Назад в библиотеку

Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях нестабильности и неопределенности

Автор: Кучер В.АВ., Дубовой И.Г.
Источник: Наукова електронна бібліотека періодичних видань НАН України.

Аннотация

Кучер В.А., Дубовой И.Г. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях нестабильности и неопределенности.

Охарактеризованы возможные стратегии и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях нестабильности и неопределенности. Раскрыты аспекты применения конкурентных стратегий для адаптации фирмы к изменяющимся требованиям макро–микросреды.

Дано описание особенностей реинжиниринга, совершенствования бизнес–процессов и бенчмаркинга в качестве инструментального обеспечения и усиления конкурентных преимуществ промышленного предприятия. Изучены перспективы развития базиса качественного роста отечественных промышленных предприятий, функционирующих в условиях высоких требований к рынку. Определена роль совершенствования их деятельности через адаптацию успешных практик объектов высшего сегмента, зарубежных конкурентов, возможности подготовки к стандартизации на основе требований международных стандартов, повышения привлекательности для иностранных инвесторов.

Общая постановка проблемы

В условиях влияния повышенной конкуренции вызванной постоянно трансформирующейся экономикой, изменяющимися рынками, давление новых и весьма сложных технологий приводит к тому, что промышленной фирме и ее непосредственным участникам необходимо ориентировать свою деятельность на постоянное развитие и усовершенствование, что в конечном итоге должно обеспечить, сохранить и повысить конкурентоспособность как на внутреннем так и на внешнем рынках.

Именно поэтому наиболее актуальной задачей в сфере управления становится повышение уровня адаптивности и эффективности развития промышленных предприятий, другими словами развивать способности быстрее, экономичнее, четче и адекватнее реагировать на изменения рынка путем выпуска новой или модернизированной продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, улучшения системы внутрифирменного управления и конечно же использования новейших маркетинговых стратегий.

Анализ последних исследований и публикаций.

Исследованиями в направлении управления конкурентоспособностью занимались отечественные и зарубежные авторы: Ю.Б. Иванов, Т.М. Каретников, С.М. Клименко, Л.С. Кобыляцкий, Р.Р. Тимиргалеева (Ларина), Е.Ю. Лукьянова, И.П. Отенко, М. Портер, С.Д. Резник, Р.А. Фатхудинов, R. Axelvod, J. Barney, P. Drucker, Cr. Fleisher, Ch. Gronroos, A. Kohn и другие. В то же время проблемы использование стратегий и инструментов повышения конкурентоспособности в стохастических условиях требует дополнительного изучения.

Цель.

Изучить возможность использования стратегий повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях нестабильности и неопределенности.

Изложение основного материала.

В условиях, когда промышленные предприятия сталкиваются с различными проявлениями нестабильности и неопределенности среды, возникает необходимость повышения либо же сохранения своих конкурентных позиций на рынке. Нестабильность, рост инфляции, сокращение роста экономики, рост безработицы, социальная напряженность — это лишь некоторые негативные последствия кризиса, с которыми сталкиваются определенные бизнес–единицы.

Одновременно с этим М.А. Сажина утверждает, что кризис — это тяжелое переходное состояние экономической системы, во время которого закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития [4]. Именно в этот период промышленное предприятие должно внедрить собственные решения для удержания и усиления своих конкурентоспособных позиций на рынке, это подтверждают исследования Д.В. Арутюновой, И.А. Аренкова, И.Т. Балабанова, С.П. Медлик, Е.Н. Рябовой. Для эффективной конкурентной борьбы существуют определенные стратегии, которые могут быть применимы предприятиями осуществляющими свою деятельность в промышленной отрасли и при этом будут иметь повышенную актуальность в условиях неопределенности и нестабильности, к ним относятся:

  1. Виолентная стратегия — предполагает наличие у предприятия доступных цен при низких издержках в сравнении с конкурентами, при условии обеспечения среднего уровня качества;
  2. Адаптивная стратегия заключается в высокой приспособляемости фирмы к требованиям своих клиентов;
  3. Стратегия сегментирования (занятие фирмой определенной ниши) — основана на конкретной специализации производства — производится поиск потребителей и удовлетворение их эксклюзивных потребностей;
  4. Инновационная стратегия — это комплекс целей и установок, правил принятия решений и способов перевода фирмы из существующего положения в новое состояние с помощью внедрения инноваций — технологических, экономических, продуктовых, управленческих, организационных, социальных и позиционирования предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг. Возможно сочетание нескольких элементов различных по принципу стратегий.

