Назад в библиотеку  

Анализ применения встраиваемых систем в области диспетчеризации

  • Авторы: Кудояр В.И

    Описание: В статье рассмотрены основные проблемы и тенденции в сфере автоматизации мониторинга траспортных систем

  • Встраиваемые системы в задачах диспетчеризации транспорта

    Внедрение компьютерных мощностей в технологические процессы на всех уровнях жизнедеятельности человека позволяет максимально повысить эффективность решаемых задач. В числе отраслей, наиболее нуждающихся в программном обеспечении, - диспетчерские подразделения транспортных служб. Над созданием специализированного софта работают не один год. Задачи, стоящие перед разработчиками, решаются достаточно успешно. Именно об этом свидетельствует изменения стандартов при построении современной логистики.

    Уже сегодня эксперты прогнозируют активный рост качества отраслевых решений. Вместе с повышением уровня разработок ожидается увеличение клиентского потока IT-периферии. Так, к 2020 году объем данных, который будет обрабатываться автоматизированными системами, достигнет 50 триллионов гигабайт [1].


    Рисунок 1 – Прогресс внедрения информационных технологий в традиционную логистику

    Задачи, которые решают встраиваемые системы

    Исключая утопическую составляющую компьютеризации, следует отметить, что основной идеей внедрения является исправление ошибок. Последние происходят в результате человеческого фактора и несовершенства устаревших механизмов.


    Рисунок 2 – Встраиваемые системы могут работать с различными видами транспорта, оснащениями диспетчерских и профилями компаний

    Система GPS мониторинга автомобилей экстренных служб

    Руководствуясь практикой внедрения, современные IT-компании уже сегодня предлагают серьезные решения. Возможности такого программного обеспечения очевидны: практически в любом направлении происходит оптимизация затрат:

    • Сокращается фонд оплаты труда за счет перераспределения функций, упразднения некоторых должностей;

    • Снижаются риски за счет упреждения аварийности, потери от простоев или ремонта оборудования;

    • Оптимизируется штат, что уменьшает количество несчастных случаев и выплат по ним [2].


    Рисунок 3 – На российском рынке уже сегодня наметились явные лидеры отрасли

    Практика применения обновляет запросы потребителей информационных системы. На сегодня транспортные компании нуждаются в организации и выполнении двух циклов задач:

    1. Мониторинг транспортных средств на удалении от автопарка (диспетчерской службы).

    2. Сбор информации с объектов контроля, систематизация и оперативное снабжение обновленной информацией (отклик) [3].

    Топология организации IT-решений для поддержания бизнес-процессов обеспечивает не только стоящие перед ней задачи, но и ставит основы для расширения спектра решаемых задач.


    Рисунок 4 – На рисунке отображена зависимость производительности от ресурсов. Баланс, который появляется после внедрения, подтверждает эффективность встраиваемых систем

    Из этого вытекают возможности информационных систем, по которым потребители промышленного уровня могут подбирать продукты под отраслевую специфику. После внедрения программных продуктов в технологические процессы, компании могут выявить и упредить многолетние проблемы:

    • Устранение подмены данных посредством вмешательства в работу устаревшего оборудования;

    • Мониторинг физических показателей единицы транспорта (уровень топлива, техническое состояние, даже давление в шинах);

    • Снижение затрат на кадровое замещение за счет экономии на «узких» специалистах;

    • Из практики предприятий удаляется такое явление, как неэффективное распределение рабочего времени;

    • Компании повышают уровень деловой репутации за счет повышения уровня благонадежности (грузы не пропадают и не подменяются), все доставляется в установленные договорами сроки [4].


    Рисунок 5 – Проблематика работы в традиционном формате

    Задачей, которая находится в зоне особого внимания – рентабельность внедрения высокотехнологичных решений. Компании, приобретающие пакеты программ и инсталляцию на место эксплуатации, всерьез задумываются о сроке окупаемости. Разработчики работают над этим вопросом. Уже сегодня период, по истечении которого софт становится действительно эффективным, наступает не позднее 3 месяцев [5].

    Потенциал внедрения встраиваемых систем

    Основой проблемой освоения передовых программных продуктов на местах является сложность понимания преимуществ встраиваемых алгоритмов. Ситуация усугубляется ограниченностью бюджета компаний. Несмотря на характер текущей ситуации, вслед за лидерами рынка на платформу автоматизации сегодня встают все больше предприятий. Если по итогам 2015 года к услугам разработчиков обращались свыше 16000 компаний, то уже в 2018 их число превысило 32000 [6].


