Снукер
Снукер — разновидность бильярдной лузной игры.
Сначала была распространена в Британской империи (в Великобритании, Индии и Австралии), но с конца 1970-х годов стала известной практически во всём мире, особенно в Европе и Китае.
Главный турнир — чемпионат мира (проводится ежегодно в финале сезона).
Снукер в моей жизни
В 9 лет я увлёкся снукером. Всё началось с того, как я увидел передачу по каналу Eurosport 1
. Это была прямая трансляция финала чемпионата мира по снукеру.
Меня очень увлекло и взбудоражило, то с какой лёгкостью игроки забивали очень сложные и с нереальными, как мне тогда казалось, траекториями движения шаров. С того самого момента, и по сей день я регулярно смотрю матчи по снукеру.
А в возрасте 12 лет сам попробовал сыграть. Начал с американки, потом был русский бильярд. И, вот затем уже, снукер. Меня очень привлекает элегантность и техника игроков.
Стиль одежды игроков и судей. А также, особенно, потому что в снукере нужно просчитывать на множество ходов вперёд. Это не только игра труда и выносливости. А ещё и стресоустойчивости и ума. Вот почему, я считаю, снукер великолепным и интересным увлечением.
Термины
- Биток — белый шар, которым выполняется удар по шарам.
- Брейк — непрерывная серия ударов одного игрока.
- Болкерная линия — линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно четверть от всей длины стола. На болкерной линии выставляются желтый, коричневый и зеленый шары.
- Винт — придание битку вращения при ударе по нему кием.
- Дабл — дуплет (забивание шара в лузу не напрямую, а при отскоке от борта стола).
- Дабл-кисс — двойное соударение битка и прицельного шара.
- Кикс — неудачный удар кием по битку.
- Кластер — скопление двух и более шаров, стоящих плотно друг к другу.
- Клиренс — забивание шаров в лузы до полной очистки стола;
- Тотал клиренс — забивание всех (от первого до последнего) шаров в лузы.
- Кросс-дабл — пересечение траекторий битка и прицельного шара.
- Кьюинг — владение (работа) кием.
- Кэннон — непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.
- Мисс — непопадание битком в прицельный шар.
- Мисскью — срыв удара, вызванный техническим браком.
- Отыгрыш — удар по прицельному шару не с целью его забивания, а с целью увода битка в сложное для соперника положение (по возможности в состояние снукера).
- Ре-рэк — переигровка фрейма в случае «патовой» ситуации;
- Переигровка в чёрном — когда после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным, чёрный шар выставляется на свою отметку и проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Фрейм продолжается, пока чёрный не будет забит или пока не будет совершён фол.
- Плант — сыгрывание необходимого шара через шар (редко через два), по которому осуществляется удар битком (игрок делает удар по прицельному шару, который попадает в другой шар, падающий в лузу).
- Прицельный шар — шар, по которому выполняется удар.
- Пропих — когда наклейка кия остается в контакте с битком в двух случаях: после того, как биток уже начал движение, или когда биток коснулся прицельного шара (за исключением случая, когда биток и прицельный шар почти касаются, и биток попадет в самый край прицельного шара на предельной резке).
- Резка — угол, под которым биток посылается в прицельный шар.
- Рест (разновидности: спайдер-рест, рест лебединая шейка) — специальное приспособление, на которое ставится кий, если игра с руки затруднительна или невозможна.
- Свободный шар — это шар, который бьющий заказывает как очередной, когда биток оказывается в снукере (позиции, когда прицельный шар не виден в полный размер) после фола.
- Сенчури — непрерывная серия одного игрока (брейк) из 100 и более очков.
- Тач-бол — англ. Touching ball — ситуация, когда биток стоит вместе с тем шаром, который можно играть, соприкасаясь с ним (то есть если очередь играть красный, а биток соприкасается с цветным, и наоборот, touching ball не назначается).
- Флюк — случайное попадание шара в лузу без нарушения.
- Фол (или штраф) — нарушение правил игроком в ходе игры. При объявлении штрафа право удара передаётся сопернику и ему же начисляются дополнительные очки (от 4 до 7).
- Фрейм — одна партия в снукере.
- Фрейм-бол — шар, при забитии которого игрок набирает количество очков больше, чем потенциально имеющихся на столе. Чаще всего этот шар бывает победным во фрейме, но проигрывающий игрок имеет возможность выигрыша фрейма за счёт «искусственных» снукеров и фолов соперника за них;
- Матч-бол — фрейм-бол, за счёт которого выигрывается весь матч.