По стратегическому менеджменту, в научной литературе, в связи с развитием конкурентных предприятий, многие авторы приводят в основном три типа базовых стратегий:

  1. Стратегия ценового лидерства;
  2. Стратегия дифференциации;
  3. Стратегия фокусирования [5].

Данные стратегии рекомендуются использовать предприятиям с целью привлечения и удовлетворения клиентов, а также укрепления конкурентных позиций на рынке.

Проанализировав данные стратегии, можно выделить основные их преимущества и недостатки при применении на промышленных предприятиях. Достоинствами стратегии ценового лидерства, основанной на демпинге, является возможность предложить более низкую, чем у конкурентов, цену не при неизменном уровне прибыли. В условиях жесткого противостояния фирм на рынке это предоставит способность выдержать конкуренцию, благодаря лучшим стартовым условиям, однако, фирмы будут находиться в относительной безопасности, пока будет сохраняться ценовое преимущество и регулярность спроса.

Стратегия дифференциации а именно ее цель, заключается в достижение конкурентного преимущества с помощью создания уникальных услуг, которая создает барьеры для входа на рынок других предприятий, для этого необходим конкурентный потенциал. Товары-заменители могут создать угрозу только при способности конкурентов реализовывать товары, удовлетворяющие в такой же степени клиентов, и способные снизить лояльность. Д.В.nbsp;Арутюнова отмечает, что основная проблема, которая может возникнуть при использовании стратегии дифференциации — это некая имитация и копирование. Угроза также может возникнуть из-за изменения требований клиентов, их предпочтений [1].

Применяя стратегию фокусирования, фирме необходимо использовать отличительное преимущество которое олицетворяет качество, на основе компетентности в конкретной области с ориентацией на конкретный целевой сегмент. При этом, промышленное предприятие с такой стратегией должно находиться в состоянии постоянной защиты своей ниши, так как предприятия-подражатели могут создать аналогичные услуги, а ценовой лидер при этом может привлечь потребителей более низкой ценой.

Помимо приведенной классификации существует множество других вариантов использования стратегий с различными нюансами. Промышленному предприятию необходимо определить для себя стратегию которая будет оптимальна для него и обеспечит увеличение конкурентных преимуществ, исходя из ресурсных возможностей и условий среды. При этом оперативность реакции в условиях новой экономики вынуждает предприятия, в том числе и промышленные, смещать акценты с манипуляции издержками и дифференциации продуктов и услуг на управление знаниями и человеческими ресурсами.

По мнению автора Л.И.nbsp;Михайловой на современном этапе развития общества, особая роль отводится нематериальным активам, которые рассматриваются в виде средства инновационного обеспечения конкурентоспособности, которое достигается за счет таких спецификаций услуг, как:

  1. Неимитируемостъ — определенная степень защищенности от использования конкурентами. Любой ресурс считается стратегически релевантным потенциалом, если он защищен от имитации конкурентами;
  2. Нeзаменимость — исключается возможность замены товаров или услуг при незначительных имитационных барьерах создания ресурса, аналогичного заменяемому;
  3. Высoкая степень добавленной стоимости и способность к ее увеличению [3].

Промышленным предприятиям в условиях нестабильности и неопределенности при формировании стратегии следует уделить внимание эффективности использования нематериальных активов, особое внимание должно ставиться на ключевые компетенции, уровень и качество образования человеческих ресурсов, ценность торговой марки, и т.д. При этoм использование новых концепций конкурентоспособности не отрицают значения традиционных компонентов таких как размер предприятия, ассортимент производимой продукции, ценовая дифференциация и низкие издержки.

Необходимо учитывать формирование долгосрочных отношений между экономическими субъектами и потребителями (непосредственными клиентами). Каждое предприятие, в том числе и промышленное, стремится удержать определенного потребителя у себя. В условиях нестабильности с персонифицированного отношения можно удержать лояльность клиентов и предотвратить поиск ими альтернатив, экономически более выгодных партнеров и поставщиков. Для уменьшения перебоев в работе промышленного предприятия и его эффективного функционирования на рынке необходимо производить постоянный мониторинг всех бизнес-процессов, это производится с помощью использования превентивных, антикризисных мер до появления и развития негативных ситуаций –определить резервы, провести их анализ, превратить их из недостатков в дополнительное преимущества.

