Назад в библиотеку

Улучшение инвестиционного климата и участия частного сектора в экономике

Автор: Китуи Мухис
Перевод с английского языка: Бабаева Е.А.
Источник: Заявление Мухиса Китуи, Министра торговли и промышленность во время совещания Консультативной группы, состоявшегося 11-12 апреля 2005 г. в Найроби.

Аннотация

Мухис Китуи Улучшение инвестиционного климата и участия частного сектора в экономике. Улучшение инвестиционных показателей посредством политических реформ, направленных на повышение доверия инвесторов.

1. Введение

Создание благоприятных условий для увеличения частных инвестиций как местными, так и иностранными инвесторами, является ключевым приоритетом правительства в рамках Стратегии восстановления экономики для создания богатства и занятости. Ожидается улучшение экономических показателей посредством политических реформ, направленных на повышение доверия инвесторов и, таким образом, привлечение новых инвестиций, чтобы создать больше рабочих мест для кенийцев.

В то время как меры по улучшению инвестиционного климата продолжаются, несколько инициатив В настоящее время ведется процесс продвижения вперед с большей срочностью и целью. Цель настоящей записки заключается в том, чтобы:

  1. кратко рассказать о политических инициативах по поощрению частного сектора;
  2. продемонстрировать совместные усилия правительства и частного сектора;
  3. предложить области дальнейшего сотрудничества по этому вопросу.

2. Бизнес-лицензирование

Правительство при технической помощи и финансировании со стороны Департамента Великобритании по Международному развитию, инициировал реформы лицензирования путем введения единого разрешение на ведение бизнеса в 2000 году, в котором 16 индивидуальных лицензий на бизнес были объединены в одну. Введение было важным шагом в облегчении бюрократического бремени для бизнеса.

Однако предприятия, особенно в сфере распределения товаров и услуг, продолжают сталкиваться с трудностями с процедурами лицензирования.

Это правда, что многие другие неэффективные и дорогостоящие лицензии, разрешения и сертификаты предприятия продолжают препятствовать росту частного сектора и конкурентоспособности в Кении. Вместе пытаясь рационализировать каждую лицензию в отдельности, правительство стремится к всестороннему реформированию, через бюджетный процесс, чтобы ускорить выгоды для бизнеса. Стратегия Гильотина принимается в качестве средства быстрого пересмотра существующих правил, устраняя те, которые больше не нужны, и оптимизации тех, которые не являются дружественными для бизнеса.

Министерство торговли и промышленности и Министерство финансов создали рабочий Комитет по лицензированию бизнеса в составе должностных лиц из:

  1. министерство финансов;
  2. министерство торговли и промышленности;
  3. кенийская комиссия по правовой реформе;
  4. министерство местного самоуправления;
  5. адвокат – Генеральная палата;
  6. центр поощрения инвестиций.

Рабочий комитет, возглавляемый экспертом по правовым вопросам, имеющим опыт реформирования уполномочен подвести итоги всех лицензий, которые влияют на бизнес с целью рекомендации.

На первом этапе процесса реформирования предполагается, что в течение 2005-2006 годов будет использовано 50 лицензий. Ожидается, что Комитет представит свои предложения правительству в конце апреля 2005 года. Основными направлениями на этом этапе являются торговля, туризм, сельское хозяйство, животноводство, и местное самоуправление. Остальные лицензии будут рассмотрены, и программа поэтапного отказа будет согласована к июню 2006 г.

3. Микро, малые и средние предприятия, проект конкурентоспособности

Министерство торговли и промышленности совместно с Группой Всемирного банка в настоящее время занимается реализацией проекта по повышению конкурентоспособности микро-, малых и средних предприятий.

Целями проекта являются повышение производительности и занятости ММСП путем:

  1. укрепление финансовых и нефинансовых рынков для удовлетворения спроса на ММСП;
  2. усиление институциональной поддержки развития навыков и управления бизнесом;
  3. снижение ограничений на инвестиции.

Проект поддерживает политику правительства по продвижению конкурентоспособности ММСП через следующие компоненты:

  1. доступ к финансам;
  2. укрепление предпринимательских навыков и рыночных связей;
  3. укрепление деловой среды.

