагрева подшипника
Рис.7 – Зависимость потребляемой мощности от времени нагрева подшипника
Мощность Р2 вычислялась с учетом формул (1), (2)
Среднее значение затраченной мощность по результатам замеров
где
Коэффициент мощности установки
где
Рис.8 – Зависимость коэффициента мощности от времени нагрева подшипника
Определим зависимость температуры нагрева от продолжительности включения и массы подшипника. Это возможно при известном значении скорости нагрева, которая определяется по формуле (12)
Скорость нагрева с другой стороны является функцией от массы подшипника и по методу наименьших квадратов, используя штанные функции Microsoft Excel, получим:
Таким образом, с учетом (12) и (13) искомая зависимость
Степень достоверности аппроксимации (квадрат корреляционного отношения) составляет 0,88.
Конечная цель нагрева подшипника – это достижение определенной температуры. Поэтому использование терморегулятора более предпочтительно. Однако, использование кондуктометрического полупроводникового датчика в конструкции терморегулятора является процессом более трудоемким в силу необходимости постоянно крепить его на подшипнике. Так как зачастую на ремпредприятии используются определенные типоразмеры компонентов, то выгоднее использовать реле времени с набором фиксированных значений экспозиции для каждого из них.
Общие выводы
Список использованной литературы