Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Литий–ионные аккумуляторы
- 2. Литий–воздушные аккумуляторы
- 3. Графеновые аккумуляторы
- 4. Гранатовые батареи
- 5. Вечные аккумуляторы
- Выводы
- Список источников
Введение
С развитием электроэнергетических систем, ростом мощностей возобновляемых источников становится все более острой проблема накопления и хранения энергии.
Одним из способов сохранения электроэнергии является использование химических источников тока — аккумуляторов. Наибольшее распространение получили аккумуляторы двух типов — свинцово–кислотные (стартерные батареи на транспортных средствах, резервные и аварийные источники энергии) и литий–ионные (современная бытовая техника, электромобили, промышленная электроэнергетика).
1. Литий–ионные аккумуляторы
В первых литий–ионных аккумуляторах в качестве материала анода использовался литий, который при частом заряде–разряде приводил к росту губкообразных структур из этого металла — дендритов. Это могло привести к замыканию электродов, что вызывало взрывы и возгорания. Проблему удалось решить путём применения вместо чистого лития — графита богатого литием [1]. Графит сдерживает рост дендритов в результате интенсивного оседания лития, однако это приводит к значительному снижению емкости батареи. При разряде батареи, ионы лития извлекаются из углеродного материала отрицательного электрода и накапливаются в виде оксида лития на положительном электроде. При заряде процессы идут в обратном направлении. Следовательно, во всей системе отсутствует металлический (нуль–валентный) литий, а процессы заряда и разряда сводятся к переносу ионов лития с одного электрода на другой. Поэтому такие аккумуляторы называются «литий–ионными».
Литий–ионные аккумуляторы имеют защиту от внутренних коротких замыканий, в некоторых случаях также имеется защита и от внешних коротких замыканий.
Преимуществами литий-ионных аккумуляторов являются:
1) высокая энергетическая плотность;
2) низкий саморазряд;
3) простота обслуживания.
Также к преимуществам можно отнести отсутствие «эффекта памяти», проявляющегося в обратимом снижении емкости из-за отклонений рекомендуемого режима заряда–разряда батареи. [2]
Недостатки литий-ионных аккумуляторов:
1) Чувствительность к перезарядам и переразрядам, в связи с этим они должны иметь ограничители заряда и разряда;
2) Снижение емкости при низких температурах;
3) Относительно быстрое старение. На жизненный цикл такого аккумулятора влияет глубина его разряда перед очередной зарядкой, а также зарядка токами выше установленных производителем. Также аккумуляторы чувствительны и к напряжению зарядки. Возможен перегрев аккумулятора. Литиевые аккумуляторы стареют даже при неиспользовании. За 2 года батарея теряет около 4 % емкости. [2]
С целью повышения емкости литиевых аккумуляторов начались разработки литий–воздушных аккумуляторов.
2. Литий–воздушные аккумуляторы
В новых аккумуляторах было решено отказаться от положительного электрода как такового. Токообразующей реакцией является прямое взаимодействие лития с кислородом воздуха, использование которого в качестве катода может привести к плотностям энергии в 5–10 раз более высоким, чем получают в настоящее время [3]. В литий–воздушных аккумуляторах не используется кобальтат лития, что позволяет значительно их облегчить по сравнению с существующими батареями.
В аккумуляторе, который предложила компания FM Lab имеется две независимые камеры. В одной из них сосредоточили литиевый анод, а другая использовалась как резервуар для накопления воздуха. Вместо органической жидкости инженеры FM Lab использовали полную твердую пластину. В своих первых экземплярах они применяли стеклокерамические пластины, толщиной не более 100 мм. Толщина играла немаловажную роль, так как в случае нарушения вышеуказанных параметров, ионы лития оседали бы в пластине, не доходя до катода. Со временем, с целью удешевления производства, такие пластины заменили на полимер–керамические, которые хорошо проводят твердые газоплотные смеси. В качестве катодного материала используется углеродная губка — пористая воздухопроводящая структура. В результате притягивания электронов лития кислородом и вбирания его через электролит, образуется твердый осадок, который распадается при процессе заряда — электроны начинают двигаться в обратном направлении, чистый кислород без вредных примесей возвращается в окружающую среду, а ионы лития снова мигрируют в пластинчатый электролит. Чтобы кислород поступал в аккумуляторы без примесей, его подают из баллонов, предварительно очистив через специальные системы фильтрации. В электрических транспортных средствах происходит обдувка катода воздухом, приходящим через воздухофильтры, с целью его очистки и охлаждения. [3]
Основными недостатками литий–воздушных батарей являются быстрый износ и низкий коэффициент отдачи энергии.
