Назад в библиотеку

Асинхронный режим и асинхронный ход синхронных генераторов. Опасность и защита

Автор: Коган. Ф.Л.
Источник: Библиотека Elibrary

Аннотация

Коган. Ф.Л. Рассмотрены особенности и опасность асинхронного режима при потере возбуждения и асинхронного хода современных высокоиспользованных синхронных генераторов. Показано, что распространившаяся на электростанциях защита турбо и гидрогенераторов от этих режимов несовершенна и не способна предотвратить их серьезное повреждение при большой предшествующей нагрузке. Обоснованы теоретические предпосылки и представлены результаты разработки и испытаний избирательного устройства, отличающего возникновение этих опасных режимов от любых переходных режимов, качаний и асинхронного хода в энергосистеме и не требующих для этого задержки срабатывания.

Анализу и практике использования асинхронных режимов (АР) синхронных машин посвящено большое число работ, например [1] и др. В этих работах, в частности, было показано, что у турбогенераторов при выпадении их из синхронизма из–за потери возбуждения возникновении при этом скольжения ротора относительно вращающегося поля статора (частота которого определяется частотой сети) в бочке ротора наводятся токи, создающие тормозящий асинхронный момент, и эти турбогенераторы могут не отключаться от сети, а продолжать работать в АР при пониженной нагрузке. Со второй половины 40–х годов прошедшего столетия АР турбогенераторов с косвенным охлаждением широко использовался в энергосистемах нашей страны, что во многих случаях предотвратило как излишние остановы и пуски оборудования электростанций, так и ограничение потребителей.

Однако с освоением в производстве турбогенераторов с непосредственным охлаждением (высокоиспользованных), удельный активный объем ротора которых на единицу мощности стал в 1,5 – 3 раза меньше, чем у машин прежнего исполнения (при практически сохранившемся уровне магнитной индукции), максимум и крутизна характеристики асинхронного момента турбогенераторов существенно понизились. Вследствие этого их скольжение в АР возросло на 1 – 2 порядка. Возникли большие колебания активной мощности турбогенераторов при их переходе в АР из–за потери возбуждения, пренебрегать которыми стало нельзя. В то же время случаи возникновения АР мощных турбогенераторов участились в связи с существенным усложнением систем возбуждения, в качестве которых широко распространились вентильные системы, состоящие из большого числа элементов, повреждение которых, а также ошибки обслуживающего персонала при операциях с ними приводят к потере генератором возбуждения или внезапному уменьшению его уровня.

В последнем случае возникает асинхронный ход(АХ) этого генератора по отношению к остальным, синхронно работающим между собой генераторам данной электростанции и энергосистемы в целом. Этот режим следует отличать от АХ в энергосистеме, когда при нарушении устойчивости целые группы синхронно работающих между собой генераторов одних частей энергосистемы работают со скольжением вплоть до полных проворотов относительно групп генераторов других частей энергосистемы, также синхронно работающих между собой. Это отличие следует подчеркнуть потому, что во многих литературных источниках в этом случае также используется термин «асинхронный режим», а для создания избирательного устройства защиты необходимо отличать АХ отдельного генератора, уровень возбуждения которого оказался недостаточным для удержания его в синхронизме, от АХ (АР) в энергосистеме, который возникает в ней врезультате нарушения статической или динамической устойчивости по относительно слабой связи.

Особенности и опасность АР и АХ современных генераторов. При скольжении замкнутой обмотки возбуждения (ОВ) генератора относительно вращающегося поля статора в ней наводится переменный ток, имеющий частоту скольжения. В связи с одноосным размещением ОВ на роторе этот ток периодически с двойной частотой скольжения из меняется от нуля до максимума и обусловливает возникновение пульсирующей составляющей асинхронного момента, которая накладывается на основную составляющую, обусловленную током скольжения в бочке и демпферных контурах ротора. Поэтому результирующий асинхронный момент m(s) также пульсирует с двойной частотой скольжения. При этом амплитуда пульсаций при прочих равных условиях зависит от значения сопротивления, на которое замкнута ОВ, и оказывается наибольшей при ее замыкании накоротко.

На рис. 1 приведены расчетные статические ха рактеристики асинхронного момента нескольких турбогенераторов. Характеристики рассчитаны с помощью известного выражения из [4]. Из рис. 1 видно, что в отличие от машин с косвенным охла ждением максимум характеристики асинхронного момента высокоиспользованного турбогенератора периодически с двойной частотой скольжения оказывается при достаточно большой нагрузке то выше, то ниже момента турбины. Это, наряду со значительным уменьшением инерционной по стоянной новых агрегатов, и является причиной большой неравномерности скольжения.

