Автор: О.Е. Новикова, О.И. Левицкая
Источник: Інженерія та енергетика: теорія, аналіз, практика
: Матеріали другої регіональної науково-практичної конференції (м. Луганськ, 11 квітня 2013 року): Збірник наукових праць / Міністерство освіти і науки України, Державний вищий навчальний заклад Луганський будівельний коледж
[та ін.]. – Луганськ: Вид-во Ноулідж
, 2013. – 160 с., с. 98-101
О.Е. Новикова, О.И. Левицкая. Новые технологии получения твердых материалов. Описание свойств новых твердых материалов и современных технологий их получения и область их использования.
Твердые сплавы, карбонитриды, ультратонкое волокно, ультрадисперсные порошки, наноструктурные твердые сплавы, пластичность, износостойкость, ударная вязкость, твердость прочность.
Современный мир не может обходиться без металлов. Металлы применяются в строительстве, транспорте, различных приборах, сельском хозяйстве, медицине и т.д. фактически во всех направлениях деятельности населения планеты. Только благодаря металлу человечество смогло достичь того уровня цивилизации, на котором оно сейчас находится.
Разработка новых материалов и технологии их получения являются объективной необходимостью технического и социального развития общества. Новые материалы принято называть материалами XXI века. Без них нельзя представить существенные достижения ни в одном из важных направлений развития науки и техники. Роль новых материалов с каждым годом возрастает. По оценке американских экспертов, в ближайшие 20 лет 90% современных материалов будут заменены принципиально новыми, что приведет к технической революции практически во всех отраслях техники [2].
Один из секретов твердых сплавов нового поколения для изготовления режущего инструмента – ультратонкое зерно, так как именно производство инструментов из тонкозернистых твердых сплавов методами порошковой металлургии становится сегодня технологической базой ведущих корпораций.
Еще одно новшество, которое внедряется в инструментальное производство – это замена пайки твердосплавных пластин их приклеиванием к стальной державке. Но для клеевого соединения необходима особая конструкция гнезда для твердосплавной пластинки, которая бы гарантировала устойчивую работу инструмента на всех режимах. А скорости становятся все более высокими. Так, сверхскоростные режимы металлообоработки со скоростью шпинделя до 56000 об/мин дают скорость резания до 3500 м/мин. Качество поверхности таково, что исключается необходимость финишной обработки. Некоторые специалисты считают, что дорогостоящий алмазный инструмент все более вытесняется металлокерамическим и твердосплавным, имеющим параметры твердости и прочности близкого порядка. Например, в инструментах шведской фирмы SECO широко применяются такие режущие материалы как кубический нитрид бора и синтетический алмаз.
Мелкозернистые сплавы типа ВК6ОМ (особо мелкозернистые) имеют прочность на изгиб 1274 МПа и твердость всего 90,5 HRA. Для сравнения – мелкозернистый твердый сплав PN90 (зерно менее 1 мкм) от шведской компании Sandvik имеет прочность на изгиб 4700 МПа и твердость 93,9 HRA. [1]
Сейчас же становятся широко известны фирменные названия сплавов, разработанные в научных подразделениях инструментальных корпораций. Новые типы твердых сплавов изготавливаются, как правило, на основе ультрадисперсных порошков с размером зерна от 0,05 до 0,4 мкм (рис. 1) и существенно превосходят по твердости все предыдущие сплавы. Эти твердые сплавы обеспечивают хорошую стабильность режущих кромок при сохранении высокой износостойкости и существенной прочности. Спектр применения сплавов нового поколения широк, от обработки износостойких материалов, таких как нержавейка и закаленные стали, графит, высокопрочные алюминиевые сплавы, до сложных композитных материалов с абразивными свойствами, таких как углеродные нанопластики. Применение новых сплавов с учетом их свойств рекомендуется в областях с высокими подачами и скоростями резания, которые существенно больше допустимых значений для традиционных твердых сплавов [3].
Определяющую роль в производстве твердосплавного инструмента играет технология, которая не допускает рост зерен в процессе спекания, а также специальные легирующие добавки в определенном количестве, которые позволяют улучшать физико-механические свойства сплава.
