Автор: О.Е. Новикова, А.В. Лавшонок
Источник: IV Международная научно-практическая конференция Инновационные перспективы Донбасса
– Донецк: ДонНТУ, 2018 г. – с. 55-59
О.Е. Новикова, А.В. Лавшонок Исследование программного алгоритма СИФУ тиристорного регулятора напряжения. Проведены исследования влияния погрешности подачи управляющих импульсов тиристоров на момент двигателя в среде Simulink MATLAB. Определены требования к точности СИФУ.
The influence of the gate trigger circuit (GTC) pulses error on the engine torque in the environment of the Simulink MATLAB are researched. The requirements for the accuracy of GTC are determined.
Точность, тиристорный регулятор напряжения, СИФУ, погрешность, импульсы, программный алгоритм, момент.
Accuracy, thyristor voltage regulator, GTC, error, pulses, software algorithm, torque.
Целью исследований является определение влияния погрешности работы СИФУ на работу системы ТРН–АД.
Тиристорный регулятор напряжения (ТРН) – устройство, предназначенное для регулирования напряжения подаваемого на асинхронный двигатель. ТРН состоит из трех пар тиристоров по одной для каждой фазы напряжения. Силовые элементы включены встречно-параллельно для протекания синусоидального тока в двух направлениях.
ТРН широко применяются для регулирования скорости и плавного пуска асинхронных двигателей различной мощности. Данная схема обеспечивает также и реверс, в случае добавления двух пар тиристоров.
Изменение угла отпирания ключей осуществляется посредством системы импульсно-фазового управления (СИФУ).
При разработке программного алгоритма СИФУ возникает вопрос необходимой точности подачи управляющих импульсов.
Для достижения поставленной цели была составлена модель (рисунок 1) в среде Simulink MATLAB, которая включает в себя: трехфазный источник питания, подсистему СИФУ и ТРН, АД, блок для создания нагрузки, блок измерений.
При схеме ТРН без нейтрального провода (рисунок 2), работа фаз регулятора становится зависимой, поэтому необходимо включать тиристоры попарно для соответствующих фаз. Коммутация тиристоров осуществляется в следующей последовательности: VS1+VS6, VS6+VS3, VS3+VS2, VS2+VS5, VS5+VS4, VS4+VS1.
Все импульсы управления тиристорами следуют друг за другом с интервалом в 60°. Угол управления, алгоритм подачи и длина импульсов описаны в m-файле. Также в нём задается величина погрешности управления в секундах и выполняется увеличение угла отпирания положительного тиристора фазы А и отрицательного тиристора фазы С на величину этой погрешности.
В ходе исследования было выявлено, что колебания момента возрастаю при увеличении погрешности подачи импульса. На рисунке 3 штриховой линии соответствует момент при отсутствии погрешности Δt=0 мкс, а сплошной – момент при погрешности Δt=200 мкс. Угол управления равен α=90°. Аналогичная зависимость построена и для угла α=120° (рисунок 4).
Для определения необходимой точности СИФУ построим зависимость амплитуды колебаний момента и отклонения угловой скорости от величины погрешности для углов управления α=90° и α=120° (рисунок 5,6).
Полученные зависимости показывают увеличение амплитуды колебаний момента и снижение угловой скорости при увеличении погрешности подачи импульсов управления тиристорами.
На рисунке 5 допустимая погрешность составляет не более 38-41 мкс, так как амплитуда колебаний момента увеличивается до 5%. Для скорости – не более 150 мкс (рисунок 6).
В результате исследования модели работы системы ТРН-АД определена максимально допустимая погрешность СИФУ не более 38 мкс.