Автор: Селиванова А. В.
Источник: Научная электронная библиотека КИБЕРЛЕНИНКА
В статье затрагивается тема инновационных разработок для складской логистики, производится ознакомление с новыми технологиями на складе. Дается описание каждого вида инновационных разработок. Рассматривается их важность внедрения в настоящий момент для работы предприятий и складов. Показаны преимущества, недостатки и сложности использования данных инноваций в имеющейся инфраструктуре. В заключении выдвигается решение о необходимости использования научнотехнического прогресса в такой прикладной науке, как логистика, которая оказывает влияние на различные сферы производственной деятельности.
Инновации, складская логистика, инновации в логистике, WMS, RFID метки, дроны, EDI–коммуникации,роботы.
В настоящее время актуальны проблемы перевозки грузов. Как показывает статистика 43 % функционирования транспортных средств на складе занимают погрузоразгрузочные работы и время ожидания обслуживания [1]. Одна из причин сложившейся ситуации – неэффективная инфраструктура склада.
Для устранения проблемы необходимо модернизировать работу складов и их инфраструктуру. Существует ряд инновационных разработок, пользующихся большой популярностью у предприятий. Для осуществления выбора системы управления складом необходимо провести сравнительный анализ достоинств и недостатков предлагаемых разработок с учетом особенностей складских предприятий.
WMS (Warehouse Management Systems) – система управления складом (СУС). Она представляет собой компьютерную программу, используемую работниками склада. [2]. СУС позволяет:
Для проведения идентификации товара необходимо наличие меток на грузе и ячейках на складе: шрих–кодов (EAN–13 и EAN–128) или радиометок (RFID). Это уменьшает время идентификации товаров при поступлении на склад, поскольку информация о нем (вес, размер, тип груза, производитель, положение на складе и т.п.) автоматически заносится в базу данных программы при считывании метки. С помощью этих же данных, в особенности данных о весе и размере, СУС осуществляет распределение товаров по складу.
Осуществление 3 функции происходит через внесение в СУС всех заданий, которые должны выполнить работники склада. Программа самостоятельно отправляет задание свободным сотрудникам и оборудованию, таким образом, чтобы они не мешали друг другу. Некоторые задания имеют статус приоритетных и могут выполняться первыми, а не после выполнения заданного списка задач (например, выгрузка товара из прибывшего автомобиля).
В настоящее время рынком предлагается большое количество вариантов СУС. Например,
на российском рынке – 1С:Логистика
. К недостаткам рассматриваемой СУС следует отнести:
Достоинствами 1С:Логистика
можно назвать:
Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification или RFID) – один из способов маркировки груза, которая использует радиоволны для записи и считывания информации, хранящейся на метках, прикрепленных к товару. [3] Сама метка состоит из интегральной схемы (на ней записана информация) и антенны для обмена информацией посредством радиоволн. Различаются активные и пассивные метки. Активные метки имеют собственное электроснабжение, могут посылать сигнал и считываться с большого расстояния. Они крупные и дорогие (160–8800 руб.) Пассивные метки не имеют источника энергии и активизируются, когда принимают сигнал считывателя и отдают ему записанную информацию. Пассивные метки имеют маленький размер. Цена на них сравнима со стоимостью простой этикетки (7–1800 руб.) [4].
Компания Marks & Spencer (M&S) использует 10 млн. поддонов с RFID–метками. На каждую метку записывается информация о грузе, находящемся в поддоне. Эти метки считываются при поступлении на склад. Поддоны без груза возвращаются снова к поставщикам компании. На метках на поддоне записывается информация о новом товаре (срок службы 1 метки равен 10 годам). Таким образом, благодаря данной технологии M&S сокращают свои постоянные издержки на дешевых, постоянно обновляемых обычных метках [5]. Преимущества RFID:
Недостатки системы:
Дроны могут быть использованы для ускоренного чтения штрих–кодов и RFID–меток на складе, если груз или товар находится на большой высоте. Также их можно применять для перемещения легкого и негабаритного груза по складу.
Преимущества дронов – сокращение временных издержек. Недостатки – достаточно высокая стоимость дронов (в среднем от 20 000 руб.) и необходимость обеспечения безопасного перемещения их по складу.
EDI (Electronic Data Interchange) – электронный обмен данными. EDI позволяет обмениваться документами между двумя компьютерными системами, используя общий формат данных, что значительно облегчает передачу документов (заказ на поставку, погрузочный ордер и т. д.).
Стандартный формат и широкая совместимость документов EDI обеспечивают высокую эффективность и приводит к стабильности работы.
EDI устраняет повторное введение данных из документов, что также исключает возможность ошибки при переработке информации. Заказчик самостоятельно заполняет необходимый документ по заготовленному шаблону. EDI также может использоваться совместно с системой управления складом. EDI имеет ряд преимуществ:
Недостатки EDI:
Несколько мировых производителей роботов предлагают роботизированные решения, которые ускоряют процессы инвентаризации и сборки заказов.
Например, каждый робот от компании Amazon работает на определенном участке и осуществляет перевозку нужного товара к сотруднику склада или непосредственно к грузовому автомобилю. Эти роботы легко передвигаются по складу, перемещая на себе паллеты.
Преимущество – сокращение времени на перемещения груза по складу. Недостатки – высокая стоимость внедрения роботов, недостаточное развитие отрасли роботостроения.
Заключение. Данные технологии частично используются в России. Например, в г. Ростовена–Дону крупные предприятия используют СУС – 1С:Логистика
или 1С:Предприятие
. В
магазинах можно заметить, что на торговой таре присутствует RFID–метка.
Однако занятость площади складов в г. Ростове–на–Дону в среднем составляет 80%. Это говорит о том, что технологии используются недостаточно эффективно.
Следовательно, руководителям складских предприятий следует задуматься о рациональности подбора системы управления складом. СУС имеют различные возможности. Некоторые из них помогают в решении одних задач, но отрицательно влияют на ситуацию при решении других.
Таким образом, инновационные разработки и научно–технический прогресс в складской логистике имеют большое значение для повышения производительности выполнения складских операций, но следует учитывать все их особенности: необходимо ставить конкретную задачи по повышению эффективности работы, и исходя из них, подбирать необходимые технологии. Только в данном случае применение таких технологий окажет положительное влияние.