Автор: Черный Р. И.
Источник: Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності = Theoretical and Practical Aspects of Economics and Intellectual Property : збірник наукових праць / ПДТУ. — Маріуполь, 2010. - Т. 3. - С. 56-58.
Черный Р. И. Организационная культура в системе стратегического управления В статье рассматриваются основные понятия, характеристики, функции и типы организационной культуры, а также преграды связанные с ее внедрением на предприятии.
Рыночная система хозяйствования требует радикальных изменений системы управления экономикой. Одним из важных элементов формирование эффективной системы стратегического управления является культура организации. Предприятия, работающие в современных рыночных условиях, должны уделять особое внимание вопросу культуры в организации, что поможет им стать на новый высокий уровень в отношениях со своими сотрудниками, партнерами и конкурентами. К сожалению, устаревшие отношения и методы работы на предприятиях снижают эффективность использования производственного потенциала и темпы внедрения современных методов управления.
За последние несколько лет вопросы культуры и особенно культуры в больших организациях, все больше привлекает внимание иностранных и отечественных исследователей: Робинс С., Де Ченцо Д., Спивак В.А., Грещак М.Г. и др.
Рассмотреть существующие понятия и принципы организационной культуры предприятий, выявить механизм ее влияния на результативность управления и деятельность предприятия.
Что же подразумевает в себе понятие организационной культуры. Организационная культура — это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами [4].
Существует еще несколько определений понятия организационная культура
:
Из этих понятий следует, что оpгaнизaциoннaя кyльтypa рассматривается как cтpaтeгичecкий инcтpyмeнт, пoзвoляющий opиeнтиpoвaть вce пoдpaздeлeния и oтдeльныx лиц на oбщиe цели, мoбилизoвaть инициaтивy coтpyдникoв, oбecпeчить пpeдaннocть opгaнизaции и oблeгчить oбщeниe. Рyкoвoдитeли должны coздaвaть opгaнизaциoннyю кyльтypy такую, чтобы вce coтpyдники пoнимaли и пpидepживaлиcь ee.
Культура определяется преобладающими постулатами веры и этическими стандартами, доминирующими в организации.
Основной функцией этических стандартов является разграничение допустимого
и недозволенного
с моральной точки зрения.
Области, относительно которых могут быть сформулированы постулаты веры:
Организационная культура выполняет множество функций, которые можно свести к трем основным:
По оценкам различных авторов число критериев для характеристики организационной культуры составляет от 7 до 10 [5]. И так наиболее часто используемые критерии:
Свойства организационной культуры:
Культура организации состоит из двух видов элементов: субъективных и объективных.
Субъективная организационная культура основывается на разделяемых всеми членами коллектива предприятия ценностях и восприятии организационного окружения, существующего вне личности. В нее входит духовная символика в виде объектов, людей и их действий, обладающих привлекательностью для окружающих (образцов поведения), а также традиций организации.
Субъективная организационная культура включает в себя:
Объективная организационная культура обусловлена физическим и материальным окружением,создаваемым в организации. К ней относятся здания, их дизайн, внутренний интерьер, стоянки для автомобилей, сами автомобили и т. п. К объективной культуре относится знаковая символика в виде стиля одежды, знаков отличия статуса, фирменных наград и отличий.
Выделяют следующие типы организационной культуры:
Введение организационной культуры происходит постепенно, поскольку, как и любое новшество, встречает на своем пути преграды экономического, личностного и социального характера.
Экономические преграды: страх потерять работу; боязнь снижения зарплаты; боязнь снижения социального статуса; боязнь увеличения интенсификации труда.
Личностные преграды: страх оказаться ненужным со своими профессиональными навыками; ущемление профессиональной гордости; восприятие критики существующих методов работы как личной обиды; нежелание переобучаться; страх перед неопределенностью, основанный на непонимании сути нововведений.
Социальные преграды: нежелание (неумение) адаптироваться к новой социально-психологической среде; неприязнь к людям, внедряющим новшества; недовольство слабым личным участием при внедрении нововведений; уверенность в необходимости изменений только для руководства.
Таким образом, целенаправленное формирование организационной культуры может позволить: эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии; повысить уровень управляемости компанией; усилить сплоченность команды; использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
1. Спивак В. А. Организационная культура. — СПб.: Нева, 2004. — 224 с.
2. Робинс С., Де Ченцо Д. Основы менеджмента / Пер. с англ. А. Олейник и др. — К.: Основы, 2002. — 671 с.
3. 3. Грещак М. Г. Внутрішній економічний механізм підприємства: Навч. посібник — К.: КНЕУ, 2001. — 228 с.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — М.: ООО «Новое издание», 1999. — 245 с.
5. Kilmann R., Saxlon M. J. & Serpa R. Issues in Understanding and Changing Culture//California Management Review, Winter, 1986. — P. 89.
6. Цит.[25.02.2010] Доступный с: 'http://examen.od.ua/shpora/elementi_organ_culturi.html/'>http://examen.od.ua/shpora/elementi_organ_culturi.html/