Назад в библиотеку

Представление виртуальной кафедры на уровне визуальных моделей многоагентной среды Jack

Авторы: Московченко А.В., Жабская Т.Е., Федяев О.И.
Источник: Программная инженерия: методы и технологии разработки информационно-вычислительных систем (ПИИВС-2018): сборник материалов II Международной научно-практической конференции (студенческая секция). 14-15 ноября 2018 г. — Донецк, ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», 2018. — с. 82-87.

Аннотация

Московченко А.В., Жабская Т.Е., Федяев О.И. Представление виртуальной кафедры на уровне визуальных моделей многоагентной среды Jack. Статья посвящена проектированию виртуальной кафедры университета. Агентно-ориентированный анализ учебной кафедры выполнен с помощью методологии Gaia. Для программной реализации агентов с BDI-архитектурой выбрана инструментальная среда Jack. Рассмотрена трансформация логических моделей Gaia в визуальные модели среды Jack.

Введение

Формы получения высшего образования, используемые в настоящее время, не позволяют своевременно реагировать на изменение требований рынка труда, в полной мере учитывать индивидуальные возможности и желания студентов в освоении дисциплины за ускоренное время (экстерном). Они предполагают обязательное личное присутствие преподавателя на всех этапах передачи и контроля усвоения знаний, жесткую привязку студентов к расписанию занятий. Студенту не всегда разрешают работать по индивидуальному графику, поскольку без общения с преподавателем, несмотря на полноценное учебно-методическое обеспечение, практически сложно получить хороший уровень знаний по предметам. Несмотря на эту проверенную опытом форму обучения, современная тенденция в инженерном образовании характеризуется внедрением индивидуальных образовательных схем, в полной мере отвечающих быстрым изменениям конъюнктуры рынка. Поэтому классические схемы централизованного управления образованием с жесткой структурой должны позволять трансформироваться в более гибкие схемы [1-4].

В этой связи, учебные заведения вынуждены расширять формы образовательной деятельности, т.е. технологии профессиональной подготовки студентов. В наши дни активно происходит расширение образовательных платформ, формируются электронные информационно-образовательные среды учебных заведений, создаются новые модели образовательных организаций – виртуальные кафедры, появление которых полностью обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий [5]. Виртуальная кафедра предоставит студентам и преподавателям возможность взаимодействовать в процессе обучения через компьютерную сеть, что позволит внедрить в вузы дистанционное образование и различные формы онлайн-обучения профессиональным навыкам. Виртуальная образовательная среда становится всё более значимым социальным явлением реальной действительности [6].

Цель данной статьи – рассмотреть учебную кафедру университета как объект виртуальной образовательной среды, представляющей собой информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников [6]. Чтобы полноценно реализовать интеллектуальные функции участников и их коммуникацию, виртуальную кафедру целесообразно представить в виде многоагентной программной системы, основанной на принципах распределенного искусственного интеллекта [5]. Преимущество виртуальной кафедры, как новой среды обучения, состоит в следующем:

  1. гибкость, обучаемый имеет возможность заниматься в удобном для себя месте, т.к. цикл обучения осуществляется посредством Интернет-технологий;
  2. модульность, обучаемый имеет возможность из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям;
  3. экономическая эффективность, снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования за счёт максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств [6].

Построение логических моделей виртуальной кафедры с помощью методологии Gaia

Процесс обучения, в соответствии с методологией Gaia, описывается следующими моделями: моделью ролей, моделью взаимодействий, моделью агентов, моделью услуг, моделью связей. На рис. 1 показаны взаимосвязи и содержание моделей, полученных с помощью агентно-ориентированного проектирования виртуальной кафедры.

На стадии агентно-ориентированного анализа и проектирования разработаны следующие модели: модель ролей для описания должностных обязанностей всех ролей в виде активностей, протоколов, полномочий, обязательств; модель взаимодействий для описания основных видов общения между ролями в виде протоколов; модель агентов для определения типов агентов; модель функционирования для определения действий агентов и модель связей для отображения возможных коммуникаций между агентами [7].

Поскольку программным агентам делегируется выполнение полномочий субъектов образовательного процесса, то они должны имитировать взаимодействия, которые в определённой степени соответствуют их профессиональной деятельности. Для имитации профессиональной деятельности каждый программный агент должен обладать знаниями о порученных должностных обязанностях, знаниями об агентах, с которыми возможно общение, а также правилами, определяющими его поведение в плане выполнения своих обязанностей [7].

Рисунок 1 - Взаимосвязь моделей при агентно-ориентированном проектировании процесса обучения

Рисунок 1 - Взаимосвязь моделей при агентно-ориентированном проектировании процесса обучения

Из характера образовательного процесса следует, что кроме реактивности, автономности, активности и коммуникабельности, архитектура программного агента должна иметь внутренние механизмы мотивации, которые задаются ментальными свойствами, такими как убеждения, обязательства, способности и правила поведения. Из существующей классификации для создаваемой системы больше подходит архитектура, основанная на классических принципах искусственного интеллекта, т. е. архитектура интеллектуального агента на основе продукционных правил.

