Назад в библиотеку

Идентификация процесса подготовки к аккредитации испытательной лаборатории

Автор:Глебова Е. В., Докучаева А. В., Паначина В. С., Языков Р. О., Торба А. С.

Аннотация

Глебова Е. В., Докучаева А. В., Паначина В. С., Языков Р. О., Торба А. С. Идентификация процесса подготовки к аккредитации испытательной лаборатории В данной статье описаны трудности, связанные с большим объемом обязательных работ, используемой информации одновременно, оценка ее актуальности поднимают вопрос о поиске инструментов, позволяющих результативно управлять процессом подготовки к аккредитации испытательной лаборатории.

Общая постановка проблемы

Подготовка испытательной лаборатории к проведению процедуры аккредитации подразумевает выполнение ряда обязательных работ, направленных на достижение соответствия испытательной лаборатории установленным критериям аккредитации. Перечень и последовательность выполняемых работ, их сущность и содержание регламентируются в приказах Минэкономразвития России, документах, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, документах в области стандартизации, соблюдение требований которых аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации. Трудности, связанные с большим объемом обязательных работ, используемой информации одновременно, оценка ее актуальности поднимают вопрос о поиске инструментов, позволяющих результативно управлять процессом подготовки к аккредитации испытательной лаборатории.

Ключевые слова: аккредитация, испытательная лаборатория, идентификация процесса.

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации (РФ) осуществляется Федеральным законом № 29–ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) О качестве и безопасности пищевых продуктов, в соответствии с содержанием статьи 4 Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий настоящего ФЗ, качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий [1].

Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов устанавливает требования к качеству пищевых продуктов, обеспечению их безопасности, процедурам оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов и т.д. Предназначенные для реализации пищевые продукты подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании. В свою очередь ФЗ № 184 – ФЗ О техническом регулировании (ред. 23.06.2014 г.) в качестве доказательных материалов по обязательному подтверждению соответствия пищевых продуктов обязательным требованиям нормативных документов называет протоколы испытаний и измерений, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях, т.е. в соответствии с законодательством РФ для оценки соответствия качества и безопасности пищевой продукции необходима испытательная лаборатория, аккредитованная в системе Росаккредитации [2].

Под аккредитацией испытательной лаборатории (далее - ИЛ) подразумевается официальное признание Федеральной службой по аккредитации технической компетентности лаборатории в заявленных областях деятельности [2].

С 1 июля 2014 г. вся сфера оценки соответствияи обеспечения единства измерений работает по новому документу – Федеральному закону № 412–ФЗ Об аккредитации в национальной системе аккредитации [3]. В рамках подготовки к аккредитации заявителю необходимо выполнить требования целого пакета нормативных документов и подзаконных актов, регламентирующих порядок и правила аккредитации ИЛ. В процессе подготовки к аккредитации ИЛ необходимо уделять особое внимание актуальности используемых нормативных документов и подзаконных актов, так как они подвержены периодическим изменениям.

Новое законодательство называет аккредитацию бессрочной, однако аккредитованная лаборатория должна периодически по определенной схеме подтверждать свою компетентность, как это предусмотрено международными стандартами: сначала в первый год с момента аккредитации, потом каждые два года с момента предыдущей оценки, а каждый пятый год идет полная оценка – такая же, как при аккредитации, т.е. каждая лаборатория, аккредитованная в системе Россаккредитации, должна постоянно осуществлять комплекс мероприятий по подтверждению своей компетентности в заявленной области в соответствии с установленным порядком.

На сегодняшний день порядок (процедура) аккредитации должен соответствовать требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17011–2009 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия [4].

Работа по аккредитации включает в себя следующие этапы:
– представление заявителем заявления об аккредитации испытательной лаборатории с приложением необходимых документов;
– экспертиза документов, представленных заявителем;
– аттестация заявителя;
– анализ материалов по аккредитации и принятие решения об аккредитации заявителя (либо об отказе в аккредитации);
– оформление, регистрация и выдача заявителю аттестата аккредитации испытательной лаборатории с комплектом документов (либо об отказе в аккредитации) [5].

Трудности процедуры аккредитации для ИЛ возникают уже на первом этапе. Сбор необходимых документов и представление заявки являются весьма трудоемким процессом, включающим в себя целый ряд выполняемых работ: оценку актуальности НД на продукцию и методы анализа, инвентаризацию и закупку необходимых реактивов и стандартных образцов, подготовку к поверке средств измерений и ее проведение, оценку состояния помещений и т.д.

Таким образом, процесс подготовки к аккредитации ИЛ можно представить в виде макропроцесса, включающего в себя ряд подпроцессов со своими входами, выходами, ресурсами и механизмами. Вопросы оптимизации работы макропроцессов уже достаточно давно и с успехом решаются построением модели управления качеством изучаемого процесса, которая является наиболее эффективным методом изучения самого макропроцесса, а часто и единственным практически доступным методом получения информации о поведении самого процесса.

