Автор: Новиченок С. В.
Источник: Материалы научно-практической конференции – Управление финансами и экономической безопасностью. – Донецк: ДонНТУ, 2018. – с. 28–30
В современных условиях для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры (контрольно-ревизионные и др.), кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры. Одним из важных этапов оценки бизнеса является проведение финансового анализа оцениваемой компании, который используется при изучении экономических процессов и отношений, отслеживает способность компании своевременно совершать платежи, финансировать свою деятельность и сохранить свою платежеспособность, отражает сильные и слабые стороны компании. Финансовый анализ является базой для проведения оценки бизнеса в рамках классических подходов (доходного, сравнительного и затратного). В любом отчете об оценке стоимости компании в обязательном порядке присутствует раздел q>Финансовый анализ деятельности предприятия[1].
Финансовый анализ оцениваемого предприятия проводится на основе баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, данных аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета и других финансовых документов.
Основная цель финансового анализа – определить реальное финансовое состояние предприятия на дату оценки и найти резервы его улучшения. Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями c другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью [2]. Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансовоэкономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату рабочим и служащим, дивиденды акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплаты процентов по ним. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, и тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
При оценке стоимости бизнеса, наряду с основной целью финансового анализа – определением реального финансового состояния предприятия, появляются специфические цели:
– определение реальной доходности оцениваемого предприятия для корректного прогнозирования денежных потоков;
– выявление степени соответствия финансовой отчетности оцениваемого предприятия общепринятым в отрасли принципам бухгалтерского учета;
– сравнение оцениваемого предприятия с его аналогами для оценки риска, присущего операциям данного бизнеса, и параметров стоимости;
– оценка экономических возможностей и перспектив бизнеса;
– корректировка финансовых отчетов для целей оценки[3].
Основные процедуры проведения финансового анализа при оценке стоимости бизнеса включают в себя:
– вертикальный и горизонтальный анализ. В развитии деятельности компании величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Для выявления этих изменений в структуре средств и их источников, а также динамики этих изменений проводят вертикальный и горизонтальный анализ в оценке бизнеса;
– трендовый анализ – это сопоставление каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. главной тенденции динамики показателя. Этот анализ полезен и важен в оценке бизнеса, так как позволяет выявить значительные изменения в деятельности компании;
– сравнительный или пространственный анализ – это сравнение данных компании с показателями подобных компаний или компаний–конкурентов. Главной особенностью сравнительного анализа в оценке стоимости бизнеса является то, что в результате его оценщик еще больше понимает содержание бизнеса и имеет возможность оценить устойчивость его финансовых позиций и платежеспособности;
– анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет отношений между данными отчетности и определение их взаимосвязи. В первую очередь, коэффициенты, оцениваемой компании, помогают увидеть изменения в финансовом положении и помогает руководству увидеть угрозы и возможности, которые присущи данной компании [2].
Правильность и точность оценки стоимости в большей степени обусловлена тем, как правильно был проведен финансовый анализ. Результаты финансового анализа влияют на:
– выбор методов оценки;
– прогнозирование доходов и расходов предприятия;
– на определение ставки дисконта, применяемой в методе дисконтированных денежных потоков;
– на величину мультипликатора, используемого в сравнительном подходе.
Выбор определенного метода оценки зависит от результатов проведенного финансового анализа. Исходя из этого:– в случае «нормального» финансового состояния в затратном подходе выбирается метод чистых активов;
– если платежеспособность предприятия «не подлежит восстановлению», динамика финансовых показателей негативна, а общее положение предприятия «тяж?лое» (в таком случае результат оценки может быть отрицательным, что свидетельствует о невозможности полного погашения предприятием своих обязательств), то обоснованным будет выбор затратного подхода и метода ликвидационной стоимости;
– если динамика финансовых показателей положительна, доходы стабильны, примерно одинаковы по годам – выбираем метод капитализации дохода;
– в случае положительной динамики финансовых показателей, устойчивого финансового положения, стабильного темпа роста доходов – выбирается модель Гордона, которая используется для определения стоимости компании в постпрогнозный период, следовательно, речь идет о выборе метода дисконтированных денежных потоков;
– при реализации сравнительного подхода результаты финансового анализа предприятий–аналогов позволяет более корректно сравнивать информацию, обоснованно вносить корректировки с учетом финансового состояния [3].
Таким образом, анализ финансового состояния компании играет особую роль в процессе оценки бизнеса. Цель проведения анализа – это определение тенденций развития компании в постпрогнозном периоде, оценка ее сегодняшнего положения, обоснование выбранных стратегий развития в будущем и определение уровня совокупности деловых и финансовых рисков, сопровождающих основную деятельность компании. Результаты анализа становятся основой, на которой и строится определение стоимости оцениваемой компании, доказательной базой, которая подтверждает выводы оценщика касательно рассчитанной стоимости. Стоит также отметить, что результаты финансового анализа непосредственно влияют на выбор методов оценки.
1. Грязнова А.Г., Федотова М.А, Оценка бизнеса. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е издание, перераб. и доп. – Москва: Финансы и статистика, 2009. – 736 с.
2. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2013. – 349 c.
3. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – 4-е изд., испр. – Москва: Омега-Л,2009. – С. 71