Кинематограф
Всю мою жизнь я относился к кино не просто как к визуальному ряду со связанным сюжетом, а, скорее, как к абсолютно другому миру, созданному режиссером. С относительно ранних лет преобладающими жанрами в моих предпочтениями стали драмы, детективы, а особое место заняли психологические триллеры. Здесь я хочу рассказать об истории кинематографа и режиссере, который оказал на меня наибольшее влияние.
История
Первой успешной кинематографической системой были изобретенные Томасом Эдисоном и его инженером Уильямом Диксоном два приспособления – «кинетограф» («записывающий движение», снимающее устройство), а другое – «кинетоскоп» («показывающий движение», воспроизводящее устройство). Эта система была разработана в конце 1880-х – в начале 1890-х, патентная заявка на нее была подана в 1891, патент выдан 14 марта 1893, а первый коммерческий сеанс состоялся 14 апреля 1894. В силу этого Эдисона и Диксона можно было бы считать изобретателями кино (и так иногда и делают), но кинетоскоп был рассчитан только на индивидуальный просмотр, что, очевидно, не позволило тогдашней публике разглядеть в нем нечто большее, чем простой аттракцион. Из-за этого получившие первоначально довольно широкую популярность кинетоскопы через несколько лет вышли из употребления, оставшись в действии только в пип-шоу [1].
Поэтому изобретателями кинематографа признаны братья Луи и Огюст Люмьеры, которые были знакомы с конструкцией эдисоновской техники и, благодаря тому, что Эдисон не стал патентовать свое изобретение в Европе, смогли воспользоваться некоторыми его идеями. Их аппарат «синематограф» и дал название кинематографу. Люмьеры подали патентную заявку 13 февраля 1895, а первый публичный просмотр состоялся в Париже 22 марта 1895. Любую из этих дат (равно как и любую из перечисленных выше дат, относящихся к эдисоновскому изобретению) можно считать днем рождения кино, но официальным днем рождения признается 28 декабря 1895, когда был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов [2].
Люмьеровские сеансы состояли обычно из примерно десятка пятидесятисекундных лент. Как правило, показ начинался первым снятым ими фильмом Выход рабочих с фабрики Люмьер (La Sortie des usines Lumi?re, 1895), затем демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены – последний сюжет часто затем показывался в обратной проекции, и стена восстанавливалась). Но наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры в конечном счете и обязаны признанием в качестве родителей кино, – это Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота (1895) и Политый поливальщик (L"Arroseur Arros?, 1895). В первом из этих фильмов поезд, подъезжающий к станции по диагонали кадра, так быстро и заметно увеличивался в размерах, что многие зрители в испуге вскакивали с мест: настолько был сильным эффект движения как бы из глубины плоской картинки – эффект, никогда ранее не встречавшийся в изобразительных искусствах. Именно этот фильм быстро принес популярность новому зрелищу, из-за чего его иногда ошибочно считают вообще первым в истории кино [3].
Кристофер Нолан
Кристофер Нолан — британский и американский режиссер родился 30 июля 1970 г. в Лондоне. Его увлечение кинематографом проявилось еще в раннем детстве, благодаря Космической одиссеи 2001 года
, Звездным войнам
и дяде Криса (участника разработки проекта Аполлон
от НАСА), который присылал ему видеоматериалы с запуска ракет [4]. На протяжении всей карьеры Нолан получал высочайшие награды за свою работу. Его труд принес 34 номинации на Оскар с победой в 10 из них. В 2017 Нолан был впервые номинирован за лучшую режиссуру, благодаря фильму Дюнкерк
, об операции эвакуирования английских, французских и бельгийских войск, заблокированных близ города Дюнкерк во время Второй мировой войны.

Из работы, которая имела на меня сильнейшее влияние хотелось бы отметить второй после дебюта Кристофера Нолана фильм Помни
(2001). Фильм снят по одноименному рассказу брата Кристофера, Джеймса Нолана. По версии IMDB
входит в 250 лучших фильмов в истории.
Главный герой фильма Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие антероградной амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди (Джо Пантолиано) и девушка Натали (Кэрри-Энн Мосс), но он не может доверять никому из них.
Основная интрига фильма заключается именно в скрытой от Леонарда части расследования — той, что осталась в недавнем прошлом. Чтобы сохранить интригу и заставить зрителя взглянуть на происходящее глазами героя, режиссёр использует инвертированную композицию: в одной из плоскостей повествования изложение разбито на пятиминутные отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего [5].
Особенность картины в том, что зритель до конца фильма с трудом может связать все отрезки воедино, поэтому интрига держится весь фильм. Почему эта работа важна для меня? Она очень качественно иллюстрирует то, с чем человеку приходится сталкиваться и бороться в мире — с самим собой и окружающей реальностью. Фильм помогает переосмыслить сам подход к жизни, по новому взглянуть на то, как мы привыкли видеть действительность.
Список литературы:
1. История кинематографа - http://snimifilm.com/...
2. Там же.
3. Там же.
4. Кристофер Нолан - Википедия
5. Фильм Помни
- Википедия