Первым этапом в построении модели управления качеством любого процесса является его идентификация, необходимая для последующего управления процессом с целью обеспечения надлежащего качества как промежуточных результатов, так и итогового (выходного) результата каждого процесса и всех его подпроцессов. Осуществление идентификации процесса основано на его описании.

Обобщая вышесказанное, возникает очевидная необходимость в идентификации процесса подготовки к аккредитации ИЛ, в основу которого будет положено его описание.

Целью данной работы является идентификация процесса подготовки к аккредитации ИЛ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– поиск методов представления (описания) процессов;
– выбор метода представления (описания) процесса подготовки к аккредитации ИЛ;
– идентификация и описание процесса аккредитации ИЛ на основе выбранного метода.

Для решения первой задачи был осуществлен поиск методов описания процессов. В результате были определены такие методы, как:
– IDEF – методология для решения задач моделирования сложных систем, позволяющая отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными;
– DFD – методология графического структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных, к которым осуществляется доступ;
– UnifiedModelingLanguage – открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, созданный для определения, визуализации, проектирования и документирования;
– ARIS – методология, рассматривающая любой организационный процесс с четырех точек зрения: организационной и функциональной, обрабатываемых данных, структуры процессов, продуктов и услуг.

В соответствии со второй задачей, проанализировав каждый метод, изучив их достоинства и недостатки, удалось прийти к выводу, что ARIS является наиболее приоритетным методом описания процесса, ARIS поддерживает четыре типа моделей (и множество видов моделей в каждом типе), отражающих различные аспекты исследуемого процесса:
– функциональные модели, содержащие иерархию целей, стоящих перед аппаратом управления, с совокупностью деревьев функций, необходимых для достижения поставленных целей;
– информационные модели, отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;
– модели управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию процессов в рамках системы.

Третьей, наиболее сложной задачей, стала идентификация и описание процесса подготовки к аккредитации ИЛ на основе метода ARIS.

В общем виде модель ARIS представлена рис. 1, где каждый процесс имеет свои функциональные ресурсы, которые предоставлены информацией о должностных лицах, выполняющих этот процесс, и информационные ресурсы, которые представляют собой перечень различных законодательных, правовых и нормативных документов, необходимых для выполнения того или иного процесса.

Общая модель процесса подготовки к аккредитации ИЛ

Рисунок 1 – Общая модель процесса подготовки к аккредитации ИЛ

На рис. 2 представлена функциональная структура ИЛ с названием должностей и должностными обязанностями каждого из сотрудников в процессе подготовки испытательной лаборатории к аккредитации, где приняты следующие обозначения: средства измерения СИ; испытательный центр ИЛ; нормативный документ НД; стандартный образец СО; испытательным оборудованием.

Функциональная структура

Рисунок 2 – Функциональная структура

Информационные ресурсы, представленные на рис. 3, содержит всю нормативную базу, используемую в процессе подготовки к аккредитации ИЛ.

 Информационная структура процесса подготовки к аккредитации ИЛ

Рисунок 3 – Информационная структура процесса подготовки к аккредитации ИЛ

Структура самого процесса подготовки к аккредитации ИЛ, представленная на рис. 4, содержит перечень необходимых подпроцессов для подготовки к аккредитации испытательной лаборатории, описание и идентификация которых были проведены на основе порядка действий, изложенных в ГОСТ Р 51000.4–2011 Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.

 Структура процесса подготовки к аккредитации ИЛ

Рисунок 4 – Структура процесса подготовки к аккредитации ИЛ

Выводы

Обобщая вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что идентификация процесса подготовки к аккредитации ИЛ позволила выявить и систематизировать информационные ресурсы процесса, механизмы процесса, представленные перечнем должностных лиц, должностными обязанностями сотрудников в процессе подготовки испытательной лаборатории к аккредитации, а также получить наглядный перечень обязательных работ, проводимых в рамках подготовки ИЛ к аккредитации в соответствии с требованиями нормативной документации. Результаты, полученные при идентификации процесса могут быть использованы в построении модели управления качеством изучаемого процесса, которая при условии ее детального описания, представленного в виде нормативного документа, позволяющего сконцентрировать накопленный опыт и новейшую информацию, позволит существенно минимизировать временные, финансовые и людские ресурсы, необходимые для подготовки к аккредитации ИЛ.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон № 29 - ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов.
2. Федеральный закон № 412-ФЗ Об аккредитации в национальной системе аккредитации.
3. Официальный сайт Росаккредитации http://fsa.gov.ru /(дата обращения: 23.11.2015).
4. ГОСТ ИСО/МЭК 17011 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия. .
5. ГОСТ Р 51000.4–2011 Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий..
6. Электронный ресурс: http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/193/ (24.11.2015 г)..
7. Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 288 Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации. .