Граффити
Граффити — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков. В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.
Зарождение современного граффити
Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. Однако зарождение граффити движения в современном его понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали граффити для распространения своих идей.[23] Также граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию. К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги, исполненные райтерами из Нью-Йорка которых звали Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Райтера Cornbread часто называют одним из основателей современного граффити. Баллон с аэрозольной краской, самый популярный граффити-инструмент
Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии, штат Пенсильвания, в Нью-Йорк. Райтеры стремились оставить свои теги везде, где только можно, притом максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил — 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои теги.
В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей». Одним из ранних райтеров считается также Julio 204, но в то время он остался незамеченным средствами массовой информации. Другими заметными граффитчиками были Stay High 149, PHASE 2, Stitch 1, Joe 182 и Cay 161. Barbara 62 и Eva 62 были первыми женщинами, прославившимися своими граффити. В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. Райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг». К середине 1970-х годов утвердились основные принципы граффити-искусства и культуры. На это время приходится пик популярности и распространенности граффити, отчасти потому, что финансовые условия не позволяли администрации Нью-Йорка бороться с уличным искусством, реализуя программы по удалению граффити или по улучшению технического обслуживания городского транспорта. К тому же граффити в стиле «top-to-bottoms» стали занимать целые вагоны. Середина 1970-х годов была отмечена огромной популярностью «троу-апов» («throw-up»), то есть граффити более сложных для исполнения, чем «теги», однако менее замысловатых, чем «куски». Вскоре после появления троу-апов, райтеры стали соревноваться в том, кто сможет исполнить большее количество троу-апов за меньшее количество времени. Граффити-движение приняло соревновательный характер, и художники задались целью разрисовать весь город. Они хотели, чтобы их имена появились в каждом районе Нью-Йорка. В конечном счете, стандарты и требования, установленные в начале 1970-х, устарели, и к началу 1980-х многие райтеры жаждали перемен. Однако на рубеже 1970-х — 1980-х годов граффити переживает волну новых творческих идей. Еще одной ключевой фигурой граффити-движения этих лет стал Fab 5 Freddy (Фред Брасуэйт), который организовал в Бруклине команду, рисующую на стенах («wall-writing group»). Он отмечает, что в конце 1970-х разные техники нанесения аэрозольной краски и стили написания букв, которые отличали граффити северного Манхэттена от граффити Бруклина, начали смешиваться, что в итоге привело к появлению стиля «wild style». Fab 5 Freddy принадлежит заслуга по продвижению граффити и рэп-музыки за пределы Бронкса, где они появились. С его помощью наладились связи между граффити и официальным искусством, а также современной музыкой. Впервые с тех пор, как в начале 1970-х Хуго Мартинес организовал выставку райтеров, авторитетное изобразительное искусство стало серьёзно воспринимать граффити.
Конец 1970-х стал последним всплеском повсеместного бомбинга перед тем, как Управление городского транспорта Нью-Йорка поставило себе цель — очистить транспорт от граффити. Власти метрополитена приступили к укреплению заборов и ограждений депо, а также массовому уничтожению граффити. Активная деятельность городских организаций нередко приводила к тому, что многие райтеры бросали заниматься граффити, так как постоянное уничтожение их работ приводило их в отчаяние.
Распространение граффити-культуры
В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеские отношения между Fab 5 Freddy и вокалистки группы Blondie Дебби Харри повлияли на создание сингла под названием «Rapture» группы Blondie в 1981 году. Видеоклип на эту песню, в котором также появляется Жан-Мишель Баския, известный своими SAMO граффити, впервые демонстрирует зрителям элементы граффити и хип-хоп культуры. Хотя более значительным в этом смысле стал выход в свет в 1983 году художественного фильма «Дикий стиль» независимого режиссёра Чарли Эхерна, а также документального фильма «Войны стилей» («Style Wars»), снятого Public Broadcasting Service (Национальным Телевещанием США) в 1983 году. Музыкальные хиты «The Message» и «Planet Rock» способствовали повышению интереса к хип-хопу и за пределами Нью-Йорка. Фильм «Войны стилей» не только продемонстрировал публике таких знаменитых райтеров, как Skeme, Dondi, MinOne и Zephyr, но также усилил роль граффити в зарождающейся в Нью-Йорке хип-хоп культуре: кроме райтеров, в кино появляются известные брейк-данс группы, такие как Rock Steady Crew, а в качестве саундтрека используется исключительно рэп. До сих пор считается, что фильм «Войны стилей» наиболее точно отобразил то, что происходило в хип-хоп культуре в начале 1980-х. В рамках проходившего в 1983 году музыкального тура («New York City Rap Tour Fab») 5 Freddy и Futura 2000 продемонстрировали граффити в хип-хоп стиле европейской публике в Париже и в Лондоне. Голливуд также проявил внимание к хип-хопу, когда в 1984 году на экраны всего мира вышел фильм «Beat Street», в котором снова фигурирует хип-хоп культура. Во время создания этого фильма режиссёр консультировался с райтером PHASE 2. Появление трафаретного граффити также относится к этому периоду. Первые примеры трафаретного искусства были созданы около 1981 года граффити художником Blek le Rat в Париже, а к 1985 году они стали популярны во многих других городах, включая Нью-Йорк, Сидней и Мельбурн. Американский фотограф Чарльз Гейтвуд и австралийский фотограф Ренни Эллис запечатлели на своих снимках многие трафаретные граффити тех лет.
