Назад в библиотеку

Значение маркетинговой политики для субъектов хозяйствования

Автор: Хизун Е. В.
Источник: Материалы научно-практической конференции Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования.–Донецк: ДонНТУ, 2016. – С. 10 – 12

Аннотация

Хизун Е. В. Значение маркетинговой политики для субъектов хозяйствования В статье исследуется значение маркетинговой политики для субъектов хозяйствования и роль ее основных элементов. Рассмотрено значение маркетинговой политики на примере ЧАО ДМЗ.

1. Актуальность

Сегодня на мировом рынке имеется множество компаний, производящих аналогичные группы товаров. Это явление стимулирует рост конкуренции. Для поддержания соответствующего имиджа и места на рынке субъектам хозяйствования необходимо разрабатывать стратегические маркетинговые планы с учетом анализа нынешнего состояния и возможного будущего.

2. Цель исследования

Теоретическое обоснование и анализ значения маркетинговой политики для субъектов хозяйствования.

3. Основная часть

Маркетинг – это сравнительно молодая и важная современная наука. Широкое распространение и обоснование маркетинга как науки произошло науки в конце IX – в начале XX вв., хотя, многие философы задолго до этого занимались исследованием процесса продвижения товара на рынок. Маркетинг – результат многовековой эволюции взглядов ученых на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Элементы стимулирования продаж, рекламы, методы связей с общественностью применялись еще в древнем Риме, а может быть, и раньше. Известный шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.) в своем труде Богатство народов писал о том, что у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей. Сайрус Маккормик (1809 – 1884 гг..) был первым, кто указал на то, что маркетинг должен стать одной из центральных функций предприятия, а создание круга потребителей - специальной аналитической работой маркетолога. Также он создал такие направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, разработал принципы ценовой политики и сервисного обслуживания [5].

Маркетинговая политика предприятия подразумевает товарную, ценовую и сбытовую сферы деятельности предприятия. Она тесно связана с такими базовыми категориями экономической теории, как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональность[1]. Весь комплекс маркетинга представлен четырьмя элементами, так называемыми : ассортиментную стратегию (product), стратегию продвижения (promotion), стратегию развития рынков сбыта (place), стратегию ценообразования (price).

Каждый товар обладает потребительской полезностью. Сегодня в условиях рыночной экономики можно встретить множество групп товаров различающихся наборами полезных свойств. В каждой группе они отличаются друг от друга модификацией одного и того же товара с разным уровнем качества. Качество товара сегодня на рынке играет не малую роль, как для потребителей, так и для производителей. Производителя интересует технологический процесс производства продукции, потребителя – набор свойств, способный максимально удовлетворить его потребности с минимальным пакетом негативных побочных последствий. Так же следует отметить, что внешний вид товара играет не последнюю роль на рынке. При выборе товара потребитель в первую очередь обращает внимание на упаковку, бренд, сервис, а после уже оценивает его качество.

При установлении цены на товар, продукт или услугу субъекту хозяйствования следует учесть следующие основные факторы: себестоимость продукции, объем планируемой прибыли и психологические аспекты потребления. Изменение стоимости продукции следует производить только с учетом эластичности спроса. Спрос является неэластичным, если колебания цены не ведут к серьезным изменениям. Для определения характеристики спроса следует заранее провести аналитические мероприятия среди покупателей, какое количество продукции они готовы приобрести при разном уровне стоимости [2].

Вся деятельность маркетинга основана на успешной реализации продукции и услуг. Деятельность субъектов хозяйствования (научно-техническая, производственная, сбытовая и т. д.) основывается на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно существует потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от спроса и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия [3].

Ярким примером эффективной маркетинговой политики является реализация продукции предприятия ЧАО Донецкий металлургический завод, которая пользуется стабильным спросом на мировом рынке и получает положительные отзывы от потребителей. В 2014 г. предприятию пришлось сократить выпуск своей продукции в связи с кризисной ситуацией в горно-металлургической отрасли сложившейся вследствие политической нестабильности в регионе. Так же процесс сокращения производства повлияла политическая нестабильность в исламских странах и кризис мировой экономики, который проявляется в различных регионах. Однако, маркетинговая служба ЧАО ДМЗ, нашла возможности и резервы для сохранения сети потребления. Маркетинговая политика в данной ситуации проявляется в переориентации рынков сбыта, предприятие находится в поиске долгосрочных контрактов. Так, например, за 2013 г. производство металлопродукции на мощностях ЧАО ДМЗ составляло 1 412,3 млн. т., за 2014 г. – 855 255,06 т. Отгружено потребителям в 2013 г. – 1 435,7 млн. т., в т. ч. на экспорт – 1 374,3 млн. т., а в 2014 г. – 862 314,93 т., в т. ч. на экспорт – 837 298,55 т. [4]Данные цифры свидетельствуют об эффективной маркетинговой политике руководства предприятия с учетом рыночных рисков. Основной риск в деятельности предприятия – это перепроизводство металла в мире, по мнению экспертов, до 40 % металлопродукции не находят своих покупателей. Этот объем предложения создает постоянное давление на рынки, тем самым, создавая препятствия в адекватном формировании цены и заставляя производителей торговать с минимальной маржой и периодически останавливать производство.

4. Выводы

Таким образом, маркетинговая политика предприятия – это нацеленный на текущую и будущую успешность процесс организации производства, продвижения и сбыта продукции, основанный на понимании ситуации и процессов, происходящих на рынке, и построенный с учетом установления оптимального баланса интереса всех ее участников. В процессе разработки стратегии, предприятие анализирует каждый из четырех компонентов . Полученные результаты лежат в основе направления дальнейшего развития предприятия. Маркетинговая политика предприятия – резюме тактических стратегий, она отвечает на вопрос: как субъект хозяйствования собирается достигать планируемых глобальных целей бизнеса по развитию компании.

Список использованной литературы

1. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер / Филип Котлер., 2006. – 224 с.

2. 4p маркетинг [Електронний ресурс] // блог: Коммерсанты.ком. – 2014. – Режим доступа: http://kommersanti....

3. Мусиенко Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 383-386.

4. Річна інформація емітента цінних паперів за 2014 рік ПАТ ДОНЕЦЬКСТАЛЬ – МЕТАЛУРГIЙНИЙ ЗАВОД – Режим доступа: http://dmz.donetsksteel....

5. Ерёмин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Ерёмин. – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.