Назад в библиотеку

ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор:О.С.Железовская, А.В.Полякова, В.А.Степаненко
Источник:МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х - с64-66

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, пути и способы повышения конкурентоспособности. Также рассматриваются факторы, влияющие на данный показатель, влияние маркетинговой деятельности на развитие предприятия посредством разработки стратегии повышения конкурентоспособности, а также освещаются различные конкурентные преимущества как основа конкурентоспособности организации.

Основные результаты исследования

На сегодняшний день понятие «конкурентоспособность» стало одним из наиболее часто используемых в научной литературе. Люди, деятельность которых связанна с экономикой, бизнесом и политикой также очень часто его применяют, когда речь идет о необходимости объединения экономики страны в современную систему мирового хозяйства. Повышение конкурентоспособности организации в частности и национальной экономики в целом является важнейшим условием для объединения страны в глобальную экономику. Одной из самых сложных и важнейших задач предприятия является создание концепции комлексного подхода повышения конкурентоспособности организации.

На сегодняшний день нереально добиться стабильного успеха в бизнес-сфере без планирования его развития, аккумуляции информации о его возможностях и перспективах, о положении конкурентов на целевом рынке, его состоянии и о конкурентоспособности своей фирмы. Так что же такое конкурентоспособность предприятия? Это свойство данного предприятия, которое характеризуется степенью потенциального или реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на целевом рынке.

Высокая конкурентоспособность предприятия зависит от таких факторов, как готовность потребителей повторно приобрести вашу продукцию, отсутствие каких-либо претензий к предприятию со стороны общества, престижность работы на этом предприятии. Понятие конкурентоспособности предприятия невероятно многогранно, и включает в себя не только лишь ценовые и качественные составляющие выпускаемой продукции, но и зависит от уровня управления данным предприятием и от системы управления финансовой деятельностью. Также на конкурентоспособность оказывает влияние степень конкуренции на целевом рынке, внедрение технических инноваций в работу предприятия, финансовая устойчивость и уровень квалификации персонала. [1]

При равных условия важной ролью является маркетинговая составляющая предприятия. Маркетинг позволяет выявить наиболее важные потребности клиента, проводит калькуляцию изменений потребительских предпочтений, оценивает перспективность сегментов рынка, разрабатывает стратегию для повышения конкурентоспособности. Обязательное условие для определения конкурентоспособности предприятия – присутствие конкуренции. Конкурентоспособность товара – способность продукции быть лучше по сравнению с аналогичными товарами. Она определяется соотношением цены и качества товара. Так же на конкурентоспособность воздействует мода, реклама, имидж производителя.

Установление конкурентоспособности предприятия - это более сложная процедура, которая предполагает осуществлять деятельность на рынке и при этом получать прибыль, достаточную для улучшения производства, качества, а также стимулирования работников.

Основные силы предприятия, как правило, направляются на цели:

1. Улучшение качественных свойств товара;

2. Уменьшение производственных издержек;

3. Стимулирование рекламной деятельности;

Основа конкурентоспособности предприятия – система конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества должны быть:

• значимыми, т. е. приметно выдаваться на фоне соперников;

• видными, т. е. различимыми клиентами;

• важными для покупателя, т. е. приводить ему чувствуемую выгоду;

• надежными, т. е. предохранять свою значимость в критериях конфигураций среды, невоспроизводимыми соперниками;

• неповторимыми, т. е. предоставляемую выгоду невозможно заполучить у остальных производителей продукта;

• прибыльными для фирмы.

Все факторы преимуществ в области конкуренции предприятия делятся на внутренние и внешние. Внутренние полностью определяются руководством предприятия, а проявление внешних зависит от предприятия в малой степени. Управление конкурентоспособностью необходимо на предприятии , так как она имеет важное значение для поддержания конкурентоспособности организации. Задачей специалистов по рекламной деятельности заключается в заблаговременном создании модели показателей конкурентоспособности, цены, качества и сервиса [2].

В управлении конкурентоспособностью предприятия стратегический подход играет особенную роль в повышении конкурентоспособности. Из них выделяют:

1. силовую;

2. нишевую;

3. соединяющую;

4. пионерскую.

Компания, которая не замечает потребителей, добивается в меньшей степени маркетинговых преимуществ, чем фирма, которая ориентирована на потребителя.

Оценивая эффективность деятельности в области маркетинга конкурирующих фирм можно применить критерии:

1. Продукция: бренд товара, разнообразие товара, его качество, степень подготовки перед продажей.

2. Стоимость: уровень стоимости, гибкость ценовой политики, установление стоимости на новейшие продукты.

3. Рассортировывание продукции: распределение объема поставок по различным точкам сбыта, количество работников и уровень их квалификации, использование инструментов прямой рекламной деятельности

4. Вклад в развитие продукции (уровень маркетинга): сумма финансов, затраченных на маркетинг, различная реклама, СМИ, улучшение сбытовой политики

Для достижения конкурентоспособности предприятия нужно:

1. Обеспечить конкурентоспособность издаваемой продукции в целевых секторах рынка. Под конкурентоспособностью продукта предполагается свойство продукта, на базе которого этот продукт превышает в установленный момент времени сообразно высококачественным и ценовым чертам аналоги в конкретном секторе рынка без вреда для производителя.

2. Увеличить потенциал конкурентоспособности компании, а так же и его подразделения, до уровня глобальных производителей в предоставленной отрасли. Этот показатель охарактеризовывает вероятность удачной работы организации в будущем.

Для снабжения конкурентоспособности предприятия обязано владеть определенным комплектом внутренних конкурентных превосходств, количественную оценку факторов можно представить в виде:

1. конкурентоспособность изделия;

2. финансовое положение предприятия;

3. эффективность рекламной деятельности;

4. имидж предприятия;

5. рентабельность продаж.

Выводы

Следовательно, мы можем сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной деятельности в области хозяйства и прибыльной практической реализации данной деятельности в конкурентной среде рынка. С помощью всех имеющихся на предприятии компонентов маркетинговых средств обеспечивается высокий уровень конкурентоспособности предприятия.

Производство и реализация конкурентоспособных продуктов и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости компании, его умения отлично применять свой производственный, финансовый, трудовой потенциал [3].

Библиографический список:

  1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2000. С. 223.
  2. Данько Т.П. Управление маркетингом. М., 2004. С. 206
  3. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 23-24.