Авторы: Мирсаитов К. М., Олейников А. М.
Источник: Источник:Вестник СевГТУ.- Севастополь: Изд-во СевНТУ,2006.- Вып. 75:Механика,энергетика,экология.- С.210-215
Построена математическая модель асинхронного двигателя и структура бездатчиковой системы векторного управления электроприводом, приводится пример ее реализации для прямого пуска реального двигателя при подключении к сети синусоидального напряжения
Около половины вырабатываемой в мире электроэнергии преобразуется в установках с асинхронным электроприводом, при этом подавляющее большинство технологических процессов требует регулирования, которое при нерегулируемом электроприводе осуществляется в самом технологическом процессе (изменением угла атаки винта с регулируемым шагом, перемещением заслонок в компрессорах, насосах, вентиляторах и др.). В то же время известно [1], что при переходе к регулируемому асинхронному электроприводу можно достичь экономии свыше 50 % электроэнергии по сравнению с нерегулируемым приводом; поэтому задача более полного исследования физических процессов при регулировании, их математическое описание и последующая реализация в системах управления является весьма актуальной
Цель статьи – обосновать применение математического моделирования асинхронного двигателя (АД) в системах управляемого электропривода, разработать адекватную математическую модель АД на основе модели Парка – Горева.
Реализация векторного управления обычно требует измерения или вычисления значения вектора состояния двигателя. Применение для этой цели датчиков для измерения потокосцепления или частоты вращения ухудшает эксплуатационные показатели электропривода, а системы с непосредственным измерением состояния не получили развития и мало перспективны. Наилучшим способом оценки состояния АД является анализ по дифференциальным уравнениям, описывающим работу электропривода.
Полная управляемость электропривода возможна, если обеспечивается управление электромагнитным моментом двигателя [2]. Для этой цели можно применить векторное управление с ориентацией по вектору потокосцепления ротора. Функциональная схема электропривода с таким управлением имеет наименьшее число перекрестных связей, а выражения для момента и скорости асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором сравнительно просты. При этом регулирование скорости при стабилизации потокосцепления ротора наименее трудоемко.
Типовая структурная схема [2] универсального электропривода на базе асинхронного короткозамкнутого двигателя состоит из самого двигателя, преобразователя частоты, включающего инвертор тока или напряжения с широтно-импульсной модуляцией, датчиков тока, напряжения, скорости и микропроцессорной системы управления
Для описания электромагнитных переходных процессов асинхронной машины необходимо составить уравнения электрического и механического равновесия, а также уравнение преобразования электромагнитной энергии в механическую.
Запишем систему уравнений асинхронной машины в координатах d, q, 0. Так как магнитная система ротора совершенно симметрична, то свяжем с ротором оси d и q и введем независимые ортогональные оси dt и qt, которые вращаются независимо от ротора и статора с определенной скоростью. Приведем ее к форме Коши, которая удобна для решения численными методами [3].
Первоначально система содержит четырнадцать уравнений при четырнадцати неизвестных: шесть составляющих токов, шесть составляющих потокосцеплений, электромагнитный момент и скорость вращения. Трудности решения такой системы связаны с присутствием в уравнениях периодических коэффициентов, поэтому система уравнений трехфазной асинхронной машины, записанная в реальных фазных величинах токов и потокосцеплений, преобразуется, в результате чего удается получить систему уравнений с постоянными коэффициентами. Оси d и q неподвижны относительно ротора и вращаются относительно статора со скоростью ротора