Автор: Дьяконов А. А., Моисеенко К. И.
Источник: Межвузовская конференция ДонНТУ, 2017
Дьяконов А. А., Моисеенко К. И. Система менеджмента качества лабораторий. Рассмотрены системы менеджмента качества лабораторий. Рассмотрена нормативно–техническая документация. Изучены требования предъявляемые лабораториям для соответвия стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.
Возросшие требования потребителей к точности, своевременности и надёжности в сфере лабораторных услуг, заставляет искать различные пути повышения эффективности деятельности. Проблемы, с которыми приходится бороться, являются типичными для большинства российских лабораторий: недостаточная методологическая обеспеченность, дефицит квалифицированных кадров, высокие издержки, трудоемкость управления, большая доля ручного труда. Помимо этого, дополнительное давление оказывают изменяющиеся положения нормативно технической документации и соблюдение требований аккредитации. Один из способов решения этих проблем – создание системы качества лаборатории. Причем не формальной, существующей только на бумаге, а реально действующей.
Система качества лаборатории – это набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих достижение хороших лабораторных показателей.
Сложность системы требует, чтобы все элементы работали правильно, а их взаимодействие было скоординировано. Основная цель системы качества лаборатории – гарантировать точность, надежность и своевременность представления результатов испытаний, анализа, исследований или тестирования.
Сложность системы требует, чтобы все элементы работали правильно, а их взаимодействие было скоординировано. Основная цель системы качества лаборатории – гарантировать точность, надежность и своевременность представления результатов испытаний, анализа, исследований или тестирования.
Кроме того к лабораториям может применяться стандарт ISO 9001–2015, требования которого являются основой многих стандартов на системы качества лабораторий (например ISO/IEC 17025). Еще одним направлением, регламентирующим работу лаборатории, является получение аккредитации в международной или национальной системе. Для большинства систем аккредитации разработаны критерии, которые содержат в себе требования к системе качества лаборатории. Такие критерии существуют в международных системах ILAC, APLAC, IAAC и др. Существуют они и в национальной системе аккредитации Российской Федерации Росаккредитация
.
В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025–2009 лаборатория должна: располагать руководящим и техническим персоналом; принимать меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников от любого неподобающего внутреннего и внешнего давления и влияния; определять политику и процедуры, позволяющие обеспечить конфиденциальность информации и прав собственности ее заказчиков; определять организационную и управленческую структуру лаборатории; устанавливать ответственность, полномочия и взаимоотношения всех сотрудников; обеспечивать надзор за персоналом, проводящим испытания и калибровку; иметь техническую администрацию, несущую общую ответственность за техническую деятельность и предоставление необходимых ресурсов; назначать одного сотрудника менеджером по качеству, который, независимо от других функций и обязанностей, должен нести ответственность и располагать полномочиями, обеспечивающими внедрение системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование; назначать заместителей руководящего персонала; обеспечивать осознание персоналом значимости и важности своей деятельности и свой вклад в достижение целей системы менеджмента.
Лаборатория должна документально оформить свою политику, системы, программы, процедуры и инструкции в объеме, необходимом для обеспечения качества результатов испытаний и/или калибровки.
Система менеджмента качества испытательных лабораторий основывается на принципе постоянного улучшения деятельности, направленном на повышение удовлетворенности потребителей и дает уверенность в том, что поставляемая продукция и предоставляемые услуги полностью соответствуют их требованиям. Большинство испытательных лабораторий отличается от зарубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуация, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все действующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательских институтов и предприятий. Главной задачей системы качества лаборатории является создание и стабильное воспроизведение необходимых условий для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции при испытаниях установленными методами и оценки соответствия этих показателей установленным требованиям. Лаборатория или организация, в состав которой она входит, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность. В её обязанности входит проведение испытаний и калибровки таким образом, чтобы выполнялись требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 и удовлетворялись требования заказчика, а также предписания регулирующих органов или организаций, осуществляющих официальное признание.
Система качества лаборатории должна постоянно поддерживаться в работоспособном состоянии и совершенствоваться, чтобы лаборатория имела возможность гарантировать своим заказчикам качество услуг, а также сохранять аккредитацию.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования
.
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102–ФЗ Об обеспечении единства измерений
.