Добавка ультрадисперсных порошков улучшает свойства стандартных твердых сплавов за счет изменения их структурных параметров. Ультрадисперсные порошки (с размерами менее 0,1 мкм), однородно распределенные в объеме связующей фазы, приводят к ее дисперсному упрочению и увеличивают способность сплава сопротивляться сдвиговым деформациям. Включения тугоплавких и твердых ультрадисперсных частиц в прослойках связки позволяют повысить стойкость к износу при повышенных температурах, например, при высокоскоростном резании, и, кроме того, являются барьерами на пути распространения микротрещин. За счет наличия в структуре твердого сплава ультрадисперсных порошков повышается стойкость инструмента в 1,3 – 1,8 раза по сравнению с традиционными твердыми сплавами. С другой стороны, спекание твердых сплавов из нанопорошков позволит получить новые наноструктурные твердые сплавы, которые, кроме резкого повышения твердости и износостойкости (более чем в 2 раза), должны обладать на 30-50% более высокими прочностными свойствами, что позволит расширить области их применения.
Новый прочный сплав на основе стали и алюминия, сохраняя присущую алюминию лёгкость, выдерживает нагрузку как высокопрочная сталь. Успех пришёл к группе исследователей из нескольких университетов Австралии, России и США. За основу авторы опыта взяли «авиакосмический» алюминиевый сплав марки 7075, который содержит магний и цинк, плюс ряд иных добавок.
В зависимости от тонкостей состава и обработки распространённые вариации 7075-го сплава обладают пределом текучести от 145 до 476 МПа. Тонкий диск из такого материала физики подвергли скручиванию при давлении около 60 тысяч атмосфер (high-prssure torsion). Далее учёные оставили образец на месяц при комнатной температуре, для естественного старения. Измерив предел текучести, новаторы получили значение около одного гигапаскаля, что близко к показателям высокопрочных сталей и даже превышает соответствующий параметр для некоторых их марок. Применив атомно-зондовую томографию (atom probe tomography), исследователи выяснили, что в обработанном сплаве возникла иерархическая структура. Размер кристаллического зерна уменьшился до десятков нанометров, а атомы цинка и магния собрались в субнанометровые и нанометровые кластеры различной формы (рис. 2), в зависимости от расположения их внутри зерна или на его границах.
Только одна смена структуры, без изменения химического состава материала, увеличила в разы его прочность. Зёрна алюминия тут хорошо подогнаны друг к другу, при этом добавки в сплав играют роль цемента в кирпичной кладке. В работе над суперсплавом приняли участие Максим Мурашкин и Руслан Валиев из Института физики перспективных материалов Уфимского государственного авиационного технического университета (иллюстрация University of Sydney) [4].
Детали взаимодействия атомов ещё предстоит разобрать. А то, что уже удалось узнать, авторы работы изложили в статье в Nature Communications. Учёные считают, что такой сплав пригодится там, где необходимо сочетание низкого веса с очень высокой прочностью: в пластинах для бронежилетов, небольших, но ответственных деталях машин или в медицинских имплантатах.
Анализ исследовательской работы свидетельствует о бурном развитии новых технологий получения твердых сплавов. Усовершенствование технологии изготовления сплавов, существенного сокращения отходов и потерь металлопродукции за счет замены технологических процессов на современном этапе приводит к улучшению эксплуатационных, технологических, физических и механических свойства новых материалов и позволяет развиваться техническому прогрессу цивилизации.
В новых твердых материалах получения высоких характеристик определяется структурой и состоянием границ зерен. Стойкость нового инструмента получается в 1,5 раза выше, чем у стандартного, за счет введения в состав твердых сплавов сложных карбонитридов Ta, Ti, Nb, применения вакуумного спекания и газостатического обжатия. Предел прочности при изгибе, превышающий 4500 МПа и высокая ударная вязкость на уровне 0,5 МДж/кв.м. дают экономический выигрыш, выражающийся в том, что происходит: сокращение на 30-50% трудоемкости шлифования; повышение в 1,5-5 раз стойкости готового инструмента; увеличение на 10-40% скорости резания при обработке даже сильнолегированных конструкционных сталей.