Необходимо применять инструментальные средства реинжиниринга, совершенствования бизнес-процессов и бенчмаркинга.

Реинжиниринг — это фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов экономических бизнес-единиц для достижения улучшений на новом уровне в основных актуальных показателях их деятельности – стоимости, спецификациях, услугах и темпах. Он включает следующие этапы:

  1. Разработка образа–видения будущего предприятия (как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических целей);
  2. Анализ существующего бизнеса (проводятся исследования предприятия и составляются схемы их работы в настоящий момент);
  3. Разработка нового бизнеса (создаются модели новых, полностью измененных процессов, поддерживающей их информационной системы, проводится их верификации и стимуляция модели (проверка ее пригодности с помощью компьютерных программ) и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы);
  4. Внедрение в проект нового бизнес–процесса [2].

Руководству промышленного предприятия необходимо осознать степень сложности процессов, рисков, которые понесет предприятие при слабой подготовке к преобразованиям и т.д. Реинжиниринг — комплексное, длительное и черезмерно дорогостоящее мероприятие. Поэтому используется поэтапная перестройка бизнес-процессов предприятия, их совершенствование, для достижения конкретной цели, чтобы при последующей итерации реализовать новую.

Практическое применение бенчмаркинга заключается в следующих последовательных действиях:

  1. Понимание собственных бизнес–процессов;
  2. Анализ конкурентов;
  3. Сравнение результатов своих процессов с результатами конкурентов;
  4. Внедрение необходимых изменений для преодоления отставания предприятия от конкурентов [7].

Бенчмаркинг охватывает все уровни работы бизнес-единиц, направленных на макро–микросреду. Связано это с тем, что нет ограничений в изучении опыта конкурирующих фирм, поиске и анализе самых успешных и прогрессивных методов и инструментов ведения бизнеса на рынке. Бенчмаркинг является триггером для усиления конкурентоспособности экономических субъектов, достижения того, за счет чего одни фирмы добиваются значительно более высоких результатов, чем другие. В условиях неопределенности и нестабильности анализ конкурентов, непосредственно их деятельности и причин успеха может способствовать повышению собственного благосостояния промышленного предприятия.

Выводы

Промышленным предприятиям в условиях нестабильности и неопределенности при формировании стратегии нацеленной на повышение конкурентных преимуществ следует придерживаться следующих рекомендаций: производить мониторинг всех бизнес-процессов и одновременно использовать антикризисные меры, формировать долгосрочные отношения фирм с потребителями на основе персонифицированного обслуживания в рамках требований клиент-ориентированной экономики. А также обеспечить эффективное управление нематериальными активами, применять предложенные инструменты реинжиниринга, совершенствование бизнес-единиц, бенчмаркинга. Преимущество от их внедрения заключается в приобретении основы для качественного роста промышленных предприятий, функционирующих в условиях высоких требований к рынку, подготовки к стандартизации на основе требований международных стандартов, повышения привлекательности для иностранных партнеров. С помощью бенчмаркинга можно значительно совершенствовать деятельность промышленных предприятий через адаптацию успешных практик объектов размещения высшего сегмента и зарубежных конкурентов, оперирующих на промышленном рынке.

Список использованной литературы

1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: [учeбное пособие] / Д.В. Арутюнова. –Таганрог: Изд–во ТТИ ЮФУ, 2010. — 122 с.
2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Прогнозирование. Реинжиниринг. Бенчмаркинг: [Учебник для вузов ]/И.Т. Балабанов. — Питер, 2001. — 304с.
3. Михайлова Л. І. Інноваційний менеджмент: [навч. посібник] / Л.І. Михайлова, С.Г. Турчіна. — К.: Центр учбової літератури, 2007. —248с.
4. Сажина М.А. Фирма: управление кризисом: [учебное пособие] / М.А. Сажина. — М.: Деловая литература, 2004. – 36с.
5. Gamble J., Jr. Essentials of strategic Management: The Quest for Compettive Advantage / J. Gamble, Jr., A. Thompson, M. Peteraf. — NY: McGraw–Hill/Irwin, 2012. —560с.
6. Porter M. On Competition/ M. Porter. — Boston: Harvard Business School Pr, 2005. — 485с.
7. Newman D. Do it! Marketing: 77 Instant–Action Ideas to Boost Sales, Maximize Profits, and Crush your Competition/ D. Newman. — NY: AMACOM, 2013. — 240с.