Компонент Доступ к финансам имеет два подкомпонента, а именно:

  1. углубление финансового сектора;
  2. риск-капитал малого и среднего бизнеса (МСП) и техническая помощь.

Подкомпонент углубления финансового сектора будет финансировать углубление финансового сектора. В частности, подкомпонент будет поддерживать микрофинансовые организации (МФО), усиливать их охват и предоставлять финансовые услуги.

Компонент Улучшение бизнес-среды будет способствовать разработке политики с целью снижения затрат на инвестиции и ведение бизнеса. В частности, реформы будут введены, что снизит стоимость соблюдения правил ведения бизнеса для формального сектора и создаст стимулы для неформальных ММСП перейти на более высокий уровень формальности. Одно из реформы - введение упрощенного режима налогообложения для микро- и малых предприятий. и новая система регистрации бизнеса, которая важна для снижения стоимости запуска бизнес через единый подход магазина.

4. Стратегия развития частного сектора

Министерство при финансовой и технической помощи со стороны консультанта по иностранным инвестициям.

Служба Департамент международного развития провела обзор административных барьеров для инвестиций в Кении в 2004 году. Исследование охватывало следующие шесть областей:

  1. правовая основа для инвестиций;
  2. процедуры лицензирования и проверки;
  3. доступ к земле для инвестиций;
  4. разрешения на разработку сайта и подключение к сети;
  5. таможенные процедуры и упрощение процедур торговли;
  6. налоговая администрация.

Исследование показало, что административные барьеры остаются существенным препятствием для инвестиций и могут быть устранены только с помощью агрессивных реформ. Основным направлением реформ является рационализация правил и процедур для снижения затрат на ведение бизнеса и усиление правоприменения для эффективной защиты прав собственности. Вывод этого исследование - доведено до сведения заинтересованных сторон из государственного и частного секторов и разработка стратегии развития частного сектора.

5. Национальная стратегия развития экспорта

Правительство придерживается расширения и диверсификации экспорта и экспортных рынков как одного из средства обеспечения экономического роста и искоренения нищеты. Министерство в сотрудничестве с частным сектором и Международным торговым центром (МТЦ) подготовило Национальную стратегию развития экспорта, которая была утверждена Кабинетом министров в 2004 году.

В стратегии определены и выделены десять секторов и шесть сквозных вопросов для максимизации роста экспорта. Стратегия будет реализована в два этапа, первый этап, концентрирующийся на следующих пяти секторах:

  1. скот и продукты животноводства;
  2. рыба и рыбопродукты;
  3. текстиль и одежда;
  4. садоводство;
  5. еда и напитки.

Быстрые изменения в региональных и международных торговых соглашениях требуют комплексной торговой политики для руководства международными торговыми отношениями Кении и ведения переговоров торговых соглашений. Поскольку это одно из обязательств, министерство в сотрудничестве со Всемирным банком готовит документ по торговой политике, целью которого является обеспечить ключевые элементы режима торговой политики Кении. Политика, стремясь продвигать и защитить интересы Кении в мировой торговой системе будет соответствовать лучшим международным стандартам. В частности, политика будет основываться на наших текущих обязательствах в торговых соглашениях и текущих международных торговых переговорах.

6. Инвестиционное содействие

Закон о поощрении инвестиций 2004 года, который устанавливает механизм «единого окна» для местных и иностранных инвесторов были приняты для создания благоприятной нормативной среды для частного сектора. Закон направлен, среди прочего, на гармонизацию инвестиционной среды в Кении и будет введен в эксплуатацию в ближайшее время.

7. Путь вперед

Развитие частного сектора является неотъемлемым компонентом Стратегии восстановления экономики. Кредит поддержки в настоящее время готовится правительством Кении.

Поэтому мы приглашаем партнеров по развитию определить области, в которых они могли бы сотрудничать с нами дальше. Некоторые из областей, которые нас интересуют, это продвижение государственно-частного отраслевого партнерства; наращивание потенциала государственного и частного секторов для разработки и продвижения политических реформ; и улучшенные возможности для государственного сектора для мониторинга и оценивания мер по реформе. Инфраструктура, коммунальные услуги и государственное управление имеет важное значение.

В заключение важно повторить, что правительство привержено реформам, которые поддерживают частный сектор. Меры, которые мы предприняли, будут иметь большое значение для достижения этой цели.