Эту проблему обещает решить разработка литий–кислородных аккумуляторов. В них используются наночастицы, содержащие литий и кислород. При этом, в отличии от литий–воздушных аккумуляторов, кислород при изменении состояний сохраняется внутри частицы и не возвращается в газовую фазу. Это позволяет сократить потерю энергии и увеличить срок службы батареи. Также такие аккумуляторы защищены от избыточной зарядки и не портятся при контакте с влагой и углекислым газом, в отличие от литий-воздушных аккумуляторов. Но пока что это только лабораторный прототип (разработки и исследования ведутся в Кембриджском университете) [4].
3. Графеновые аккумуляторы
Графен — это кристаллическая двумерная поверхность, толщиной в 1 или 2 атомных слоя. Он представляет собой углеводородный кристалл, имеющий все атомы в форме шестиугольников, расположенных в одной плоскости. Графен обладает высокой прочностью и энергоемкостью. В 2004 году русским ученым Константину Новоселову и Андрею Гейму, работающим в Манчестерском университете, удалось получить графен на подложке оксида кремния [5]. Эта пленка, толщиной в один атом, в миллион раз тоньше обычного листа бумаги. В 2010 году за свои исследования графена они получили Нобелевскую премию.
В настоящий момент существует две технологии получения графеновых аккумуляторов. В первом случае в качестве катода используются чередующие пластины графена и кремния, а в качестве анода LiCoO2 (кобальтат лития). Во втором случае LiCoO2 заменяют оксидом магния, который дешевле и в котором отсутствуют некоторые минусы лития. В данное время ведутся разработки по применению магния, так как литий бурно реагирует с водой и в природе его недостаточно для нужд мирового автомобилестроения.
Преимущества графеновых аккумуляторов:
- графеновые аккумуляторы имеют малый вес (масса одного квадратного метра графена составляет 0,77 грамма);
- высокая проводимость, во много раз превышающая современные полупроводниковые материалы;
- высокая прочность (в 200 раз прочнее стали) и водонепроницаемость;
- не загрязняют окружающую среду;
- высокая удельная емкость (может достигать 1000 Вт/с на 1 кг);
- после повреждения материал довольно легко восстанавливается;
- графен легко проводит тепло, генерирует электроэнергию и способен менять свои свойства в сочетании с другими материалами.
- Эволюция аккумуляторов: «Когда же мы забудем про розетки». [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://mediate-club.ru/publ/...
- Литий–ионные и литий–полимерные аккумуляторы iXBT (2001 г.)
- Вольтер С. Н., «Литий–воздушные аккумуляторы», 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.electra.com.ua...
- Science 30 Oct 2015: Tao Liu, Michal Leskes, Wanjing Yu, Amy J. Moore, Lina Zhou, Paul M. Bayley, Gunwoo Kim, Clare P. Grey: «Cycling Li–O2 batteries via LiOH formation and decomposition»
- Бояршинов Д. С., «Графеновый аккумулятор», 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://akbinfo.ru...
- Взрыв в мире аккмуляторов: «Графеновые батареи». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expertpost.ru...
- «Аккумуляторы которых нет». Новейшие разработки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mediatek-club.ru...
- Васильев В. В. «Литий–ионные и литий–полимерные аккумуляторы»
- Хрусталев Д. А. «Аккумуляторы» Изумруд, 2003 г.— 224 с.
- Дьякова А. Ф. Энергетика сегодня и завтра. — М.: Энергоатомиздат, 1990. — 344 с.
К недостаткам относятся слишком большие габариты графеновых аккумуляторов. Из–за этого, они пока что не могут использоваться в мобильных гаджетах. В настоящее время ведутся работы по их уменьшению. А вот в сфере автомобилестроения графеновые аккумуляторы имеют хорошие перспективы уже сейчас [5]. Исследования показали, что использование графеновой батареи например на электромобиле Tesla Model S может увеличить пробег с 300–400 до тысячи километров. При этом на зарядку такого автомобильного аккумулятора потребуется 5–10 мин.
В 2015 году компания Graphenano открыло в Испании крупное предприятие по выпуску графеновых аккумуляторов. По заявлению компании, новые аккумуляторы будут пожаробезопасными и защищенными от короткого замыкания. В настоящее время некоторые автомобильные концерны Германии уже тестируют продукцию Graphenano на своих моделях [5].
Российские специалисты предлагают использовать в качестве материала катода гипероксидированный графен, а в качестве анода — магний. Стоимость магния примерно в 20 раз ниже лития. Кроме того, литий очень активен и бурно реагирует с водой на открытом воздухе и его тяжело утилизировать. У графена отсутствуют эти недостатки, а также графен имеет большую энергетическую емкость. Технология добычи магния похожа на получение алюминия, он также содержится в глинах. Одной из наиболее серьезных проблем в использовании магния является подбор электролита, в котором будут передвигаться ионы между анодом и катодом.
4. Гранатовые батареи
Американским исследователям из Национальной ускорительной лаборатории SLAC при Стэнфордском университете удалось существенно увеличить объем батарей, применив для их создания структуру плода граната. Емкость таких батарей в 10 раз превышает емкость существующих батарей тех же размеров.