Благодаря разработанным агентно-ориентированным моделям осуществлен системный переход от этапа постановки задачи к этапу программной реализации компьютерной среды с элементами общения между субъектами учебного процесса изучения дисциплин кафедры [7].

Описание визуальных моделей инструментальной среды Jack

В результате анализа существующих инструментов была выбрана среда JACK, которая использует язык Java для того, чтобы внедрить концепции агентно-ориентированного программирования. JACK - это профессиональная, кроссплатформенная среда для создания, эксплуатации и интеграции коммерческих агропромышленных систем. Она построена на прочной логической основе: модели убеждений, желаний и намерений (belief, desire, and intention (BDI) model). BDI - это интуитивная и мощная абстракция, которая позволяет разработчикам управлять сложностью проблемы. В JACK агенты определяются с точки зрения их убеждений (что они знают и что они умеют делать), их желания (какие цели они хотят достичь) и их намерения (цели, которые они в настоящее время преследуют к достижению) [8].

BDI-архитектура позволяет моделировать ментальные свойства агентов, необходимых для решения задачи обучения. Агент, имеющий BDI-архитектуру, описывается тремя компонентами А = (B, D, I), где B – это убеждения агента, которые являются информацией агента о собственном состоянии и состоянии его окружения, и рассматриваются как его информационная компонента; D – это желания агента в виде информации о его целях, которые рассматриваются как его мотивационная компонента; I – это намерения агента, которые представляют возможные направления его действий, и являются его рассудительной компонентой.

Для программной реализации убеждений, желаний и намерений агента в языке JACK предусмотрены следующие новые конструкции, расширяющие синтаксис языка Java на уровне классов:

  1. Agent (Агент), определяет интеллектуальных агентов.
  2. Event (Событие), определяет цели агента, в виде событий, для моделирования ситуаций и сообщений, на которые агент должен быть способен ответить.
  3. Plan (План), описывает намерения агента в отношении достижения цели в виде планов и условий их применимости.
  4. Beliefset (Множество убеждений), описывает знания агента.
  5. Capability (Способность), структурирует убеждения, события и планы в кластеры для реализации определенной интеллектуальной способности агента для достижения цели.

Чтобы работать в инструментальной среде JACK, необходимо мыслить на уровне её понятий, характерных для BDI-архитектуры. Для правильного перехода от абстрактных моделей агентов к их представлению на уровне визуальных моделей среды JACK, авторами были составлены спецификации семантики визуальных моделей данной среды [8].

Семантика визуальной модели агента, представленного формально в среде JACK в виде Аgent = (N, Bel, PE, HE, SE, PS), описывается следующим образом: N – имя агента; Bel – убеждения агента; PE = {E1, E2, …, En} – множество имен событий, создаваемых собственными методами агента; HE = {{E1, E2, …, En}, HE1, …} – множество обрабатываемых событий, создаваемых самостоятельно и воспринимаемых извне; SE = {SE1, SE2, …, SEm} – множество имен событий, передаваемых агентом во внешнюю среду; PS = {P1, P2, …, Pk} – множество имен планов, определяющих поведение агента.

Более эффективно определять агента можно через его способности, тогда Аgent = (N, Bel, PE, Cap), где Cap = {C1, C2, …, Cn} – множество имен способностей, которыми обладает агент для достижения поставленных целей.

Семантика визуальной модели воспринимаемого события, формально представляемая в среде JACK в виде Event = (N, Pw, Pa, EvT), имеет следующее внутреннее содержание: N – имя воспринимаемого события; Pw – метод автоматического порождения новых убеждений при соответствии собственных убеждений агента некоторым условиям; Pa – метод явного восприятия агентом события внешнего мира и формирования новых убеждений, связанных с данным событием, в результате которого агент получает цель для достижения; EvT – определение стратегии достижения цели [8].

Визуальная модель плана для описания рассуждений агента формально в среде JACK представляется в виде Plan = (N, Ev, Sev, МP, МF, Rel, С, B), где N – имя плана; Ev – имя события, для обработки которого предназначен данный план; Sev – множество имен событий, отправляемых агентом во внешнюю среду при выполнении плана; МP, MF – завершающие действия, выполняемые соответственно при успешном /неуспешном выполнении плана; Rel – метод определения применимости плана для обработки события на основе истинности логического условия, зависящего от результата сопоставления убеждений агента о данном событии; C – метод определения применимости плана для обработки события на основе истинности логического условия, зависящего от результата сопоставления собственных убеждений агента, при условии, что выполнено логическое условие метода Rel; B – основной метод рассуждений агента, выполняемый в случае применимости плана [8].

Выделенные наиболее важные аспекты семантики визуальных моделей среды JACK гарантируют качественное их построение.

