Автор: Шендеровский В. Ю.
Острая необходимость кардинального улучшения, положенная в области переработки отходов промышленного производства, в настоящее время осознана во всех слоях украинского общества, как руководством страны, учеными, так и рядовыми гражданами страны. У этой проблемы имеется две составляющие: экологическая безопасность и экономическая целесообразность. Очищая территорию государства, его водный и воздушный бассейны от отходов производства, захламляющих их и наносящих вред, можно получить в результате переработки отходов дополнительную продукцию, увеличить расходы и прибыль предприятий.
По данным, опубликованным в газете Урядовий кур’єр
(3.03.2001г, стр.11), на каждого жителя Украины приходится 80-100 тонн отходов, в том числе токсических. Украина занимает одно из первых мест по их интенсивности и объемам загрязнений, в то время как по уровню жизни не входит в первую сотню стран мира. В Украине 2700 отвалов породы и твердых отходов; 1095 из них принадлежат угольной промышленности. На площади 8,6 тыс.га. сосредоточены 1,8 млрд.м3 породы. Треть из них постоянно горит. Непрерывно задымляется зона, на которой проживает 100 тыс. человек.
Но вместе с тем необходимо отметить, что были опубликованы и иные данные о масштабах загрязняемости территории Украины производственными и бытовыми отходами. На одного жителя Украины приходится до 400 тонн промышленных и бытовых отходов, причем 87 тонн из них – особо токсичные. Такие данные привел заместитель генпрокурора Украины Н. Гарник, отметив, что хранящегося в нашей стране ракетного топлива достаточно, чтобы отравить 2/3 мировых запасов воды. В Украине накоплено 13,3 тыс. тонн запрещенных и непригодных к использованию пестицидов. Они хранятся на 109 складах. Учитывая участившиеся случаи самовольного захвата земель, можно ожидать и нежелательных действий новоявленных землевладельцев с опасными химикатами. Только за прошлый год, - сообщено далее, - из хозяйственного обращения изъято более 160 тыс. гектаров земли, загрязненной отходами, нефтепродуктами и химическими веществами. Шахтные отходы одного лишь производственного объединения Донецкуголь
заняли уже более 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.
В 1999 году в реки и водоемы Украины сброшено 4 млрд. загрязненных вод. За последние годы в Украине зарегистрировано более 8 миллионов инфекционных больных, пострадавших в основном из-за некачественной питьевой воды. Около 90 % загрязненных вод приходится на промышленные регионы: Днепропетровскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Херсонскую, Николаевскую области и г. Киев (Труд
, 5.10.2000, с.6).
В Украине только зарегистрированных мусоросвалок насчитывается 2,5 тысячи. Масса мусорных свалок не зарегистрированы, но их количество даже учесть очень сложно (Прибуток з відходів
, Урядовий кур’єр
, 2.03.2001, с.4). Примерно половину объема мусорных свалок составляет использованная тара. В Европе утилизация тары возрастает ежегодно на 2-3 %. Повышение уровня переработки отходов и, в частности, использованной тары, а также гармонизация отечественного законодательства с законодательством Европейского Союза в части использования отходов являются одним из условий интеграции Украины в ЕС. Таким образом, повышение уровня использования отходов, кроме решения вопросов экологичности и роста экономики, позволяет создавать условия и для интеграции Украины в европейский рынок.
В связи с этим особо актуальными являются предложения председателя Антимонопольного комитета Украины А. Завады о направлениях совершенствования нормативной базы в Украине, которые предусматривают не только улучшение законодательных основ для использования отходов, но и гармонизацию украинского законодательства с нормами европейского законодательства. Полностью приемлемы предложения о совершенствовании Закона Украины Об отходах
, о приведении его норм в соответствие с нормами европейского законодательства. В высшей степени важно также разработать более фундаментальный законопроект о таре и упаковке, который дает возможность регламентировать все вопросы в сфере обращения с образуемыми ими отходами. При этом эти виды отходов являются результатами потребления продуктов промышленного производства, и переработка их также может быть осуществлена только на базе применения промышленных технологий.
В проблеме улучшения использования отходов промышленного производства и промышленных изделий в составе бытовых отходов следует различать два разных, хотя и тесно взаимосвязанных, аспекта: расширение переработки отходов (увеличение объемов и ассортимента перерабатываемых отходов промышленного производства) и повышения экономической эффективности переработки отходов промышленного производства.
Факторы, условия, обстоятельства повышения эффективности переработки промышленных (и бытовых) отходов многочисленны и многообразны. Первым и непременным условием возрастания абсолютной и относительной массы эффекта от переработки промышленных отходов выступает увеличение перерабатываемого объема отходов. Этому, прежде всего, способствует рационализация законодательной базы, использования в Украинском законодательстве достижений, зафиксированных в прогрессивных нормах законодательства европейских стран, добившихся высокой степени переработки промышленных и бытовых отходов.