При этом ускорение и после дующее торможение агрегата вызывают большие колебания активной мощности, размах (двойная амплитуда) которых может существенно превосходить исходную (в том числе номинальную) мощность генератора; происходит значительная периодическая перегрузка по току обмотки статора, в демпферных контурах ротора возникают большие потери, генератор потребляет из сети большую реактивную мощность, а напряжение на его выводах (и соответственно на агрегатах собственных нужд энергоблока) периодически существенно понижается [6, 7].

pic1

Рисунок 1 – Расчетные статические асинхронные характеристики турбогенераторов при короткозамкнутой ОВ: a–Т2–25–2, люченный непосредственно на сборные шины номинального напряжения; б–ТВ2–150–2,включенный через аналогичный блочный трансформатор с xT=0,13; в – ТВВ–165–2, включенный через аналогичный блочный трансформатор; mT – момент, развиваемый турбиной при статизме 4%.

При возникновении АР генератора с замыканием ОВ на вентили выпрямительного преобразователя эта обмотка в течение той части периода скольжения, когда выпрямители заперты, оказывается разомкнутой. При этом максимум m(s) понижается и скольжение ротора увеличивается. В другую часть периода, когда ЭДС, индуктируемая в ОВ, прикладывается к выпрямителям в проводящем для них направлении и они открываются, ОВ оказывается замкнутой через них накоротко, что обусловливает возрастание максимума и крутизны m(s) и вызывает резкое торможение. Это приводит к еще большим колебаниям активной мощности, размах которых в 1,5 раза больше номинальной мощности генератора, а частота практически в 2 раза выше [7]. В случае исчезновения управляющих импульсов тиристорного преобразователя его вентили запираются при первом прохождении тока в ОВ через нуль и затем остаются запертыми независимо от периодического изменения направления ЭДС, индуктируемой в ОВ. При этом возникает АР с разомкнутой ОВ.

Следует обратить внимание на то, что при сохранении управляющих импульсов тиристорных преобразователей или при замыкании ОВ на диоды потери в массиве ротора могут при одинаковой исходной нагрузке оказаться даже большими, чем в АР с разомкнутой ОВ. Это связано с тем, что при разомкнутой ОВ крутизна асинхронного момента наименьшая и система регулирования турбины, реагируя на увеличение скорости вращения ротора, разгружает агрегат, а при периодическом открытии выпрямителей крутизна и максимум момента резко увеличиваются, и теперь система регулирования не может без внешнего вмешательства разгрузить генератор в той же степени.

Таким образом, как по размаху колебаний мощности, так и по значению потерь, выделяющихся в массивных частях ротора и его демпферных контурах, АР генератора с замыканием ОВ на выпрямители является наиболее неблагоприятным и требует немедленного принятия специальных мер по разгрузке генератора до допустимого уровня и(или) отключения его от сети. Это особенно актуально при беcщеточной системе возбуждения, когда невозможно отключение ОВ от выпрямительного преобразователя и ее замыкание на шунтирующее сопротивление (ШС). Подробно все эти и другие особенности АР современных турбогенераторов и их физические причины рассмотрены в [7,].

В связи с вышесказанным, а также учитывая значительное уменьшение перегрузочной способ ности высокоиспользованных генераторов по срав нению с машинами прежнего исполнения и большие тепловые потери в торцевой части статора турбогенераторов [4, 7], при проектировании электростанций стали предусматривать устройство защиты турбо и гидрогенераторов от АР. Тем не менее, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (ПТЭ) допускается кратковременная работа турбогенераторов в АР без возбуждения при пониженной нагрузке. Поэтому на электростанциях защита турбогенераторов от АР включается либо с действием на сигнал, либо на разгрузку турбогенератора через АСУ ТП. При этом ответственность за предотвращение опасного для генератора режима делится электриками с технологами и не контролируется должным образом.

Наиболее опасным является случай возникновения АХ возбужденного генератора при включенном автоматическом регуляторе возбуждения (АРВ). Этот режим характеризуется особенно рез кой неравномерностью скольжения ротора относительно вращающегося поля статора и очень большими колебаниями активной мощности, периодическим ускорением (при «запирании» выпрямителей и, соответственно, исчезновении тока в ОВ) и последующим резким торможением агрегата. Это обусловлено тем, что при асинхронных проворотах ротора генератора относительно поля статора в ОВ при периодически открывающихся выпрямителях помимо индуктированного со стороны статора тока протекает вынужденный ток от возбудителя, который не остается постоянным, а зависит от характера изменения параметров, на которые реагирует АРВ.