Связь логических моделей Gaia c визуальными моделями среды Jack

Процесс создания визуальных моделей агента и его ментальных составляющих является основополагающим, так как именно на этом этапе разработки агентной системы происходит переход на следующий, более низкий, уровень абстракции. Возникает задача перехода от логических моделей к визуальным моделям среды JACK для представления агента в виде событий, планов, убеждений [7]. Для этого были разработаны рекомендации для отображения логических моделей Gaia в концепты среды JACK [6].

При создании модели агента в JACK все агентные типы для МАС берутся из модели агентов Gaia (см. рис. 2). Для каждого агентного типа с помощью базового графического примитива визуально создается агент со своим именем. При создании в JACK модели агента определяются множества воспринимаемых и передаваемых событий HE, PE, SE. Определение событий является ключевым вопросом при создании агента, потому что его деятельность зависит от их возникновения (если события не происходят – агент бездействует). Если возникает событие, то у агента, во-первых, появляется желание (воспринимаемое как цель) обработать это событие и, во-вторых, появляются новые убеждения об этом событии, которые играют определяющую роль при выборе агентом намерений в отношении его ответных действий [7].

Все желания, которые может иметь агент, в агентном языке JACK определяются множеством воспринимаемых событий для обработки НЕ, в котором выделяется два непересекающихся подмножества событий: множество РЕ и множество событий, воспринимаемых из внешнего мира (элементы множества НЕ, не принадлежащие множеству РЕ). Исходя из того, что все проявления деятельности агента определены активностями протоколами в модели ролей, то предшествующие им события (множество РЕ) естественно определяются в соответствии с ними (рис. 2).

Рисунок 2 - Связь абстрактных моделей методологии Gaia с агентными моделями языка JACK

Рисунок 2 - Связь абстрактных моделей методологии Gaia с агентными моделями языка JACK

Множество передаваемых во внешнюю среду событий SE определяется в соответствии с протоколами, в которых данный агент является инициатором взаимодействия. Таким образом определяются воспринимаемые и передаваемые события для агента или, другими словами, его рецепторы и эффекторы.

Рисунок 3 - Архитектура программного агента Студент в системе JACK

Рисунок 3 - Архитектура программного агента Студент в системе JACK

При определении множества планов действий агента для обработки каждого воспринимаемого события в зависимости от сложившейся ситуации следует исходить из того, что весь функциональный аспект агента зафиксирован в модели функционирования уровня Gaia для данного агентного типа. В этой связи, при создании конкретных планов обработки различных ситуаций, возможных для события, следует использовать его функции, описанные в модели функционирования каждого агентного типа (рис. 2).

По разработанным в среде JACK визуальным моделям агентов сгенерированы физические компоненты агентов на Java, которые представлены в виде классов с определенными отношениями между ними (рис. 3).

Заключение

Выполнен агентно-ориентированный анализ процесса обучения студентов на кафедральном уровне, благодаря которому получена новая модель индивидуального обучения студентов по конкретной дисциплине. Особенностью модели является сохранение взаимоотношений между участниками учебного процесса, близких к реально существующим, и предоставление возможности автономного и распределенного выполнения учебно-методических обязанностей. Эта модель позволяет повысить децентрализованность и индивидуальность работы преподавателей и студентов на уровне кафедры.

Список использованной литературы

  1. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика.- М.: “Едиториал УРСС”, 2002. -352 с.
  2. Гаврилова Т. А., Яшин А. М., Фертман В. П. Взаимодействие интеллектуальных агентов для поддержки сервера дистанционного обучения// Материалы междунар. конф. ”Интеллектуальные системы и информационные технологии в управлении IS&ITC”, Псков, 2000, с.224-227.
  3. Курейчик В.М. Эволюционная адаптация интерактивных средств открытого образования /В.М. Курейчик, Л.А. Зинченко //Открытое образование. - 2001. - N1. - С.43-50.
  4. Глибовец Н.Н. Использование JADE (Java Agent Development Environment) для разработки компьютерных систем поддержки дистанционного обучения агентного типа// Educational Technology&Society 8(3) 2005 ISSN 1436-4522 pp. 325-345.
  5. Шляпина С.Ф., Дубицкая С.А. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Электронное обучение в непрерывном образовании. Сб. трудов V Междунар. науч.-практич. конференции. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. - С. 744-748.
  6. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Педагогические условия эффективного использования виртуальной образовательной среды в обучении // Электронное обучение в непрерывном образовании. Сб. трудов V Междунар. науч.-практич. конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – С. 143-150.
  7. Федяев О.И. Проектирование виртуальной кафедры университета на основе многомодельного агентно-ориентированного подхода /О.И.Федяев, Т.Е.Жабская // Искусственный интеллект – 2010, №3. – С. 679–686.
  8. David Kinny, Michael Georgeff, Anand Rao A Methodology and Modelling Technique for Systems of BDI Agents. Proceedings of the Seventh European Workshop on Modelling Autonomous Agents in a Multi-Agent MAAMAW’96, (LNAI Volume 1038).