Информационно-образовательный сайт интеллектуальных программных разработок кафедры программной инженерии
О.Г.Артеменко, О.И.Федяев, С.А.Сысолятина
Донецкий национальный технический университет
Артеменко О.Г., Федяев О.И., Сысолятина С.А. Информационно-образовательный сайт интеллекьуальных программных разработок кафедры программной инженерии. В работе рассматривается разработка информационно-образовательного сайта кафедры программной инженерии. Он предоставит возможность ознакомления с новостями кафедры, доступ к новейшим современным разработкам в сфере программной инженерии и искусственного интеллекта, реализованными студентами кафедры программной инженерии Донецкого национального технического университета и позволит студентам делиться своими наработками посредством их добавления на сайт. Для решения этой задачи используется платформа Wordpress - программный комплекс, предоставляющий функции создания, редактирования, контроля и организации веб-страниц.
Ключевые слова: информационно-образовательный сайт, программная инженерия, структура сайта
Введение
Первостепенной задачей современного общества является достижение нового, качественного уровня образования. Накопление знаний, переход к новым, стремительно развивающимся технологиям во всех сферах жизни, приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему нужно учить, но и как именно лучше организовать процесс обучения в условиях современного мира. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании.
Невозможно в полной мере оценить потенциал, который предоставляют современные технологии для образования на сегодняшний день. Информационное обеспечение деятельности обучающихся и педагогов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации – необходимое условие свободного развития личности[1].
Организационная форма всемирной сети как распределенного и стремительно растущего по структуре и объему общедоступного хранилища информационных ресурсов предполагает, что именно в сфере образования значительная часть этих ресурсов и потребляется, и производится[1]. Без ориентации на сетевые электронные носители информации нельзя рассматривать современные и перспективные образовательные системы. В настоящее время существуют десятки тысяч различных информационно-образовательных ресурсов. Большинство из них являются «визитками» образовательных учреждений.
Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений в сети Интернет
Информационно-образовательные ресурсы – это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности[4]. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой[.
Среди наиболее известных стоит выделить следующие:
1. Универсариум – проект дистанционного обучения, полностью бесплатная площадка, на которой сейчас представлены курсы по огромному количеству дисциплин из точных, гуманитарных и общественных наук.
2. Виртуальная академия Microsoft, где можно пройти бесплатное обучение, как по продуктам компании, так и ознакомится с разработкой приложений, виртуализацией, управлением настольными ПК и устройствами, С#, XAML и еще несколько десятков курсов[2].
3. ИНТУИТ предоставляет множество бесплатных курсов по всевозможным продуктам и дисциплинам, связанным с информационными технологиями. Собственные разделы отведены под учебные курсы от Intel и Microsoft. Также есть возможность получения высшего образования по специальностям «Инженерия программного обеспечения» и «Сетевые технологии».
4. Coursera - один из известнейших ресурсов, на котором представлены учебные материалы по огромному количеству дисциплин и программ от ведущих вузов мира. Обучение строится на просмотре видео-лекций и прохождении контрольных опросов. Настоящее раздолье для тех, кто хочет получить качественные и актуальные знания.
5. Бесплатные материалы Массачусетского Технологического Института - гигантская подборка текстовых и видеоматериалов для самостоятельного изучения. Никакого интерактива и сертификатов, но обеспечение самоподготовки – на самом высшем уровне.
6. Бесплатные курсы Стэнфордского Университета предоставляют большое количество бесплатных лекций, выложенных на различных площадках[4].
Постановка задачи разработки информационно-обучающего сайта
Несмотря на то, что значительная часть информации практически по всем областям знаний представлена в Интернете, проблема эффективного обеспечения научного сообщества информацией по интересующим его тематикам ещё далека до своего решения. Информационно-обучающий интернет-ресурс, предназначенный для информационной поддержки научной и учебной деятельности выпускающей кафедры Программной инженерии (ПИ) Донецкого национального технического университета в области программной инженерии интеллектуальных программных разработок, является одним из шагов к решению таких задач, как:
- сведение информационных ресурсов, относящихся к такой важной области знаний, как разработка интеллектуальных программных систем на кафедре ПИ, в единое (компактное) информационное пространство[9];
- поддержка логической целостности системы семантических описаний информационных ресурсов, сведенных в единое информационное пространство, по актуальной для программной инженерии тематике;
- обеспечение разработчикам сайта возможности открытого содержательного доступа (изменение, обновление) к структурированным информационным ресурсам сайта[10];
- оперативное информирование специалистов по программированию интеллектуальных систем о результатах деятельности кафедры ПИ в области искусственного интеллекта и формирование на основе взаимного интереса вокруг этой тематики круга специалистов-единомышленников.
Архитектура информационно-образовательного сайта
При создании информационно-образовательного портала большое значение имеет проектирование веб-ресурса[5]. На первом этапе информационного проектирования необходимо разработать внутреннюю структуру содержательного наполнения веб-ресурса для того, чтобы пользователи могли легко ориентироваться в данном ресурсе. Процесс проектирования состоит из трех частей: концептуального, логического и физического проектирования. На первом этапе разрабатывается концепция ресурса, основные идеи, которые будут заложены в данный продукт, т.е. содержание будущего учебного веб-ресурса строится из информационных потребностей потребителей, проводится анализ, сбор и документирование основных требований и определяются способы их реализации. На этапе логического проектирования создается сценарий будущей работы, где описываются возможные страницы портала и гипертекстовые связи между страницами, способы оживления страниц с использованием мультимедиа. Последняя стадия – физическое проектирование.