    Рисунок 6 – Статистика вовлечения предприятий в русло новых внедрений

    Условия для работы систем, коммуникационные возможности

    Принципиальная схема взаимодействия контролирующих систем с каждой единицей транспорта выглядит следующим образом:

    • Автомобили оснащаются модулями, обеспечивающими локальный сбор данных и отправку сведений по установленным каналам связи;

    • Диспетчерский пункт, на котором установлены станции с предустановленным программным обеспечением. Операторы осуществляют контроль за автопарком, включая мониторинг неактивных единиц;

    • Серверы обслуживающих компаний. Включение в топологию сервисной услуги обеспечивает техническую поддержку процессов, оперативное устранение выявленных неисправностей и защиту всей системы от взломов и других посягательств [7].


    Рисунок 7 – Как работает система спутникового мониторинга

    Встроенные функции системы коммуникации

    Выбор канала, обеспечивающего качество связи и устойчивую работу системы, зависит от применяемого оборудования, удаленности диспетчерского пункта и других факторов. Возможности современных коммуникационных систем следующие [8]:

    • Поддержка актуальных каналов доступа по удаленным протоколам, например, GSM;

    • Работа в режиме многозадачности, - от экстренного выхода на связь до повышения скорости опроса абонентов;

    • Многоуровневая система шлюзов, обеспечивающих контроль и самоконтроль внутри системы;

    • Возможность перехода на резервный канал связи.


    Рисунок 8 – Взаимосвязь технологических процессов, построенных на существующих электронных компонентах

    С появлением систем диспетчеризации упразднились такие явления, как отклонение от маршрута, растраты горючего и расходных материалов. Деятельность автопарка стала прозрачной и вместе с тем эффективной. Компании, использующие встроенные системы диспетчеризации начали ощущать эффект от перехода на новый формат работы уже в первые месяцы после внедрения [9].

    Адаптация к аналогичным системам, использование возможностей смежных узлов авторизации

    Тонкая настройка оборудования и программного обеспечения позволяет наладить эффективные и бесперебойные процессы контроля. Владелец предприятия может получать сводку о качестве и полноте исполняемых заданий посредством обычного опроса аппаратного комплекса. Принципы построения системы обеспечивают бизнесу информативность, хранение и детализацию данных [10].


    Рисунок 9 – Этапы разработки концепции внедрения на примере общеотраслевого планирования

    Развитие информационных технологий и выход на рынок новых услуг мотивирует профильные производства на конкуренцию в нише диспетчеризации. Основной задачей производителей высокотехнологичных модулей и программного обеспечения остается создание возможности включения устройств в топологию смежных поставщиков. Такие возможности необходимы в условиях, где выбранный формат обмена информацией показывает низкую эффективность или не может работать оп техническим причинам. Например, если выбран режим аварийного отклика через смс-сообщение там, где не работает сотовая связь в этом случае вступают в работу точные настройки системы [11].


    Рисунок 10 – Как выглядит схема диспетчеризации на современном предприятии

    Что будет если оставить все как есть

    К извечным проблемам развития российской экономики в скором времени может прибавиться еще одна. Почтительные успехи в логистике сегодня показывают европейский и китайские бизнесы. Четкость, скорость и надежность доставки находятся вне конкуренции. Все объясняется достаточно просто, поскольку современные тренды в развитии любого бизнеса отвечают именно этим критериям. Те, кто находит новые способы снижения себестоимости продукции за счет оптимизации накладных расходов и поиска более дешевого сырья, безусловно отыгрывают позиции в рыночной нише.


    Рисунок 11 – Аналогичными темпами развивается поддержка бизнес процессов программными средства на постсоветском пространстве

    Экономия на IT-решениях в цифрах

    Одним из лидеров российского рынка поставщиков прикладных систем является компания ЦКТ. За десять лет работы в отрасли предприятие наработало крупных корпоративных клиентов. Общее число заказчиков, получивших в свое распоряжение уникальные встраиваемые системы, превысило 100. Структура получателей софта включает 10 отраслей промышленности. В числе клиентов отмечено 3 предприятия, которые получили инновационные продукты, специально разработанные под нужды отрасли и ее инфраструктуры.


    Рисунок 12 – Как определить возможности предприятия на предмет готовности к новым разработкам

    Сегодня компания ЦКТ отмечена вхождением в ассоциацию крупных разработчиков специализированного программного обеспечения. В ее рядах работает свыше 500 имеющих соответствующую квалификацию специалистов. В подтверждение приведенной статистики аналитики компании приводят цифру 1 миллиард рублей. Именно столько экономят ее клиенты каждый год за счет эксплуатации встраиваемых систем.

    Список литературы