Правила игры
В начале игры на игровом столе располагаются 15 красных шаров, уложенных в пирамиду, и 6 цветных шаров, каждый из которых расположен на определённой отметке на столе. На рис. 1 показано количество начисляемых очков за загнанные в лузу шары.
Белый шар (биток) используется для ударов по шарам. Игроки должны поочерёдно забивать красные и цветные шары в лузы. Пока красные шары остаются на столе, забитые цветные шары выставляются на свои позиции. Выигрывает тот из игроков, кто наберёт большее количество очков. В случае набора игроками (после забивания всех шаров) одинакового количества очков фрейм доигрывается с одним чёрным шаром. В этом случае рефери подбрасывает монетку — кто из игроков будет бить первым. Черный шар выставляется примерно посередине между отметками розового и черного, а биток у дальнего борта. В снукере возможна «патовая» ситуация, когда удары по красным шарам не способствуют продолжению фрейма. В этом случае, по соглашению игроков и рефери, фрейм начинается заново. Наибольшее возможное количество очков за одну серию — 147 (без «свободного шара») и 155 (со «свободным шаром»). Серия в 147 очков (или в 155 очков со свободным шаром) называется «максимальной серией» или «максимальным брейком». Для получения максимального количества очков игрок должен забить все красные шары, забивая чёрный шар после каждого красного, а затем забить по старшинству все цветные шары.
Изначальное расположение шаров на столе можно увидеть на рис. 2.
Известные игроки
- Джо Дэвис
- Стивен Хендри
- Стив Дэвис
- Ронни О'Салливан
- Джон Хиггинс
- Джимии Уайт
- Рэй Риардон
- Марк Уильямс
- Нил Робертсон
- Алекс Хиггинс
- Марк Селби
На рис. 3-5 показаны мои самые любимые игроки в снукер.
- Ронни О'Салливан, Англия — выиграл пять чемпионатов мира: 2001, 2004, 2008, 2012 и 2013 годов, победитель турниров чемпионат Великобритании (1993, 1997, 2001, 2007, 2014, 2017 годов), Гран-при 2004 года, Мастерс (1995, 2005, 2007, 2009, 2014, 2016, 2017 годов), всего побеждал на 33 рейтинговых и 29 других турнирах; обладатель самого быстрого максимального брейка (5 минут 10 секунд), лидер по числу максимальных и сенчури (100 и более очков) брейков в карьере — 15 и 948 соответственно (по итогам сезона 2017/18); 2-е место в мировой классификации по итогам сезона 2017/18.
- Джон Хиггинс, Шотландия — выиграл четыре чемпионата мира (в 1998, 2007, 2009 и 2011 годах) и 18 других рейтинговых турниров, а также 15 нерейтинговых. Первый номер в мировой классификации по итогам сезона 2009/10.
- Марк Селби, Англия — трехкратный чемпион мира (2014, 2016, 2017); трёхкратный чемпион Мастерс (2008, 2010, 2013), победитель шести рейтинговых турниров — Welsh Open 2008, Шанхай Мастерс 2011, UK Championship 2012, German Masters 2015 и China Open 2015; финалист Чемпионата мира 2007 года. Первый номер в мировой классификации по итогам сезонов 2016/17 и 2017/18.
Цель игры — забить как можно больше шаров и получить как можно больше очков на свой счёт в рамках правил игры. Снукер — интеллектуальная игра, в которой опытные игроки просчитывают свои действия на несколько ходов вперёд. Снукер — это так называемая игра «выходов». Под выходом понимается то, что самого по себе попадания шара в лузу недостаточно, нужно после очередного удара поставить биток в позицию, откуда удобно забить следующий шар. Снукер — серийная игра. Мастерство в организации выходов и расчёт позиции приводит к способности игрока строить длинные непрерывные серии ударов и за счёт этого выигрывать партию. Отличие снукера от других видов бильярда (пул, карамболь) в значительных размерах стола и более сложных правилах. Другое отличие от пула — это принципиально иная геометрия губок луз, что предусматривает иную технику сыгрывания шаров.
Снукер, разумеется, интересен и другим магистрам ДонНТУ. Например, Сорока Артем Михайлович, Постоленко Виталий Олегович, Дашин Дмитрий Олегович и другие.
Список источников
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к электронному ресурсу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Снукер.
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к электронному ресурсу: https://ru.wikipedia.org/wiki/О’Салливан,_Ронни.
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к электронному ресурсу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хиггинс,_Джон.
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к электронному ресурсу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Селби,_Марк.
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к электронному ресурсу: https://ru.wikipedia.org/wiki/О’Салливан,_Ронни.