Значение маркетинговой политики для субъектов хозяйствования
Автор: Хизун Е. В.
Источник: Материалы научно-практической конференции Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования
.–Донецк: ДонНТУ, 2016. – С. 10 – 12
Аннотация
Хизун Е. В. Значение маркетинговой политики для субъектов хозяйствования В статье исследуется значение маркетинговой политики для субъектов хозяйствования и роль ее основных элементов. Рассмотрено значение маркетинговой политики на примере ЧАО ДМЗ
.
1. Актуальность
Сегодня на мировом рынке имеется множество компаний, производящих аналогичные группы товаров. Это явление стимулирует рост конкуренции. Для поддержания соответствующего имиджа и места на рынке субъектам хозяйствования необходимо разрабатывать стратегические маркетинговые планы с учетом анализа нынешнего состояния и возможного будущего.
2. Цель исследования
Теоретическое обоснование и анализ значения маркетинговой политики для субъектов хозяйствования.
3. Основная часть
Маркетинг – это сравнительно молодая и важная современная наука. Широкое распространение и обоснование маркетинга как науки произошло науки в конце IX – в начале XX вв., хотя, многие философы задолго до этого занимались исследованием процесса продвижения товара на рынок. Маркетинг – результат многовековой эволюции взглядов ученых на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Элементы стимулирования продаж, рекламы, методы связей с общественностью применялись еще в древнем Риме, а может быть, и раньше. Известный шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.) в своем труде Богатство народов писал о том, что у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей. Сайрус Маккормик (1809 – 1884 гг..) был первым, кто указал на то, что маркетинг должен стать одной из центральных функций предприятия, а создание круга потребителей - специальной аналитической работой маркетолога. Также он создал такие направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, разработал принципы ценовой политики и сервисного обслуживания [5].
Маркетинговая политика предприятия подразумевает товарную, ценовую и сбытовую сферы деятельности предприятия. Она тесно связана с такими базовыми категориями экономической теории, как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональность[1]. Весь комплекс маркетинга представлен четырьмя элементами, так называемыми 4Р
: ассортиментную стратегию (product), стратегию продвижения (promotion), стратегию развития рынков сбыта (place), стратегию ценообразования (price).
Каждый товар обладает потребительской полезностью. Сегодня в условиях рыночной экономики можно встретить множество групп товаров различающихся наборами полезных свойств. В каждой группе они отличаются друг от друга модификацией одного и того же товара с разным уровнем качества. Качество товара сегодня на рынке играет не малую роль, как для потребителей, так и для производителей. Производителя интересует технологический процесс производства продукции, потребителя – набор свойств, способный максимально удовлетворить его потребности с минимальным пакетом негативных побочных последствий. Так же следует отметить, что внешний вид товара играет не последнюю роль на рынке. При выборе товара потребитель в первую очередь обращает внимание на упаковку, бренд, сервис, а после уже оценивает его качество.
При установлении цены на товар, продукт или услугу субъекту хозяйствования следует учесть следующие основные факторы: себестоимость продукции, объем планируемой прибыли и психологические аспекты потребления. Изменение стоимости продукции следует производить только с учетом эластичности спроса. Спрос является неэластичным, если колебания цены не ведут к серьезным изменениям. Для определения характеристики спроса следует заранее провести аналитические мероприятия среди покупателей, какое количество продукции они готовы приобрести при разном уровне стоимости [2].
Вся деятельность маркетинга основана на успешной реализации продукции и услуг. Деятельность субъектов хозяйствования (научно-техническая, производственная, сбытовая и т. д.) основывается на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно существует потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от спроса и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия [3].
Ярким примером эффективной маркетинговой политики является реализация продукции предприятия ЧАО Донецкий металлургический завод
, которая пользуется стабильным спросом на мировом рынке и получает положительные отзывы от потребителей. В 2014 г. предприятию пришлось сократить выпуск своей продукции в связи с кризисной ситуацией в горно-металлургической отрасли сложившейся вследствие политической нестабильности в регионе. Так же процесс сокращения производства повлияла политическая нестабильность в исламских странах и кризис мировой экономики, который проявляется в различных регионах. Однако, маркетинговая служба ЧАО ДМЗ
, нашла возможности и резервы для сохранения сети потребления. Маркетинговая политика в данной ситуации проявляется в переориентации рынков сбыта, предприятие находится в поиске долгосрочных контрактов. Так, например, за 2013 г. производство металлопродукции на мощностях ЧАО ДМЗ
составляло 1 412,3 млн. т., за 2014 г. – 855 255,06 т. Отгружено потребителям в 2013 г. – 1 435,7 млн. т., в т. ч. на экспорт – 1 374,3 млн. т., а в 2014 г. – 862 314,93 т., в т. ч. на экспорт – 837 298,55 т. [4]Данные цифры свидетельствуют об эффективной маркетинговой политике руководства предприятия с учетом рыночных рисков. Основной риск в деятельности предприятия – это перепроизводство металла в мире, по мнению экспертов, до 40 % металлопродукции не находят своих покупателей. Этот объем предложения создает постоянное давление на рынки, тем самым, создавая препятствия в адекватном формировании цены и заставляя производителей торговать с минимальной маржой и периодически останавливать производство.
4. Выводы
Таким образом, маркетинговая политика предприятия – это нацеленный на текущую и будущую успешность процесс организации производства, продвижения и сбыта продукции, основанный на понимании ситуации и процессов, происходящих на рынке, и построенный с учетом установления оптимального баланса интереса всех ее участников. В процессе разработки стратегии, предприятие анализирует каждый из четырех компонентов 4Р
. Полученные результаты лежат в основе направления дальнейшего развития предприятия. Маркетинговая политика предприятия – резюме тактических стратегий, она отвечает на вопрос: как субъект хозяйствования собирается достигать планируемых глобальных целей бизнеса по развитию компании.
Список использованной литературы
1. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер / Филип Котлер., 2006. – 224 с.
2. 4p маркетинг [Електронний ресурс] // блог: Коммерсанты.ком. – 2014. – Режим доступа: http://kommersanti....
3. Мусиенко Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 383-386.
4. Річна інформація емітента цінних паперів за 2014 рік ПАТ ДОНЕЦЬКСТАЛЬ
– МЕТАЛУРГIЙНИЙ ЗАВОД – Режим доступа: http://dmz.donetsksteel....
5. Ерёмин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Ерёмин. – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.