Автор: Ромашко А.Ю.
Источник: Материалы международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Донецк, ДонНТУ — 2018.
Ромашко А.Ю. Интернет-зависимость и потребность в общении.
В статье проанализирована проблема интернет-зависимости и потребности в живом общении.
Изучая конкретную проблему в современном мире, где интернет-технологии используются в глобальных масштабах, очень трудно найти правильные формулировки, методы и подходы к объяснению феномена интернет-зависимости..
Сегодня прогресс идет вперед семимильными шагами. Благодаря развитию инновационных технологий, стало возможным совершение покупок в онлайн-магазинах, решение ряда административных вопросов и, конечно же, активное общение в интернете. Интернет стал для человека и другом и врагом. Поэтому в настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости и потребности в общении становится все более значимой, это связано с ежедневным ростом количества интернет-пользователей по всему миру в целом.
Многим кажется, что именно интернет — лучший инструмент жизнедеятельности общества. Не отрываясь от монитора, можно зарабатывать деньги, узнавать о последних новостях всего мира, общаться с людьми из разных концов света, передавать определенный объем информации на большие расстояния и многое другое.[1] И плюс ко всему, при помощи интернета можно значительно увеличить качество жизни. Но, как всегда, существует ряд пагубных воздействий на человека. Большое количество людей, пользующихся интернетом, навсегда застревают в так же называемой «всемирной паутине», и уже не воспринимают реальность, а живут в вымышленном, виртуальном мире, который теперь стал для них «родным домом».
Интернет – самое мощное и прогрессивное средством массовой коммуникации, так как он обладает глобальными масштабами использования. Некоторые ученые утверждают, что непрерывное нахождение в сети интернета приводит к изменениям функционирования сознания и проблемам в работе мозга человека. После этого наблюдается постепенное снижение способностей обучаться и возможности памяти. Поэтому интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе интернет-зависимость осознана и изучается. В России эта проблема не имеет еще статуса официальной, но лица, страдающие различного рода эмоциональной зависимостью, которых можно назвать наркоманами существуют. Влечение к постоянному нахождению онлайн становится равносильно зависимости от алкогольных напитков и наркотических веществ, что уже может считаться серьезной проблемой. Это подтверждают психологи и врачи, которые проводят разнообразные эксперименты и исследования.
Некоторые исследователи считают, что интернет обладает мощным эйфоризирующим эффектом, который помогает человеку преодолеть стресс.[2] Но в тоже время выжить же в виртуальном пространстве с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом. Можно сказать, что «сильных интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает». Само явление зависимости от интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением эмоционального потока.
Эксперимент исследования Internet Deprivation Study, проведенный компанией OMD по заказу Yahoo, показал, что интернет – это самый сильный наркотик, так как при отсутствии интернета человек чувствует себя эмоционально опустошенным и потерянным. Как показали исследования корпорации Google, ежегодно к Интернету подключаются около 200 миллионов человек.
Почему же появляется интернет-зависимость? Иван Голдберг, психиатр, впервые ввел термин «интернет-зависимость» в 1995 году. Он применяет данный термин в значении «болезненная зависимость от интернета» и считает эту зависимость психической. По его мнению, эта зависимость негативно влияет на все виды деятельности человека: на учебную, семейную, социальную, рабочую, а также, в первую очередь, на психологическую.
На сегодняшний день К. Янг охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:
Первым и тревожным фактором, который оповещает о наличии интернет-зависимости, является нахождение в режиме онлайн 5 часов или более. Подобной формой зависимости поражено от 2% до 10% населения всего земного шара, по разным данным. Страдать от этой напасти могут не только подростки, выросшие в эпоху интернета, но и в гораздо большей степени молодые и среднего возраста люди, которые дорвались до желанной альтернативной замены неудовлетворяющей действительности.
Научные статьи предлагают подходы к объяснению феноменов интернет-зависимости, вот только в них описываются лишь отдельные случаи, пока не выработаны четкие критерии диагностики и концепции коррекции расстройств психики, связанных с интернетом как формой массовой коммуникации. Исследователи констатируют, что предложенные модели интернет-зависимости формализованы, не дают ответа на вопрос о характере и степени влияния на развитие расстройств личности. Имеющиеся критерии и подход не позволяют точно определить поведенческую зависимость, поскольку нет четкой грани между увлеченностью и зависимостью человека от конкретной информации. При должном уровне мотивации избавиться от сетевой зависимости не только реально, но и можно своими силами, используя самоконтроль.
Некоторые исследователи останавливают на факте, что интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование интернета, сознательно погружается в него все больше. Отсюда вытекает важнейшая проблема сформирования навыков живого человеческого общения.
Поэтому можно предположить, почему молодежь предпочитает интернет – общение, хотя однозначно сказать так это или нет, нельзя. В интернете можно выражать свои мысли не так, как этого требует реальность. Общение онлайн происходит в менее официальной обстановке, здесь не нужно тратить свои душевные силы на эмоции, какие зачастую выражаются при реальном общении. В интернете проще общаться нерешительным, застенчивым, нежели уверенным в себе и своих силах молодым людям, стремящимся к тому, чтобы добиться своей цели в этой жизни.
Большинство студентов имеют аккаунт в таких социальных сетях как: VKontakte, Instagram, Twitter, WhatsАpp. Студенты считают, что преимуществами виртуального общения являются кратковременность передачи сообщений, а также глобальность (большое количество людей в разных концах мира могут поддерживать связь друг с другом). И с этим фактом трудно не согласиться.
Можно сказать, что интернет сейчас – неотъемлемая часть нашей жизни. И он способен удовлетворить все потребности, которые есть у человека. Главное не увлекаться, чтобы он не стал средством сверх компенсации и не затмил весь остальной реальный мир.
Вообще, сидеть или не сидеть в интернете, общаться или нет на тех или иных форумах, обмениваться комментариями, добавлять новых друзей, или позвонить старому другу и вместе с ним отправиться на поиск новых знакомств - решать каждому человеку самому. Все же, несмотря на прогрессирующий век интернет-технологий, на сегодняшний день межличностное общение ценится гораздо выше, как и ценилось всегда и будет цениться в дальнейшем. Поэтому однозначно ответить на вопрос, что лучше - общение в интернете или межличностное общение – не возможно. Общение ничто не сможет заменить, но в интернете быстрее обмениваешься информацией, но это не общение. Общение – это общие эмоции, эмоциональный ответ на вопрос, обсуждение событий, тут играют роль не только слова, сколько тон разговора, интонации, объятия, рукопожатия, жесты – все это оставляет в памяти эмоциональное впечатление.
1. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал т.21, №1, 2000г.
2. Наталья Боровкова, журнал «Человек и наука», статья 3«Виртуальное зависание», февраль 2002 год.