В инновационных батареях кластеры анода подобно семенам граната заключены в углеродные оболочки, проводящие электричество, что позволяет частицам сжиматься/расширятся в пределах углеродной оболочки без разрушения. Подобная конструкция дает возможность получить легкие и одновременно мощные батареи. То есть устройства будут иметь меньшие габариты и большую емкость. Кроме этого, такая батарея имеет долгий срок службы. В ходе проведения эксперимента батарее удалось сохранить свою емкость 97 % от первоначального показателя даже после проведения тысячи циклов зарядки [6].
Но в настоящее время «гранатовые батареи» пока не вышли на потребительский рынок, из-за дороговизны получения кремниевых наноструктур.
Вечные аккумуляторы
В связи с тем, что современные литий–ионные батареи обладают недостаточно долгим сроком службы и деградируют даже при неиспользовании, ученые продолжают искать пути решения данной проблемы. В 2013 году ученые Стэнфордского университета предложили покрыть электроды существующих литий–ионных аккумуляторов полимерным материалом с добавлением наночастиц графита, что должно было защитить электроды от микротрещин, появляющихся в процессе эксплуатации. Принцип действия такого материала похож на технологию, применённую в смартфоне LG G Flex с самовосстанавливающейся задней крышкой. [7] Однако, к сожалению, данная разработка не получила последующего развития.
В том же 2013 году, исследователи университета штата Иллинойс начали разработку нового типа литий–ионных аккумуляторов. Учёные заявили, что удельная мощность таких элементов питания составит до 1000 мВт/(см*мм), в то время как удельная мощность обычных литий-ионных батарей колеблется между 10–100 мВт/(см*мм). Вместо плоских анода и катода ученые предложили использовать объемные структуры: кристаллическую решётку из сульфида никеля на пористом никеле в качестве анода и литий–диоксид марганца на пористом никеле в качестве катода.
Существование нового типа батарей представляется возможным, несмотря на отсутствие точных параметров и реальных прототипов новых аккумуляторов. На данную тему существует несколько научных статей, опубликованных за последние два года.
Исследователи университета штата Мичиган предложили встроить прозрачные солнечные панели в экран смартфона. Принцип работы таких панелей основан на поглощении ими солнечного излучения. Материал панелей нового типа поглощает только невидимое излучение (инфракрасное и ультрафиолетовое), после чего фотоны, отражаясь от широких граней стекла, поглощаются узкими полосками солнечных панелей традиционного типа, находящихся по его краям, за счет этого панели получаются прозрачными.[7]
Однако у таких панелей достаточно низкий КПД — всего 1% против 25% традиционных солнечных панелей. Это является главным препятствием для внедрения такой технологии. В настоящее время ученые ищут способы увеличить КПД, но пока эта проблема остается открытой. Похожую технологию недавно запатентовала компания Apple, но пока неизвестно, где именно в своих устройствах производитель расположит солнечные панели.
Ученые университета штата Миссури предложили использовать РИТЭГ — радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Принцип действия РИТЭГ основан на преобразовании выделяющегося в процессе радиораспада тепла в электричество.[7] Такие установки используются в космосе и в труднодоступных местах на Земле, а в США миниатюрные радиоизотопные батарейки применялись в кардиостимуляторах.
Работа над улучшением таких батарей ведется с 2009 года, были представлены прототипы таких элементов питания. Однако они дороги в производстве, а также многие страны имеют строгие ограничения на производство и оборот радиоактивных материалов.
В начале 2016 года в Испании компания Graphenano начала строительство завода по производству графен–полимерных аккумуляторов для электромобилей. Новый тип батарей почти в четыре раза дешевле в производстве, чем традиционные литий-полимерные аккумуляторы и имеет удельную ёмкость 600 Втч/кг. Однако, для заряда такой батареи требуется мощность около 1 МВт, а такой показатель достижим только в теории.
Выводы
В заключении можно сделать следующие выводы.
Одними их самых распространённых в настоящее время являются литий–ионные аккумуляторы, однако, они обладают рядом недостатков, например, такими как чувствительность к температуре окружающей среды, чувствительность к перезарядам и переразрядам, а также чувствительность к напряжению зарядки. Литий–воздушные аккумуляторы позволяют увеличить емкости, однако после определенного количества циклов они быстро изнашиваются, а также в процессе работы выделяют слишком много энергии и тепла впустую. Ведется разработка новых литий–кислородных аккумуляторов, в которых, в отличие от литий–воздушных, кислород сохраняется внутри наночастицы и не возвращается в газовую фазу, что позволяет сократить потерю энергии и увеличить срок службы батарей. Также на данный момент известны такие типы аккумуляторов как графеновые и гранатовые батареи. В данное время ведутся разработки, связанные с увеличением срока службы литий–ионных аккумуляторов, а также предполагается внедрение прозрачных солнечных панелей и радиоизотопных термоэлектрических генераторов.