На рис. 2 показана часть экспериментальной осциллограммы АХ турбогенератора типа ТВВ–200–2, присоединенного через повышающий трансформатор к шинам ГРЭС, включенной в мощную энергосистему. Генератор был выведен из синхронизма путем уменьшения уровня его возбуждения изменением уставки АРВ. Из представленного на рис. 2 одного из периодически повторявшихся циклов асинхронного хода видно, что скольжение ротора относительно вращающегося поля статора периодически достигало 5–6%, а размах колебаний активной мощности в 3–3,5 раза превышал номинальную мощность турбогенератора, периодически изменяясь от –1,25Рн до +2Рн ; ускорение ротора достигало 80 рад/с2, ток статора периодически кратковременно превышал номинальный в 3,7 раза, а напряжение статора при этом было ниже 50% номинального.

pic1

Рисунок 2 – Часть осциллограммы АХ турбогенератора ТВВ–200–2 (в пределах одного цикла) при уменьшении уровня возбуждения до выпадения из синхронизма при номинальной нагрузке с включенным АРВ: P,Q–активная и реактивная мощность генератора; Uст, Iст–ток и напряжение статора; s,α–скольжение и ускорение ротора генератора; δ1–угол поворота ротора относительно вращающегося поля статора; h – ход поршня сервомотора, управляющего регулирующими клапанами турбины; If, Uf–ток в ОВ и напряжение на кольцах ротора

Такой характер процесса объясняется тем, что если при АР с замыканием ОВ накоротко на ШС или на вентили невозбужденного генератора момент прохождения тока в ней через нуль определяется моментом совпадения ее оси в процессе вращения относительно поля статора с осью его магнитного поля (δ1=0) или с противоположным направлением этих осей (δ1=180°), то при АХ возбужденного генератора этот момент (а следовательно и момент запирания вентилей) наступает при δ1>180°. При протекании в ОВ вынужденного тока от возбудителя If(Uf) и при одновременном скольжении ротора относительно поля статора If≠0 до тех пор, пока в диапазоне изменения внутреннего угла генератора от 180 до 360° If(Uf) больше тока, индуктируемого в ОВ при ее скольжении относительно поля статора в противоположном направлении, причем это превышение при прочих равных условиях тем больше, чем больше сохранившийся уровень возбуждения генератора.

Однако в указанном диапазоне изменения внутреннего угла генератора электромагнитный момент, обусловленный вынужденным током от возбудителя, является уже не тормозящим, а ускоряющим. До тех пор, пока напряжение возбудителя больше ЭДС, индуктируемой в ОВ при скольжении со стороны статора, выпрямители остаются открытыми. В результате снижения напряжения статора индуктированный ток в ОВ еще уменьшается, а вынужденный ток от возбудителя возрастает под действием АРВ до форсировочного значения (см. рис. 2). Это, с одной стороны, относительно увеличивает часть периода скольжения при открытых выпрямителях, а с другой – увеличивает ускорение ротора. При этом скольжение в опыте достигало такого большого значения, что индуктируемый в ОВ ток превышал вынужденный ток от возбудителя, в результате чего вентили запирались и происходил следующий асинхронный проворот ротора.

Подчеркнем, что из–за инерционности системы регулирования скорости вращения турбины в течение 2,5 с произошло три описанных асинхронных проворота. Только после этого ротор затормозился, но при уменьшении частоты вращения система регулирования вновь открывала клапаны впуска пара в турбину, и описанный процесс повторялся в новом цикле. Аналогичные данные неоднократно подтверждены при натурных испытаниях турбогенераторов мощностью 165, 200, 300 и 500 МВт.

Автору не известны подобные испытания гидрогенераторов. Их электрические характеристики независимо от числа полюсов ротора и соответственно скорости вращения агрегата практически не отличаются от характеристик турбогенераторов, а демпфирующие свойства ротора хуже, поскольку в этом плане демпферные контуры ротора гидрогенератора существенно слабее массивной бочки ротора турбогенератора. Поэтому работа гидрогенераторов в асинхронном режиме ПТЭ, как это было и прежде, не допускается. Заметим также, что инерционность открытия и закрытия направляющего аппарата (НА) гидроагрегата вследствие движения его массивных лопаток в плотной среде воды больше, чем регулирующих клапанов (РК) паровой турбины.