В структуру образовательного портала, как правило, входят: новостные ленты и рассылки; расширенные многоуровневые средства навигации и поиска; электронные учебники и библиотеки; каталоги образовательных ресурсов; материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам; интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения; виртуальные среды учебно-практической деятельности; компьютерные демонстрации; универсальные обучающие среды; базы данных и архивы; справочный отдел для поиска информации, онлайновые журналы; обучающие игры; средства дистанционного и открытого обучения[6].
Структура портала основана на принципе модульности[7]. В конкретизированном виде такая модель должна поддерживать три основных компонента: — общий модуль, отвечающий за управление порталом (компонент, позволяющий осуществлять общее администрирование порталом) — определяет структуру контента (набора разделов и подразделов) и систему сервисов и служб, доступных пользователям; —административный модуль —компонент, отвечающий за управление группами пользователей; —модуль управления контентом —компонент, позволяющий осуществлять управление блоками информации, представленной на портале.
Рисунок 1 – Функциональная схема сайта
Проектируемый сайт имеет традиционную для информационных систем трёхуровневую архитектуру, изображенную на рисунке 2, включающую уровень пользовательского интерфейса, уровень обработки запросов и уровень хранения и доступа к информации (базовый уровень).
Рисунок 2 – Архитектура тематического интернет-ресурса
Программная реализация
На этапе объектно-ориентированного анализа и проектирования использован унифицированный язык моделирования UML для описания моделей[8].
Для программной реализации данной системы выбраны следующие инструментальные средства: HTML, PHP, Wordpress. В качестве базы данных использовался MySQL.
WordPress — система управления содержимым сайта (CMS) с открытым исходным кодом. Написана на PHP. К сферам ее применения относят создание блогов, новостных ресурсов, интернет-магазинов и множество других проектов.
PHP - серверный язык, который осуществляет непрерывную связь между сайтом и сервером.
HTML - простой, надежный, способ программирования без которого до сих пор не обходиться ни один сайт. Этот язык великолепно подходит для создания сайтов с несколькими легкими страницами, не перегруженными динамикой, высоким функционалом и интерактивным общением.
Сайт состоит из нескольких разделов. Тематическая структура сайта представлена на рисунке 3:
Рисунок 3 - Разделы информационного сайта кафедры
Заключение
При анализе актуальных вопросов разработки и создания современного информационно-образовательного портала, были рассмотрены вопросы использования современных интернет-технологий в настоящей разработке (HTML, PHP, Wordpress, MySQL) и выявлены их достоинства и недостатки. К достоинствам PHP следует отнести высокую скорость работы и производительность ресурса, простоту синтаксиса, многозадачность и широкие возможности. Однако, он обладает и рядом недостатков типа проблем с безопасностью, и слабыми средствами для работы с исключениями. WordPress обладает достоинствами в лице быстрой установки, простоты и доступности, возможности внесения изменений в код шаблона, но несет достаточно весомую нагрузку на сервер и имеет ограниченный набор базовых функций. И следует отметить преимущества HTML при разработке сайтов, к которым можно отнести высокую безопасность и скорость загрузки, что весьма значительно в данной области.
Литература
1. Обзор образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://webtun.com/websites/6776-obzor-obrazovatelnyh-resursov-bolshaya-podborka.html
2. Архитектура сайта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hmx.ru/arhitektura_saita.html
3. Правильная архитектура сайта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/289653/pravilnaya-arhitektura-sayta-kak-izbejat-oshibok
4. Комаревцев Е.М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.
5. Хоумер . А ., Улмен К . Dynamic HTML: справочник - СПб : Питер ,
6. Пауэлл Т.А. Полное руководство по HTML.- Мн.: Попурри, – 2005. 11.Нидерст Дж. Web – мастеринг для профессионалов. Настольный справочник – СПб: Изд-во Питер, 2006. - 240c.
7. Вин Дж. Искусство Web-Дизайна. - СПб: Изд-во «Питер», 2002. – 360с.
8. Шапошников И.В. Интернет программирование.- СПб.: BHV, – 2009. – 224с.
9. Шапошников И. Web-сайт своими руками. - СПб: Изд-во «Питер», 2005. – 390с.
10. Глушаков С.В., Ломотько Д.В., Мельников И.В. Работа в сети Internet. – Харьков: Фолиант, – 2008. – 346с.
Артеменко О.Г., Федяев О.И., Сысолятина С.А. Информационно-образовательный сайт интеллекьуальных программных разработок кафедры программной инженерии. В работе рассматривается разработка информационно-образовательного сайта кафедры программной инженерии. Он предоставит возможность ознакомления с новостями кафедры, доступ к новейшим современным разработкам в сфере программной инженерии и искусственного интеллекта, реализованными студентами кафедры программной инженерии Донецкого национального технического университета и позволит студентам делиться своими наработками посредством их добавления на сайт. Для решения этой задачи используется платформа Wordpress - программный комплекс, предоставляющий функции создания, редактирования, контроля и организации веб-страниц.
Ключевые слова: информационно-образовательный сайт, программная инженерия, структура сайта
Artyomenko O. G., Fedyaev, O. I., Sysolyatina S. A. Information and educational website intellektualnykh software development Department of software engineering. This paper considers the development of information-educational site of the Department of software engineering. It will provide the opportunity to review the news of the Department, access to the latest modern developments in the field of software engineering and artificial intelligence, implemented by students of the Department of software engineering, Donetsk national technical University and will allow students to share their experiences by adding them to the site. To solve this problem, we use the Wordpress platform -a software package that provides functions for creating, editing, controlling and organizing web pages.
Keywords: information-educational site, software engineering, the structure of the site