Вторым важнейшим условием улучшения положения в переработке отходов является активная и конструктивная политика органов власти на всех уровнях. Так, в Киеве работает мусороперерабатывающий завод Энергия
. Но из-за недостатка внимания к нему со стороны руководства города на нем используется технологически устаревшее оборудование, вследствие чего завод загрязняет атмосферу и усложняет условия жизни для жителей Харьковского района г. Киева. В то же время предпринимательская инициатива, активно поддержанная городским головой г. Кременчуга, налаженная масштабная переработка полиэтиленовых и пластмассовых изделий. На предприятии ежедневно перерабатывается более 100 тонн использованных и забракованных полиэтиленовых изделий, и производятся пластмассовые продукты, которые применяются в электротехнической промышленности и в бытовой сфере. Завод завален заказами, включая и зарубежные. Происходит расширение производства, строятся новые помещения, монтируется прогрессивное оборудование. А самое главное, сокращается в стране гора отходов, которые не поддаются воздействию никаких природных сил (Прибуток з відходів
, Урядовий кур’єр
, 2.03.2001, с.4)
Но активное организационное участие необходимо в переработке отходов не только со стороны местных административных органов, но и со стороны центрального руководства страны. Это ощущается как на примере частных коммерческих предприятий, так и государственных. Во Львове функционирует государственное предприятие Аргентум
, которое занимается комплексной переработкой отходов промышленного производства, содержащих драгоценные металлы, и выпуском дефицитной продукции из них (Зеркало недели
, 12.08.2000, стр.7).
На Аргентуме
выпускается около 500 видов продукции. Большая часть продукции выпускается под заказ, а излишки драгметаллов передаются в госказну. Отходы производства, включая даже жидкие отходы при изготовлении фотопродукции, собираются со всей территории Украины. Переработке промышленных отходов, содержащих драгметаллы, уделяется пока недостаточное внимание. Так, в развитых странах до 80 % драгметаллов, используемых в производстве, извлекается из отходов и только 20 % вырабатывается из природных источников. В Украине же соотношение обратное. Для улучшения организации и резкого повышения объема переработки отходов производства необходимы соответствующие государственные программы, в которых было бы четко определено, сколько и каких отходов, а также на каких предприятиях должно перерабатываться. При этом предприятия могут основываться как на частной, так и государственной и муниципальной собственности. Но такие программы не разрабатываются. В частности, нет программы переработки отходов, содержащих драгметаллы, в общегосударственном масштабе. Львовский Аргентум
держится на инициативе и профессиональных знаниях своего руководства.
В отсутствие целенаправленной и действенной государственной политики переработки отходов производства в Украине свидетельствует динамика объема такой переработки. По данным, приведенным президентом Государственной компании Укртарапереработка
С. Новохацкой, в Украине накопилось 27 млрд. тонн различных отходов, которые в большинстве не перерабатываются, а загромождают территорию страны и отравляют окружающую среду. Под отвалами занято более 160 тыс.га земли. Но темпы переработки отходов не растут, а снижаются. Если в 1991 году перерабатывалось 13 % твердых отходов, то сейчас – лишь 3-4 %. Это привело к значительному ухудшению состояния водного и воздушного бассейнов, загрязнению грунтов, потере колоссальных объемов вторичных материальных ресурсов. Ежегодно вследствие указанных обстоятельств государственный бюджет теряет 260 млн. гривень, а население – более 50 тысяч рабочих мест. Подписанный Президентом Украины Закон Об отходах
из-за отсутствия экономического механизма не действует (Урядовий кур’єр
, 14.02.2001, с.13).
Активное государственное влияние необходимо и в решении концептуального вопроса о путях утилизации производственных и бытовых отходов. Дело в том, что сейчас четко прорисовывается два подхода к решению этого вопроса. Первый заключается в том, чтобы строить современные мусоросжигательные заводы. Второй – в использовании отходов как вторичных ресурсов.
Но необходимо отметить, что на практике, из-за отсутствия средств, в сущности почти не реализуется ни тот, ни другой подход. В газете День
представлен третий путь, сформированный под давлением фактически сложившихся неблагоприятных экономических и организационных обстоятельств. Согласно приблизительным подсчетам сегодня функционирует в Украине около 3,5 тысяч свалок (по данным Урядового кур’єра
, приведенным выше, официально зарегистрировано 2,5 тысяч). Но кроме этого действует масса местных (локальных) мелких и средних свалок, которые нигде не учтены, используются с нарушением действующего экологического законодательства (День
, 28.11.2000, с.7). Поэтому высказывается рекомендация, с одной стороны, легализовать, то есть зарегистрировать официально неучтенные свалки, а с другой стороны, закрывать некоторые крупные свалки, как этого добиваются Партия зеленых Украины и общественная организация Молодые зеленые Украины
.
Важным направление повышения эффективности переработки сырья в Украине является формирование и применение действенной системы государственного стимулирования сбора и переработки вторсырья. Это относится, прежде всего, к стимулированию в сфере налогообложения. Правда, Постановлением Кабинета Министров Украины № 1197 от 03.08.2000 г. утвержден перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, предоставления услуг по сбору и заготовке которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, а полученные доходы – от налогообложения. В этот перечень, в частности, включены: макулатура, стеклобой, отходы полимерные, отходы резиновые, в том числе изношенные шины, материалы текстильные вторичные, отработанные люминесцентные лампы и другие отходы, содержащие ртуть, отработанные нефтепродукты (отработанные масла моторные, индустриальные и их смеси). Но этого явно недостаточно. Учитывая особую экономическую, социальную и экологическую важность вовлечения в хозяйственный оборот производственных и бытовых отходов в качестве вторичного сырья, необходимо полностью освободить от налогообложения, как переработчиков, так и сборщиков отходов. Необходимо также создать систему льготного кредитования всех хозяйствующих субъектов сферы сбора и переработки вторсырья, включая в эту категорию все виды отходов, для переработки которых в Украине существуют современные технологии.
Особо необходимо организовать работу по изучению и распространению организационного и технологического опыта функционирующих в Украине предприятий по сбору и переработке производственных и бытовых отходов. Должны быть созданы все необходимые условия, включая законодательные, для тиражирования таких производств.