АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
Авторы: А.С. Столбунская, И.Д. Паламарчук, Д.М. Бочаров
Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ–2017): сборник материалов VIII Международной научно–технической конференции в рамках III Международного Научного форума Донецкой Народной Республики. 25 мая 2017 г. — Донецк, ГОУ ВПО Донецкий национальный технический университет
, 2017. — с. 406–409.
Аннотация
Столбунская А.С., Паламарчук И.Д., Бочаров Д.М. Автоматизация процесса обучения при помощи виртуальных лабораторий. В данной работе проведено исследование способов автоматизации процесса обучения путем использования виртуальных обучающих сред. Выполнен обзор ошибок создания виртуальных сред обучения. Определены основные функций создаваемых виртуальных лаборатории
Ключевые слова: автоматизация обучения, виртуальная лаборатория, ошибки создания виртуальных сред, тестирование.
Постановка проблемы
Для современного обучения характерен статистический подход, больше изучать теории, чем смотреть наглядные примеры на практике. Проблема повышения эффективности и качества образования сегодня остается особо актуальной и ее решение в большей степени зависит от профессиональной компетентности учителя. На данный момент много учебных заведений частично или полностью переходят на интерактивное обучение, что дает больше знаний и меньше затрат на оборудование, а также обеспечивает безопасную среду для изучения.
Перед реализацией виртуальной машины по любому из учебных курсов необходимо выполнить следующее:
- провести обзор достоинств виртуальных обучающих сред;
- рассмотреть существующие разработки в области электронных учебных пособий с целью определения их сильных и слабых сторон;
- определить целесообразность и функции создаваемой виртуальной лаборатории.
Цель статьи — исследование способов и подходов к автоматизации процесса обучения путем разработки виртуальных обучающих сред. Выделение основных достоинств и недостатков использования таких сред и систем в учебном процессе.
Виртуальные лаборатории и их применение
Мировое образование нуждается в виртуальных системах обучения, так как содержать дорогостоящее оборудование не всегда возможно и для него требуется место. Проще показать, как проходит эксперимент, с экранов мониторов, с заранее известным его исходом.
Виртуальная среда обучения — учебная оболочка, позволяющая преподавателю размещать материалы и настраивать активности, в которых могут принимать участие ученики. Они нужны для подготовки к реальным лабораториям. Так же это очень удобный способ демонстрации эксперимента, если отсутствует соответствующие условия, материалы, реактивы и оборудование, а так же если опыт возможен только в виртуальной среде.
По всему миру было разработано много виртуальных сред и оболочек, которые были созданы для работы в разнообразных областях [1–3].
- Виртуальные лаборатории STAR — программа по разработке виртуальных лабораторий для исследований и обучения. Деятельность программы заключается в разработке обучающих и исследовательских приложений по общей биологии, биохимии, генетике, гидрологии, в области распределенных вычислений.
- Виртуальные лаборатории VirtualLab — проект по разработке виртуальных лабораторных работ для учащихся по физике, химии, биологии, экологии. Отличаются узкой специализацией, в большинстве случаев линейностью опыта: вся последовательность действий и результаты опыта заданы заранее.
- Algodoo — программа предназначена для физических 2D симуляций. Имеет очень богатый инструментарий для создания различных объектов, механизмов и систем с целью моделирования их физического взаимодействия и свойств.
- lihET — проект, включающий большое множество виртуальных лабораторий, демонстрирующих различные явлений в области физики, биологии, химии, математики, наук о Земле.
- Проект Wolfram Demonstrations liroject — наглядная демонстрация концепций современной науки и техники. Wolfram претендует на роль единой платформы, позволяющей создать объединенный каталог онлайновых интерактивных лабораторий.
Достоинства виртуальных лабораторий
Основными преимуществами виртуальных лабораторий являются [4]:
- отсутствие необходимости приобретения дорогостоящего оборудования и реактивов;
- возможность моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях, и наглядная визуализация их на экране компьютера;
- безопасность использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа, например, с высокими напряжениями или химическими веществами;
- быстрое проведение при помощи ЭВМ серии опытов с различными значениями входных параметров;
- экономия времени и ресурсов для ввода результатов в электронный формат;
- использование виртуальной лаборатории в дистанционном обучении, когда в принципе отсутствует возможность работы в лабораториях университета.
Ошибки проектирования виртуальных лабораторий
Виртуальная среда является местом, где слушатели, например, дистанционного обучения проводят много времени при прохождении обучения. Ошибки, допущенные при проектировании виртуальной лаборатории, могут привести к значительному снижению качества обучения и привести к негативной реакции на обучение у слушателей.
Если анализ виртуальной среды дистанционного обучения показывает наличие одной из ниже перечисленных ошибок проектирования, это означает, что существует высокая вероятность снижения качества проводимого впоследствии дистанционного обучения [5].
- Использование сложных средств управления виртуальной средой дистанционного обучения может привести к тому, что обучаемый будет больше времени тратить на изучение средств управления.
- Плохо формализованные условия упражнений могут привести к тому, что обучаемым приходится обращаться к другим элементам виртуальной среды с целью получения дополнительной информации необходимой для выполнения упражнений.
- Во время выполнения упражнений обучаемому должны быть доступны: текст упражнений, справочные материалы, различные элементы виртуальной среды. Необходимо свести к минимуму время, которое тратится на поиск информации, требуемой для завершения работы над упражнением.
- Важнейшей проблемой при проведении дистанционного обучения является обеспечение идентификации слушателя, проходящего дистанционное обучение.
- Неравномерная загрузка слушателей дистанционного обучения. Объем работ, который должен быть выполнен слушателем во время обучения, должен быть одинаковым в рамках одинаковых временных отрезков на всем протяжении обучения.
- Обширная география слушателей дистанционного обучения может привести к возникновению трудностей при организации их общения.
Выводы
Все ошибки, допущенные на этапе проектирования виртуальных лабораторий, крайне трудно поддаются исправлению после того, как начато обучение. Следует очень тщательно подходить к проблеме построения виртуальной лаборатории и обязательно использовать сторонний опыт, чтобы не допустить простых ошибок, которые могут повлечь возникновение серьезных проблем при проведении обучения.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- использование виртуальных лабораторий в системе дистанционного обучения позволит обучаться студентам, которые ранее не могли присутствовать очно на занятиях;
- виртуальные среды помогут закрепить навыки выполнения лабораторных работ у студентов дневного отделения, что улучшит показатели обучения;
- лаборатории должны предоставить пользователю возможность выполнить лабораторную работу, не выходя из дома, но имея при этом постоянную возможность консультирования у преподавателя.
Кроме того, было определено, что в структуре виртуальной лаборатории должны быть реализованы и тщательно продуманы средства для:
- авторизации учащихся;
- предоставления теоретического материала или справки по изучаемым методам;
- визуализации при помощи компьютерной техники результатов выполнения заданий в лаборатории;
- тестирования полученных знаний, после чего преподаватель сможет просмотреть ответы и подтвердить оценку.
Список литературы
- Виртуальные лаборатории. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : httli://klifu.ru/docs/F324157708/Virtualnye.laboratorii.lidf
- Технологии обучения. Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения, вузов и школ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : httli://zillion.net/ru/blog/247/virtual-nyie-laboratorii-dlia-distantsionnoghoobuchieniia-vuzov-i-shkol
- Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : httli://www.virtulab.net/
- А.В. Трухин. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2002. №4 (8). С.67.
- Ошибки проектирования виртуальной среды дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа : httli://www.web-learn.ru/biblioteka-online/50-error-designing-of-the-virtual-elearning-environment