Из сказанного очевидна необходимость действия защиты от АХ и АР в течение первого проворота ротора относительно вращающегося поля статора, т.е. до достижения первого максимума броска активной мощности и других указанных ранее параметров режима. Для этого защита должна незамедлительно воздействовать на отключение АРВ, гашение поля генератора с замыканием ОВ на ШС и последующее быстрое снижение нагрузки генератора или(и) отключение его от сети. Однако приходится констатировать, что применяемая на наших электростанциях защита генераторов от АР не во всех случаях удовлетворяет этому принципу. Это тем более важно, что характер протекания как АР, так и АХ синхронного генератора, как было показано, зависит от многих факторов и надежность действия защиты должна быть обеспечена независимо от того, какой из них в конкретном случае является определяющим.

Для примера на рис. 3 проанализировано возможное действие используемого с этой целью реле сопротивления (РС) с круговой характеристикой в описанном выше случае АХ. Из рис. 3 видно, что РС надежно фиксирует режим только в его начальной стадии и, следовательно, защита должна действовать мгновенно, т.е. без всякой выдержки времени, и реле защиты должно иметь самоудерживание. Однако на практике во избежание ложного действия защиты, построенной на этом принципе, при внешних коротких замыканиях в сети, качаниях в энергосистеме и других возможных переходных режимах защита на базе РС выполняется с выдержкой времени до 2–3 с или со счетом циклов асинхронных проворотов, что при АХ (да и в случаях возникновении АР с короткозамкнутой ОВ или ее замыканием на вентили системы возбуждения) недопустимо.

pic1

Рисунок 3 – Анализ работы реле сопротивления при возникновении асинхронного хода турбогенератора типа ТВВ–200–2 при исходной номинальной нагрузке и включенном АРВ: а – во времени, Zг(t); Zср.рг); б – то же в комплексной плоскости r, jx; в – поведение контактов реле сопротивления; Zг=Uст/Iст; φг=arctgQг/Pг – модуль и аргумент полного сопротивления генератора; Zср.р–сопротивление срабатывания реле с круговой характеристикой

На рис. 4 приведены экспериментально определенные зависимости среднего и максимального значений скольжения в пределах его колебаний от исходной нагрузки турбогенераторов двух типов в установившемся АР при отключении возбуждения и замыкании ОВ на ШС [7, 8]. Из рис. 4 видно, что при предшествующей нагрузке этих турбогенераторов больше 60–70% номинальной колебания скольжения резко увеличиваются и при еще большей нагрузке их максимальное значение может достичь уставки срабатывания автомата безопасности (АБ) турбины. В опыте с ТГВ–500 при исходной нагрузке 445 МВт мгновенное значение скорости вращения агрегата на второй секунде после отключения АГП с замыканием ОВ на ШС достигло уставки срабатывания АБ и он отключил агрегат с аварийным погашением энергоблока. Но АБ турбины является последней защитой от ее разрушения из–за недопустимого увеличения частоты вращения. Поэтому рассчитывать на предотвращение развития аварии, сознательно допуская возможность его срабатывания, было бы неправильно.

Добавим, что мгновенные значения частоты вращения ротора турбогенератора в пределах колебаний скольжения периодически кратковременно могут достигать значения разъединительной скорости вращения бандажей ротора, которая нормально находится в пределах от 3300 до 3600 об/мин, а это может вызывать возникновение микродуги местные подплавления на посадочных местах бандажей и бочки ротора.

Без немедленного действия специальной защиты появляется также вероятность «раскачки» агрегата. Дело в том, что для системы регулирования турбины переход турбогенератора в АР с большой нагрузкой является более тяжелым случаем, чем сброс нагрузки при отключении генератора от сети, когда нет причин для возникновения колебательного процесса. Так, по данным ВНИИЭ при испытаниях турбогенератора мощностью 300 МВт с тиристорной системой возбуждения был зарегистрирован случай, когда при исходной нагрузке 250 МВт первоначальное среднее скольжение после возникновения АР составляло 1,1–1,2%, однако затем оно возросло, достигнув на 5–й секунде 7,9%.

pic1

Рисунок 4 – Зависимости среднего (1, 2) и максимального (1' , 2') значений скольжения от исходной нагрузки турбогенераторов типа ТГВ–300 и ТГВ–500 соответственно в установившемся АР при потере возбуждения

При этом возросли его периодические колебания, достигнув в максимуме 14%, что привело к срабатыванию АБ. Отметим также, что напряжение статора этого генератора в начальной стадии АР снизилось на 25%, а на 5–й секунде уже на 54%, колебания активной мощности происходили в пределах от +418 до –214 МВт. При своевременном действии защиты от АР эти явления были бы предотвращены и аварийного отключения агрегата не произошло бы.