Граффити в моей жизни
В моей жизни граффити появилось приблизительно в 6-7 классе школы. Началось это с игры Getting up, в которой необходимо было рисовать граффити, передвигаться по городу и соревноваться с другими легендами граффити. Я и несколько моих одноклассников по совместительству друзей начали играть в эту игру и начинать рисовать первые свои рисунки и граффити. Вообще я считаю, что это, обычное рисование, художественное искусство только является одним из разветвлений, как тот же абстракционизм к примеру, и тоже имеет свои особенности. Рисованием я занялся с детского сада и занимаюсь до сих пор. Данный талант достался мне от моего отца, который будучи молодым, в свободное время реставрировал иконы или картины и просто любил рисовать различными способами, на разных материалах. Сейчас папа не рисует и полностью занят своей основной работой.
Вернемся к теме граффити, по началу мы с друзьями просто перерисовывали рисунки из игр и из интернета, т.к. тяжело было придумать свой рисунок в виду отсутствия опыта и навыков. Учитывая, что наш город небольшой там рисунки встретить была большая редкость, но несколько все же было, что не скажешь о Донецке тех времен, там было очень много стен разрисованных граффити.
Как и многие люди из пригородов Донецка и области мы раз в 2-3 месяца ездили в город на ж/д рынок за вещами и прочим. Как-то раз проезжая на троллейбусе №2 в сторону того самого ж/д рынка, на остановке «Студенческий городок» я увидел наш нынешний третий корпус, обставленный забором, который полностью весь был разрисован различными рисунками. Как я тогда был восхищен этими рисунками, что я сразу начал просить родителей сойти на следующей остановке и пойти туда чтобы посмотреть на них. Так и сделали. К сожалению тех фотографий, не осталось, но я прекрасно помню, как завидовали мне мои друзья и так же хотели себе такие же фотографии и спрашивали где это и как туда добраться. В дальнейшем я и мои друзья этим и занимались в любой поездке с родителями по городу или другим городам. Мы искали глазами любые рисунки, чтобы можно было их сфотографировать, а потом дома нарисовать.
Со временем навык рисования граффити вырос, и мы с друзьями уже хотели рисовать не на бумаге, а на стене. Выбор пал на местный стадион в Курахово, который был заброшен и за рисование на стенах там никогда не ругали и не мешали, что тоже очень важно. Место было выбрано, однако материала не было. Нужна была краска в аэрозольных баллончиках. Цена её на то время была 18-20 грн за 1 штуку. Приходилось экономить на обедах в школе и если родители давали деньги на что-то вне школы, тоже их откладывали. Когда была полностью собрана сумма, а это в основном было 40 гривен, как раз на 2 баллончика мы были на седьмом небе от счастья. Естественно первый рисунок на стене было не очень удачным, но все равно результат нравился. Так шло дальше и дальше, деньги откладывали, покупали, рисовали.
Так было до тех пор, пока я не узнал про магазин в Донецке, в котором были граффити товары (баллончики и маркеры разной толщины). Это был рай для меня и моих друзей. Но цены там были не маленькими и откладывать с обедов уже было фактически нереально. На выход приходили деньги, подаренные на Новый Год, День Рождения и т.д. После каждого праздника я тащил родителей в тот магазин и почти на все деньги покупал много баллончиков. Мой максимум был 12 штук за 1 раз, родители были в шоке от потраченной суммы, но не препятствовали. На этом этапе пошла уже более серьезная подготовка к рисункам. Мы начали перед рисованием полностью красить стену водоэмульсионной краской и уж потом на ней рисовать, так цвет становился насыщенным и дольше сохранялся на стене. Конечно если сейчас посмотреть на рисунки, то они не будут казаться такими крутыми как тогда, но на тот момент мы не только восхищались ими, но и задали тренд на граффити в Курахово. Все наши знакомые и знакомые знакомых тоже начали рисовать, это так затягивало. И в конце концов на стадионе не осталось свободных стен, и некоторые ребята рисовали по верх других рисунков, нередко в итоге это приводило к дракам и конфликтам.
Данный период длился примерно до 10 класса, после интерес к рисункам на стенах пропал та и финансовых возможностей не было. Не мало важную роль так же сиграло поступление в ВУЗ и подготовка к нему, репетиторы и т.д. Сейчас я все равно рисую граффити, однако только на бумаге в альбоме. Моему альбому уже 5 лет и в нем насчитывается более 40 работ различной сложности в формате А3.