Игра на гитаре

Содержание

Моё знакомство с гитарой

Еще в детстве мне всегда нравилась гитара, любил слушать её звуки, как прекрасно звучат её струны, и всегда хотел научиться играть на этом музыкальном инструменте. Но возможности купить гитару и ходить в музыкальную школу у меня не было но мое желание научиться играть не куда не девалось.

Во время учёбы на первом курсе в техникуме я собирал на гитару, откладывал деньги со стипендий, и после окончания первого года обучения на летних каникулах подзаработав еще немножко денег и добавив их до того что собирал во время учебы я купил свою гитару.

Рисунок 1 – Моя гитара

Основным аккордам, положениям рук, настройке гитары, как играть боем и перебором меня научил мой лучший друг. В дальнейшем в помощь был интернет и видео обучения на YouTube. Моей первой мелодией стал саундтрек из фильма Пираты Карибского Моря. Так как петь я не особо умею, любимым стилем игры на гитаре стал Fingerstyle, он позволяет шире раскрыть возможности акустической гитары, так как позволяет играть одновременно и аккомпанемент, и мелодию. В данный момент я реже играю на гитаре из за недостатка времени, но время ото времени я все же беру гитару и учу новые песни.

Рисунок 2 – Изучаю новую мелодию

Устройство гитары

Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа.

Рисунок 3 – Схема конструкции гитары
(1–гриф, 2–головка грифа, 3–накладка грифа, 4–пятка грифа, 5–колки, 6–верхний порожек, 7–ладовый порожек, 8–лады, 9–верхняя дека, 10–нижняя дека, 11–обечайка, 12–резонаторное отверстие, 13–бридж (струнодержатель), 14–нижний порожек, 15–кнопка, 16–защитная накладка)

Некоторые сведения о гитаре и струнах

При игре на гитаре пальцы левой руки, прижимая струны, располагаются в промежутках между порожками, поэтому промежутки между порожками тоже называют ладами. Счет ладов ведется от головки грифа. Качество гитары, как и всякого музыкального инструмента, зависит от многих факторов и компонентов, знание некоторых из них необходимо для начинающих обучение. Более мощный звук будет у гитары, имеющий корпус большего размера [1]. Гитара, рассчитанная на извлечение звуков пальцами, неплохо звучит и при игре медиатором (специальная пластинка, при помощи которой извлекают звуки на гитаре), а гитара, рассчитанная на использование медиатора, звучит тускло при извлечении звуков пальцами. Для гитары применяются металлические или нейлоновые струны. На гитаре с небольшим корпусом нейлоновые струны звучат плохо (тускло). При игре медиатором, как правил о, используются металлические струны.

Строй и настройка гитары

Уровень Прижатие струны к грифу укорачивает ее длину и вызывает повышение звука, извлекаемого на струне. Строй струнного музыкального инструмента – это высотное положение звуков, извлекаемых без прижатия струн к грифу инструмента.

Посадка. Положение гитары и рук исполнителя

Рисунок 4 – Посадка. Положение гитары и рук исполнителя

Играть на гитаре надо сидя: ибо такое положение наиболее удобно для выработки и закрепления правильной постановки рук. От правильной постановки рук будет в дальнейшем во многом зависеть техническое мастерство владения гитарой. Для начинающих обучение игры на гитаре стоя совершенно недопустимо. Обычно звуки на гитаре извлекаются пальцами, иногда – при помощи медиатора. Если начинать обучение с звукоизвлечения медиатором, то может выработаться неправильная для извлечения звуков пальцами постановка правой руки: а исправление этого дефекта [2].

Постановка правой руки

Рисунок 5 – Постановка правой руки

Правая рука ниже локтевого сгиба должна быть положена на край обечайки (место соединения обечайки с верхней декой), чуть левее самой широкой части корпуса гитары. Другим ориентиром может быть нижний порожек, который находится приблизительно на одной линии с местоположением руки.

Основные приемы игры

Кроме описанных выше способов игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки:

  • Арпеджио (перебор) и арпеджиато – последовательное извлечение звуков аккорда. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.
  • Бенд (подтяжка) – повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку.
  • Вибрато – периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила её натяжения и соответственно высота звука.
  • Глиссандо – плавный скользящий переход между нотами, расположенными на одной струне.
  • Легато – слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки. Другое название – хаммер-он, и пулл-офф.
  • Глушение – игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны.
  • Свип – скольжение медиатором по струнам вверх либо вниз при игре арпеджио, или скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой.
  • Стаккато – короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда.
  • Флажолет – заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем её на целое число частей. Звук напоминает тембр флейты.

Нестандартные приемы

Также я хотел бы рассказать о специфических приемах, используемых в музыке фламенко [3]:

  • Гольпе – перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры.
  • Тамбурин – ещё один перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.
  • Пиццикато – игра щипковыми движениями правой руки. Струна захватывается правой рукой между указательным и большим пальцами, затем струна оттягивается на некоторое расстояние и отпускается. Обычно струна оттягивается на небольшое расстояние, что дает нежное звучание. Если же расстояние большое, то струна ударится об лады и добавит звучанию перкуссии.
  • Пульгар – техника игры большим пальцем правой руки. Основной способ звукоизвлечения в музыке фламенко. Струна ударяется сначала боковой стороной мякоти и затем краем ногтя большого пальца.
  • Альсапуа – как и в случае с пульгар, здесь также задействован большой палец, но отличие в том, что при альсапуа он может извлекать не только одиночные ноты, но и аккорды не только сверху вниз, но и снизу вверх, что характерно только для фламенко.
  • Пикадо – в классической технике этот прием известен под названием удар с опорой. Он используется при исполнении быстрых, энергичных пассажей чередующимися ударами указательного и среднего пальца правой руки.
  • Тремоло – очень быстрое многократное повторение щипка струны, без смены ноты.
  • Расгеадо – большой палец при исполнении расгеадо опирается на 6-ю струну. Затем другие пальцы осуществляют скользящий удар по остальным струнам. Является одним из самых важных, специфичных и сложных элементов техники фламенко.

Список источников

  1. Конструкция гитары. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proguitarworld.ru
  2. Wikipedia: Гитара. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
  3. Вышивка икон: история и современные суждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://samesound.ru