Авторы: Горобец И.А., Голенков Е.А., Голубов Н.В. (ДонНТУ, г. Донецк)
Источник: Горобец И.А., Голенков Е.А., Голубов Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ МЕХАТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ – Инженер. Студенческий научно-технический журнал – Донецк: ДонНТУ, 2015.-№1(19). С.179-184
В статье рассмотрена поддержка жизненного цикла изделия мехатронного оборудования, при помощи CALS-технологий. Проанализирован состав жизненного цикла изделия и общая структура CALS.
Одной из важных отраслей промышленности Донбасса является горнометаллургический комплекс. В настоящее время в качестве машин и механизмов промышленности используются сложные мехатронные изделия, состоящие из механической, электронной частей и привода. Наиболее тяжелонагруженными мехатронными изделиями, срок межремонтного сервиса которого достигает до 3 месяцев, является горно-шахтное оборудование. Учитывая высокую стоимость мехатронных изделий и трудности нынешнего экономического положения региона, представляется актуальным и экономически целесообразным решение вопроса текущих и капитальных ремонтов изделий горного шахтного сектора.
Рассмотрим жизненный цикл изделия (далее ЖЦИ), как совокупность этапов, через которые проходит изделие за время своего существования, рис.1. К ЖЦИ относятся: маркетинговые исследования, составление технического задания, проектирование, технологическая подготовка производства, изготовление, поставка, эксплуатация, ремонт и утилизация объекта [1].
Для обеспечения согласованной работы всех предприятий, участвующих в проектировании, производстве, реализации и эксплуатации сложной техники, в настоящее время используется информационная поддержка этапов ЖЦИ, основанная на CALS-технологиях. Под аббревиатурой CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) понимают непрерывное интегрированное информационное обеспечение участников жизненного цикла изделия данными об изделиях, связанными с ними процессами и средой преимущественно в электронном виде.
Прежде всего, CALS – бизнес-стратегия интеграции информационных процессов между участниками жизненного цикла изделия (заказчиков, разработчиков, производителей, поставщиков, эксплуатационных, обслуживающих и ремонтных предприятий, предприятий по утилизации) с целью обеспечить их необходимыми для бизнеса данными об изделии и связанными с ним процессами и средой [1,2]
Во многих экономически развитых странах мира CALS рассматривается как стратегия выживания в рыночной среде, позволяющая:
прозрачностьи управляемость бизнес-процессов за счет лучшей сбалансированности звеньев;
В контексте современного ведения успешного бизнеса назначением CALS-технологий является представление необходимой информации в нужное время, в нужном виде, в конкретном месте любому пользователю на всех этапах жизненного цикла изделия.
Суть бизнес-концепции CALS состоит в применении принципов и технологий информационной поддержки на всех стадиях ЖЦ продукции, основанного на использовании ИИС, обеспечивающей единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала. В ИИС информация создается, преобразуется, хранится и передается от одного участника ЖЦ к другому при помощи прикладных программных средств, к которым относятся системы CAD/CAE/CAM, PDM, MRP/ERP, SCM и др., рис.2. Здесь ЖЦ изделия представлен в виде линейки от маркетинговых исследований и до утилизации объекта.
Поскольку реализация CALS-технологий подразумевает использование ИТ, включающие компьютерное оборудование и программные средства, то все программные продукты, используемые в CALS-технологиях, можно разделить на две группы:
Таким образом, в контексте ЖЦИ, основными задачами CALS-систем:
Эффективность управления данными подразумевает прежде всего представление информации в форме, обеспечивающей легкость ее восприятия и однозначное ее понимание всеми участниками жизненного цикла изделий. Это требование распространяется на любую документацию, используемую в разных процедурах этапов жизненного цикла.
Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы. В 3-х кн.. - Таганрог. Изд-во ЮФУ. Кн.3 2014 №14–с.47-53.