Автор: Алимова Н. К.
Источник: Стандарты и качество. – 2006, № 5. – с. 10–14.
Способ представления организации в виде иерархированной системы идентифицированных и взаимодействующих процессов, а также их менеджмент. Процессом (от лат. processus – прохождение, продвижение) называется деятельность, представленная в виде закономерных, взаимосвязанных и взаимодействующих этапов деятельности. В этапах идентифицируется (различается) содержательная сторона этапа и процессуальная сторона этапа. Эти этапы могут быть рассмотрены как элементы деятельности, а их последовательность – как ее структура. В ходе процесса всегда используются разнообразные виды ресурсов для преобразования входных элементов процесса в выходные с добавлением материальной или идеальной ценности при реализации управления этим процессом.
Процесс состоит из нескольких действий (операций). Во-первых, программирования, т. е. целеполагания, проектирования, планирования. Во-вторых, деятельности по реализации программы (исполнения). В-третьих, оценки результата (контроля).
В процессе управления имеют место горизонтальные связи (связи преобразования) и вертикальные связи (управления и обратной связи) между процессами. У процесса управления обычно имеются несколько входов и выходов, несколько каналов управления, по которым с верхних по иерархии процессов поступают управленческие воздействия или информация управления в виде норм деятельности, несколько каналов обратной связи, по которым поступают с нижних по иерархии процессов информация о выполнении деятельности в виде норм отчетности, несколько каналов ресурсного обеспечения выполнения процедур всего процесса.
Процесс управления – это логическое продвижение возникающих у руководителя мысленных (внутренних) образов в предметную действительность посредством исходящих от него импульсов.
Структура процесса складывается из последовательности действий, каждый из которых может рассматриваться так же, как самостоятельный процесс. Организацию и управление ею можно изобразить через составляющие ее процессы или действия. Все процессы, описанные таким образом, объединяются по связям, через входы и выходы, нормы отчетности и нормы действия (управления) в виде атласа процессов
. Любая организация может быть описана в виде атласа процессов
, который позволяет анализировать, оценивать, корректировать, определять характеристики производства, качество и эффективность деятельности работающих в ней специалистов. В системе государственного управления, процессы и связанные с ними ответственности, процедуры и ресурсы, установлены законодательно и поддерживаются согласованным образом. Для качественного, функционирования отдельных государственных организаций необходимо, чтобы они самостоятельно управляли внутренними, многочисленными взаимосвязанными процессами.
Процессный подход как принцип управления появился в нашей стране в начале 70-х гг. прошлого века на основании разработанного Щедровицким Г.П. системодеятельностного анализа деятельности
. В международном стандарте ИСО серии 9000:2000 процессный подход
принят как один из принципов построения системы менеджмента качества любой организации, предприятия, государства. Процессный подход в управлении позволяет эффективно и результативно управлять возможностями организаций или страны в целом для улучшения ее жизнедеятельности
1. Корольков В., Брагин В. Процессный подход к управлению организацией // Стандарты и качество. – 2001, №9. – с. 80–82.
2. Адлер Ю., Щепетова С. Процессное описание бизнеса – основа основ и для системы экономики качества //Стандарты и качество. – 2002, №2. – с. 66–69.
3. Гарднер Р. Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество. – 2002, №1. – с. 82–88.
4. Альперин Л. Процветание через качество // Стандарты и качество. – 2001, №7–8. – с. 67–73.