Автор: Толкачев, О.Э., Ющенко, Ю.Н., Клычков, А.А., Дикенштейн, И.Ф.
Источник: Государственный научно-исследовательский институт горноспасательного дела, пожарной безопасности и гражданской защиты «Респиратор» МЧС ДНР;
Толкачев, О.Э., Ющенко, Ю.Н., Клычков, А.А., Дикенштейн, И.Ф. Способ охлаждения приводного барабана ленточного конвейера. Рассмотрен процесс охлаждения водой приводного барабана ленточного конвейера при его пробуксовке. Алгоритм расчета позволяет определить для каждого барабана и ленты такой расход воды, при котором время охлаждения барабана будет минимальным и меньшим времени нагревания и воспламенения конвейерной ленты. Разработан способ охлаждения приводного барабана путем подачи воды в его внутреннюю полость.
Колебательные процессы в технике имеют большое значение. Электромагнитные колебания лежат в основе всех современных электронных средств передачи и обработки информации.
Для облегчения понимания общих закономерностей колебательных процессов целесообразно начинать их изучение с простых и наглядных систем, например, замкнутая цепь, содержащая конденсатор и катушку индуктивности. Изменение во времени физических величин, характеризующих разные колебательные системы, описывается одинаковыми дифференциальными уравнениями.
Исследование компьютерных программ при моделировании разных способов возбуждения колебаний позволяет определить точностные и частотные характеристики программ.
Один из наиболее пожароопасных объектов угольной шахты – выработки, оборудованные ленточными конвейерами, так как они имеют высокую пожарную нагрузку (горючая конвейерная лента, минеральные масла в редукторе и гидромуфтах, дерево в пустотах за крепью). При перегрузках конвейера, его заштыбовке, заклинивания поддерживающих роликоопор, сходе ленты или иных нарушениях нормальной работы конвейера происходит частичная или полная пробуксовка с выделением вследствие трения значительного количества теплоты на поверхности контакта барабана ленты и пожароопасным нагреванием поверхности приводного или натяжного барабана. При этом возможно воспламенение угольного штыба и конвейерной ленты. По этой причине за последние 15 лет на приводных и натяжных станциях конвейеров произошло 65% всех пожаров в конвейерных выработках шахт Украины, 64 % – Российской Федерации, до 45 % – шахт Польской Народной Республики. Один из путей предотвращения пожаров на приводных станциях ленточных конвейеров – охлаждение приводного барабана при возникновении пробуксовки. Охладить барабан можно, например, водой из автоматических установок пожаротушения, которыми оснащены приводные станции. Однако такие установки срабатывают, когда пожар уже возник, требуют определенного напора и расхода воды в пожарно-оросительном трубопроводе. Более рациональным представляется следующий способ: выполнить приводной барабан в виде двух коаксиальных цилиндров и в случае аварийной пробуксовки подавать охлаждающую жидкость (воду) во внутреннюю полость барабана. Это возможно, если выполнить барабан полым или состоящим из двух коаксиальных цилиндров и в случае аварийной пробуксовки подавать охлаждающую жидкость (воду) во внутреннюю полость. Условия наиболее эффективного применения воды для предлагаемого охлаждения нагреваемых элементов барабана при минимальном расходеизучены мало. Удалось обнаружить только одну публикацию. В ней рассмотрено охлаждение электрогенераторов. Охлаждающая жидкость подается в узкий кольцевой зазор между двумя коаксиальными цилиндрами, внутренний из которых (ротор) вращается, а внешний (статор) неподвижен. Вода, попадая на нагретую внешнюю поверхность ротора, нагревается до температуры кипения, а затем кипит. В шахтных условиях нельзя допустить, парообразования, то есть нагревания барабана до температуры кипения воды. По данным экспериментов на шахте «Тремония» (Германия) воспламенение конвейерной лента при пробуксовке барабана и наличии угольного штыба начиналось при t = 120 °С. Поэтому методика, предложенная в работе, не подходит для шахтных условий. Таким образом, для создания надежной методики определения количества охлаждающей воды и условий ее подачи недостаточно данных, обеспечивающих необходимую надежность работы приводного барабана, предупреждения его перегревания, создающего yгрозу пожара в шахте. Изложение основного материала исследования. Рациональное управление процессом охлаждения требует изучения его достаточно сложного механизма. В зависимости от гидродинамических и тепловых условий можно выделить несколько частных режимов охлаждения, причем эти режимы могут одновременно реализоваться на различных участках обечайки барабана, что еще более усложняет процесс и увеличивает трудность его формализации. В частности, при температуре поверхности обечайки барабана выше температуры насыщения водяного пара образуется пленка испаряющейся жидкости. При более высоких температурах возникает пузырьковое кипение в пленке, а дальнейший рост температуры приводит к сфероидальному состоянию жидкости на охлаждаемой поверхности.
Представим себе приводной барабан в виде двух коаксиальных цилиндров с зазором ? , м, между ними. Барабан вращается с угловой скоростью ?, с -1. При его аварийной пробуксовке во внутреннюю полость подается вода и охлаждает барабан. Чтобы избежать парообразования и необходимости усложнять конструкцию предохранительным клапаном, принимаем допустимую температуру нагрева барабана, при которой начинается его охлаждение Тдоп. = 80 С.
Анализ условий эксплуатации шахтных конвейеров показывает их высокую пожароопасность, связанную с перегрузкой, неисправностями конструкции или иными нарушениями нормальной работы. 1. Предложен способ предотвращения пожароопасного нагревания приводных и натяжных барабанов конвейера путем их охлаждения водой, подаваемой на внутреннюю поверхность обечаек. 2. Исследования процесса ограждения нагреваемых элементов барабана позволили предложить методику определения необходимого количества охлаждающего агента для стабилизации безопасной в пожарном отношении температуры поверхности барабана и последующего ее снижения, а также разработать оригинальную конструкцию барабана, предотвращающую его нагреванию до пожароопасных температур.
Пожары в выработках, оборудованных ленточными конвейерами. Информационное письмо:
Донецк: НИИГД «Респиратор», 2006. – 15с.
2. Юрченко, В.М. Новый взгляд на причину пожаров на шахтных конвейерах / В.М. Юрченко // Уголь,
2003. – № 2. – С. 56-59.
3. Wachowich Jan Okreslenie czennykow porodeyacych zagrozenie powstawania pozarow tasm
przenoshikowich w kopalniach Wegla / Jan Wachowich // Pr. Nauk. Gl. Inst. Gor, 1997. – № 816. – S. 3-10.