Заметим, что приведенные данные получены при испытаниях, когда режим специально готовился, в сети устанавливалось предварительно повышенное напряжение, в энергосистеме предусматривался резерв активной и реактивной мощности, а сами испытания проводили опытные специалисты–экспериментаторы. В практике эксплуатации режимы могут оказаться еще тяжелее, а значительное понижение напряжения в процессе АР всегда возможно вследствие того, что если при его возникновении уровень напряжения в энергосистеме кратковременно будет поддержан за счет форсировки возбуждения остальных машин, то через 10–20 с она во избежание недопустимой перегрузки ОВ этих машин автоматически прекращается.

Требования к защите. Предотвратить эти явления возможно только немедленным действием защиты на отключение АРВ, замыкание ОВ на ШС (для турбогенератора – 10–кратного значения [7, 9]) и закрытие РК (НА) турбины с разгрузкой агрегата ниже 60% номинальной мощности и (или) отключением его от сети. Защита, обеспечивающая эти воздействия на первом асинхронном провороте ротора относительно поля статора, срезает размах колебаний мощности до значения не больше 0,5–0,6 номинальной и обеспечивает ее дальнейшее уменьшение по мере разгрузки агрегата. Это означает, что защита мощных турбо и гидрогенераторов от АР при потере возбуждения, и тем более от АХ возбужденного генератора, должна быть быстродействующей, т.е. не иметь выдержки времени. Следовательно, защита должна быть селективной по принципу действия.

Таким образом, важнейшим требованием к защите генераторов от АХ и АР является требование избирательности. В этом смысле режим АХ возбужденного генератора является граничным в силу того, что характер изменения его параметров наиболее сходен с характером их изменения при качаниях или АХ в энергосистеме, когда должна действовать системная противоаварийная автоматика, а излишнее действие индивидуальных защит генераторов может привести к одновременному отключению или разгрузке нескольких машин электростанции и усугубить аварийную ситуацию.

Список использованной литературы

1. Горев А.А. Переходные процессы синхронной машины. – М.;Л.: Госэнергоиздат, 1950.
2. Сыромятников И.А. Режимы работы синхронных генераторов. – М.;Л.: Госэнергоиздат, 1952.
3. Конкордиа Ч. Синхронные машины. Переходные и установившиеся процессы. – М.;Л.: Госэнергоиздат, 1959.
4. Эксплуатация турбогенераторов с непосредственным охлаждением / Под ред. Л.Г. Мамиконянца. – М.: Энергия, 1972.
5. Мамиконянц Л.Г. Анализ некоторых аспектов переходных и асинхронных режимов синхронных и асинхронных машин. – М.: ЭЛЕКС–КМ, 2006.
6. Коган Ф.Л., Мамиконянц Л.Г. Асинхронный режим мощных турбогенераторов. – Электричество, 1977, №4.
7. Коган Ф.Л. Анормальные режимы мощных турбогенераторов. – М.: Энергоатомиздат, 1988.
8. Коган Ф.Л. Осуществимость асинхронного режима мощного турбогенератора и оценка возможности предотвращения отключения энергоблоков. – Электрические станции, 1983, №4.
9. Коган Ф.Л. Влияние гасительного сопротивления на асинхронный режим высокоиспользованного турбогенератора. – Электричество, 1974, № 10.
10. Беркович М.А., Семенов В.А. Основы автоматики энергосистем. – М.: Энергия, 1968.
11. Авторские свидетельства (СССР): №553708, БИ, 1977, №13; №649093, БИ, 1979, №7; №767889 БИ, 1980, №36; №858166 БИ, 1981, №31.
12. Коган Ф.Л., Баракин К.А., Воронин Г.И., Фридман М.М. Защита турбогенераторов от потери возбуждения и асинхронного режима. – В сб. Энергетика и электрификация. – М.: Информэнерго, 1979, вып.1.
13. Бронштейн Э.Л., Травина Ю.Я., Шейнкман А.Г. и др. Сравнительные испытания датчиков асинхронного режима турбогенераторов при потере возбуждения. – Электрические станции, 1979, №6.