ИСТОРИЯ ЖАНРА УЖАСОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Если Вам, так же как и мне нравятся фильмы ужасов, то Вам будет узнать о этом жанре больше. Хочу я Вам рассказать о зарождении этого жанра.
![](images/1.jpg)
Первые фильмы ужасов появились в Европе. Пионеру кинематографа, французу Жоржу Мельесу (известному, главным образом по фильму 1902 Путешествие на Луну) приписывают создание короткометражки Дом Дьявола (1896) и Пещера демонов (1898). В начале ХХ века эпицентром ужасов стала Германия.
![Дом Дьявола (1896), Пещера демонов (1898), Путешествие на Луну(1902)](images/2.jpg)
![]() |
Тем временем, в Штатах выходит первый короткометражный американский ужастик Франкенштейн(1910). В 1920–х годах Голливуд выпускает первую мегазвезду фильмов ужасов, единственного и неповторимого Лона Чейни.
Леонидас Фрэнк Чейни(1 апреля 1883 – 26 августа 1930) – выдающийся американский актёр, режиссёр, сценарист и гример немого кино. Он считается одним из самых сильных и разноплановых актеров раннего кинематографа. Прославился способностью до неузнаваемости изменять свою внешность, благодаря чему получил прозвище |
В конце 1920–х годов наблюдался подъем в жанре кино, благодаря самому значительному достижению в истории всего кинематографа – звуку. Появление звука воткрыло неслыханные возможности для кино.
Это было начало эры живого, говорящего кино, центром которого стали США. И одна американская киностудия положила начало золотого века фильмов ужасов. Небольшая студия Universal Pictures в 1930 году дала зеленый свет на экранизацию Дракулы. Режиссер Тод Браунинг и исполнитель главной роли Бела Лугоши создали хит, который стал золотым стандартом американского ужаса. После оглушительного успеха, в 1931 году Universal делает еще одну адаптацию, на этот раз Франкенштейна по роману Мэри Шелли. Главную роль уродливого монстра исполнил Борис Карлофф. Лугоши и Карлофф стали героями жанра. Вдохновляясь экспрессионистскими работами прошлого десятилетия, Universal создавала мрачные и во всем соответствующие жанру картины. После Франкенштейна и Дракулы последовали такие фильмы, как Мумия (1932) и Человек–невидимка (1933).
![Человек–невидимка(1933), Мумия(1932), Дракулa(1931), Франкенштейн(1931)](images/3.jpg)
Успех Universal вдохновил и другие студии на создание работ в жанре ужасы. В частности Paramount в 1931 году выпускает фильм Доктор Джекил и мистер Хайд. Экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона Снятый одним планом процесс трансформации внешнего облика Джекилла в мистера Хайда являл собой верх технического прогресса в кинематографе того времени. При его съёмке использовалась сложная система цветных фильтров, позволявшая высвечивать поочерёдно отдельные элементы грима, создавая иллюзию пластичного движения лица и происходящих с его обликом перемен. Превращение Джекила в Хайда происходит в точном соответствием с теорией психиатра Чезаре Ломброзо, полагавшего, что криминальные задатки личности можно определить по внешности. В одном из поздних изданий работы Ломброзо в качестве иллюстрации был использован кадр из этого фильма.
|
![]() |
К 1940–м годам Universal смягчает свои фильмы и готическая атмосфера в них уже слабее. Но в 1941 году выходит очередной классический фильм про монстра, Человек–волк.
С началом Второй мировой войны, фильмы ужасов попадают в немилость со стороны общественности.
Новые фильмы были тесно связаны с наукой. В 1950–х годах научная фантастика и ужасы переплетались, как никогда раньше. Популярным сюжетом тех времен была история о том, как какое–нибудь обычное существо вырастает до гигантских размеров, благодаря радиации, будь это муравьи (Они, 1954), пауки (Тарантул, 1955) или даже человек (Муха, 1958).
![Они(1954), Тарантул(1955), Муха(1958)](images/4.jpg)
Кроме угрозы со стороны достижений науки, ужасы 1950–х пропагандировали другой великий страх, так называемую Красную угрозу
. Чужеродные вторжения, такие как Пузырь (1958), Нечто (1951), Вторжение похитителей тел (1955) в эру Эйзенхауэра были как никогда злободневны.
Тем временем, по другую сторону океана, в Великобритании новая студия Hammer Films, решает вплотную заняться производством ужасов. В частности, они хотели снимать классических монстров, но в новой обстановке. Hammer Films оживила старых персонажей в фильмах (Проклятие Франкенштейна (1957), (Дракула (1958), (Мумия (1959). Теперь они были в цвете, и, что интересно, с большим количеством крови. Табу, которое соблюдалось на протяжении всей истории жанра хоррор – использование крови – теперь стало торговой маркой Hammer. Их звездами были Кристофер Ли и Питер Кашинг.
![]() |
Еще в 1960 году изменения витали в воздухе. Первый выстрел по старому ужасу сделал один и самых уважаемых режиссеров, мастер саспенса, Альфред Хичкок, чьи маркетинговые ходы, при подготовке к выходу фильма в прокат стали образцом для современных деятелей кинематографа. Хичкок – кинорежиссёр, творчество которого прежде всего связано с жанром В последний год жизни он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари. |
Начиная с 70–х и 80–х годов, ужасы стали меняться ещё больше и уже в ту сторону, какими мы видим их сейчас.
Источники
- Свободная энциклопедия wikipedia.org/
- История фильмов ужасов
- Кинопортал
КиноПоиск
- Кинопортал
The Internet Movie Database