Мифология древних стран
Почему я выбрал эту тему
С малого детства меня занимала мифология древних стран. Мне были интересны попытки наших далеких предшествеников описать мир и жизнь вокруг себя.
За счет веры в мифы и богов которые следят за каждым нашим шагом человечество старалось защитить и оправдать себя. Мифы возникали вокруг тех событий в жизни человека которые он не мог обьяснить со здравой точки зрения. Так же мифы давали веру человеку в то что после конца своей жизни он попадет в загробное царство и там он получит по своим заслугам, хороший человек будет счастлив плохой же будет вечно страдать. Это позволяло хоть как то прикрыть несправедливость жизни вокруг.
Несмотря на большие растояния между странами во всех странах тогда можно было найти весьма схожие мифы относительно тех или иных событий. Несмотря на различные имена богов в древней Греции и в древне Риме они весьма схожи между собой. Так же можно найти общее в мифологии данных стран и мифологии древнего Египта.
Так же во многих фильмах и книгах современости присутствуют отсылки на древние мифы и древних богов.
Общие понятия
Мифология (греч. mifo – предание, сказание и logos – слово, рассказ, учение) – особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности, включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т.д.), а также – изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например – сравнительная мифология.
Мифология не является понятием и явлением, тождественным фольклору: миф – истинное, или представляющееся таким, знание о мире, принимаемое носителем мифологического сознания как действительное и не подвергающееся сомнению, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор, в отличие от мифа, есть художественно–эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные её черты, но не становится ей равным.
Древнегреческая мифология
Древнегреческая мифология (мифология Древней Греции) – мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах[1].
Происхождение богов древней Греции
Известный румыно–франко–американский исследователь истории религии Мирча Элиаде даёт следующую периодизацию древнегреческой религии:
30 – 15 вв. до н. э. – крито–минойская религия.
15 – 11 вв. до н. э. – архаическая древнегреческая религия.
11 – 6 вв. до н. э. – олимпийская религия.
6 – 4 вв. до н. э. – философско–орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
3 – 1 вв. до н. э. – религия эллинистической эпохи.
Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (др.–греч. xronos или Кронос означает время), а Минос, по которому названа крито–минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н.э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где–то в районе 2000 года до н.э[2].
Мифология Древнего Египта
Мифология Древнего Египта – собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира.История
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными. В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества, и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом–творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли[3].
Скандинавская мифология
Скандинавская мифология – мифология древних скандинавов, часть древнегерманской мифологии.
Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической Старшей Эдды
и
прозаической Младшей Эдды
С. Стурлусона XII века н.э.
Примерно в то же время датский хронист Саксон
Грамматик в Деяниях датчан
передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о
древнегерманской мифологии имеются в Германии
Тацита.
История создания мира
В начале была чёрная бездна Гиннунгагап, по оба края которой лежали царства: тумана – Нифльхейм (олицетворение холода и мрака) и огня – Муспельхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу. Из пота Имира родилась пара – мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.
Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов, и от тепла её языка и холода камней родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей–асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: из мяса – землю, из костей – горы, из волос – растения, из мозга – облака, из черепа – небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда по ветру. Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны (и даже Аудумла). Спасся лишь Бергельмир со своей женой, и они положили начало новому роду гримтурсенов.
Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам – иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи – женщину.
Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина – Аск, и женщина – Эмбла (см. Аск и Эмбла).
За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Йотунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.
Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.
Песня Прорицание вёльвы
, одна из самых известных эпических песен Старшей Эдды
,
описывает начало времен, когда ничего не было и лишь бездна зияла
. Тогда боги (сыны Бёра),
находясь в поле Идавёлль, начали строить Мидгард. Затем они встретили трех великанш–ётунов.
Из крови ётуна Бримира боги создали карликов. Затем трое богов–асов (Один, Хёнир, Лодур) на
берегу моря увидели пару Аска и Эмблу, вылепленных карликами из глины, и оживили их. А три
богини (Урд, Верданди, Скульд) нарезали на мистическом ясене Иггдрасиль руны, определяя судьбу людей.
Локи и Сигюн. Картина Винге, Мортена Эскиля.
Затем следует первая война между асами и ванами, в которой погиб Бальдр, сын Одина.
После описываются волшебные страны: Хвералунд (Hveralund), где пребывает Сигюн; северная обитель карликов Нидавеллир; дальше — загробный Берег мёртвых, где расположено жилище змей, в том числе Нидхёгга, который пожирает души грешников. В железном лесу рождается Фенрир, который сыграет важную роль в конце света, когда жилище богов будет залито кровью, а солнце померкнет. В Гнипахеллире (Gnipahell) с цепи рвется Гарм. Тёмные силы (ётуны, огненные великаны) собираются с юго–востока и плывут на корабле Нагльфар. Ими предводительствуют Хрюм, Локи и Сурт.
Завершается песня обновлением мира. Из моря поднимается земля, асы возвращаются на поле Идавёлль, воскресает Бальдр.
У Локи, помимо Хель, Ёрмунганд и Фенрира, были ещё дети — двое сыновей от его супруги Сигюн. Их звали Нари и Нарви. Асы превратили Нарви в волка, и он загрыз своего брата Нари. Вали, сын Одина, сплёл из кишок Нари путы, и ими они привязали Локи к скале. Скади подвесила над ним ядовитую змею, и яд капал Локи на лицо. Сигюн осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд капает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения[4].
Ссылки
- ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Мифология.
- ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Мифология древней Греции.
- ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Мифология древнего Египта.
- ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Древне скандинавская мифология.