Автор: Краснова В. М.
Источник: Стандарты и качество – 2011, №9. – с. 80–82
Определение бизнес-процессов компании, их описание, анализ и оптимизация (реинжениринг системы управления компании) в первую очередь преследуют цель повышения конкурентоспособности компании путём организации ее целесообразной, эффективной, слаженной деятельности. Процессно-ориентированный подход в управлении, в противовес функциональному подходу, является более сложным с точки зрения реализации, но в то же время более эффективным. Поскольку специфика современного рынка такова, что конкурентное преимущество определяется не качеством продукции, а качеством бизнес-процессов, ее производящих.
Основой процессно-ориентированного подхода в управлении является понятие бизнес-процесса. Определений бизнес-процесса существует много. Мы понимаем под этим термином – ряд взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы, полезные потребителю. Используя такое определение, становится очевидным, что бизнес-процессы существуют. И существуют они вне зависимости от того, какой подход к управлению существует в организации и вне зависимости от того, осознают ли сотрудники компании их существование. Целью же внедрения процессного подхода является как раз формирование у каждого сотрудника компании абстрактного представления об исполняемых им бизнес-процессах.
средним ариффметическимработ всех сотрудников. Если один сотрудник на одних операциях работает великолепно, а второй на последующих операциях настолько плохо, что на выходе выдаёт брак, то конечный продукт обоих сотрудников будет равен нулю. Компании не нужны
самородки, равно как и
бракоделы- достаточно хорошо организовать сотрудников с удовлетворительным (средним) качеством работы, чтобы получить стабильный и конкурентоспособный продукт на выходе. Деятельность перестаёт выполняться ради самой деятельности – она становится деятельностью ради потребителя.
Таким образом, процессно-ориентированный подход в управлении – это управленческий инструмент, не только снижающий непроизводительные затраты, но и повышающий качество продукции, инструмент, позволяющий иметь полную информацию о текущем процессе бизнеса и принимать своевременные и стратегически верные решения.