Игра на гитаре
Содержание
- Моё знакомство с гитарой
- Устройство гитары
- Некоторые сведения о гитаре и струнах
- Строй и настройка гитары
- Посадка. Положение гитары и рук исполнителя
- Постановка правой руки
- Основные приемы игры
- Нестандартные приемы
- Список источников
Моё знакомство с гитарой
Еще в детстве мне всегда нравилась гитара, любил слушать её звуки, как прекрасно звучат её струны, и всегда хотел научиться играть на этом музыкальном инструменте. Но возможности купить гитару и ходить в музыкальную школу у меня не было но мое желание научиться играть не куда не девалось.
Во время учёбы на первом курсе в техникуме я собирал на гитару, откладывал деньги со стипендий, и после окончания первого года обучения на летних каникулах подзаработав еще немножко денег и добавив их до того что собирал во время учебы я купил свою гитару.
Основным аккордам, положениям рук, настройке гитары, как играть боем и перебором меня научил мой лучший друг. В дальнейшем в помощь был интернет и видео обучения на YouTube. Моей первой мелодией стал саундтрек из фильма Пираты Карибского Моря. Так как петь я не особо умею, любимым стилем игры на гитаре стал Fingerstyle, он позволяет шире раскрыть возможности акустической гитары, так как позволяет играть одновременно и аккомпанемент, и мелодию. В данный момент я реже играю на гитаре из за недостатка времени, но время ото времени я все же беру гитару и учу новые песни.
Устройство гитары
Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа.
Некоторые сведения о гитаре и струнах
При игре на гитаре пальцы левой руки, прижимая струны, располагаются в промежутках между порожками, поэтому промежутки между порожками тоже называют ладами. Счет ладов ведется от головки грифа. Качество гитары, как и всякого музыкального инструмента, зависит от многих факторов и компонентов, знание некоторых из них необходимо для начинающих обучение. Более мощный звук будет у гитары, имеющий корпус большего размера [1]. Гитара, рассчитанная на извлечение звуков пальцами, неплохо звучит и при игре медиатором (специальная пластинка, при помощи которой извлекают звуки на гитаре), а гитара, рассчитанная на использование медиатора, звучит тускло при извлечении звуков пальцами. Для гитары применяются металлические или нейлоновые струны. На гитаре с небольшим корпусом нейлоновые струны звучат плохо (тускло). При игре медиатором, как правил о, используются металлические струны.
Строй и настройка гитары
Уровень Прижатие струны к грифу укорачивает ее длину и вызывает повышение звука, извлекаемого на струне. Строй струнного музыкального инструмента – это высотное положение звуков, извлекаемых без прижатия струн к грифу инструмента.
Посадка. Положение гитары и рук исполнителя
Играть на гитаре надо сидя: ибо такое положение наиболее удобно для выработки и закрепления правильной постановки рук. От правильной постановки рук будет в дальнейшем во многом зависеть техническое мастерство владения гитарой. Для начинающих обучение игры на гитаре стоя совершенно недопустимо. Обычно звуки на гитаре извлекаются пальцами, иногда – при помощи медиатора. Если начинать обучение с звукоизвлечения медиатором, то может выработаться неправильная для извлечения звуков пальцами постановка правой руки: а исправление этого дефекта [2].
Постановка правой руки
Правая рука ниже локтевого сгиба должна быть положена на край обечайки (место соединения обечайки с верхней декой), чуть левее самой широкой части корпуса гитары. Другим ориентиром может быть нижний порожек, который находится приблизительно на одной линии с местоположением руки.
Основные приемы игры
Кроме описанных выше способов игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки:
- Арпеджио (перебор) и арпеджиато – последовательное извлечение звуков аккорда. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.
- Бенд (подтяжка) – повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку.
- Вибрато – периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила её натяжения и соответственно высота звука.
- Глиссандо – плавный скользящий переход между нотами, расположенными на одной струне.
- Легато – слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки. Другое название – хаммер-он, и пулл-офф.
- Глушение – игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны.
- Свип – скольжение медиатором по струнам вверх либо вниз при игре арпеджио, или скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой.
- Стаккато – короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда.
- Флажолет – заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем её на целое число частей. Звук напоминает тембр флейты.
Нестандартные приемы
Также я хотел бы рассказать о специфических приемах, используемых в музыке фламенко [3]:
- Гольпе – перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры.
- Тамбурин – ещё один перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.
- Пиццикато – игра щипковыми движениями правой руки. Струна захватывается правой рукой между указательным и большим пальцами, затем струна оттягивается на некоторое расстояние и отпускается. Обычно струна оттягивается на небольшое расстояние, что дает нежное звучание. Если же расстояние большое, то струна ударится об лады и добавит звучанию перкуссии.
- Пульгар – техника игры большим пальцем правой руки. Основной способ звукоизвлечения в музыке фламенко. Струна ударяется сначала боковой стороной мякоти и затем краем ногтя большого пальца.
- Альсапуа – как и в случае с пульгар, здесь также задействован большой палец, но отличие в том, что при альсапуа он может извлекать не только одиночные ноты, но и аккорды не только сверху вниз, но и снизу вверх, что характерно только для фламенко.
- Пикадо – в классической технике этот прием известен под названием
удар с опорой
. Он используется при исполнении быстрых, энергичных пассажей чередующимися ударами указательного и среднего пальца правой руки. - Тремоло – очень быстрое многократное повторение щипка струны, без смены ноты.
- Расгеадо – большой палец при исполнении расгеадо опирается на 6-ю струну. Затем другие пальцы осуществляют скользящий удар по остальным струнам. Является одним из самых важных, специфичных и сложных элементов техники фламенко.
Список источников
- Конструкция гитары. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proguitarworld.ru
- Wikipedia: Гитара. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
- Вышивка икон: история и современные суждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://samesound.ru