Автор: Новиченок С. В.
Источник: Материалы научно-практической конференции – Экономическая безопасность промышленных предприятий. – Донецк: ДонНТУ, 2017. – 48–50 с.
В настоящее время показателем эффективности социального развития общества выступает социальная справедливость. Справедливость – категория как морально-правового, так и социально-политического сознания, которая одновременно является естественным правом каждого человека [1]. Определение социальной справедливости со временем изменяется и зависит от конкретных общественных условий, в которых живет человек. Исследователи налогов под социальной справедливостью понимают равномерность налогообложения, что означает равное распределение налоговой нагрузки. Проблема справедливого налогообложения является одной из наиболее значимых и дискуссионных вопросов в области налогообложения.
Стоит понимать, что бремя
налогообложения характеризуется его воздействием на благосостояние людей (а не учреждений), выступающих в качестве потребителей, производителей. Объясняется это эффектом переложения налогов, вследствие которого формальный (определенный законом) и реальный налогоплательщики не совпадают. Через механизм цен налоги, формально внесенные в бюджет юридическим лицом, могут частично или полностью перекладываться на покупателей товаров и услуг [2].
Социальная справедливость выступает в экономике как экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам. Она означает, прежде всего, защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства от экономических и социальных кризисов [3].
Рассмотрим особенности влияния налоговой нагрузки на население, на предприятия и государство:
1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени угнетает рыночную экономику, не дает возможности функционировать предприятиям и снижает жизненный уровень основной массы населения.
2. Чрезмерно низкий уровень налогового бремени не позволяет государству в полной мере выполнять свои функции по обеспечению населения необходимыми общественными благами. Для решения этой проблемы необходимо выйти на оптимальный уровень налогового бремени, учитывающий общественные, государственные и частные интересы.
3. Налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, уплачиваемых лично населением из его личных доходов. Однако на денежные доходы физических лиц давит бремя как прямых, так и косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг.
4. Налоговое бремя, возлагаемое на физических лиц – это вызванное налогообложением ухудшение благосостояния налогоплательщика, проявляющееся в уменьшении его дохода, не компенсируемом предоставлением общественных благ, профинансированных за счет уплаченных налогов, а также изменения структуры благосостояния (потребления) налогоплательщика.
Для разработки правильной налоговой политики страны (вводя новые налоги и отменяя старые, периодически изменяя льготы и ставки) государство принимает на себя обязательство применить уровни давления на экономику, за чертой которых находится риск формирования негативных процессов, способных повлиять на всю страну. Правительство для проведения реформ проводит анализ налоговой нагрузки в других странах. По данным рейтинга (Total Tax Rate) в 2015 году, который проводился Всемирным банком среди 185 стран в среднем в мире уровень налоговой нагрузки составляет 40,8%. В рейтинге учитывается количество налоговых платежей, время, необходимое на их уплату, а также общая налоговая нагрузка на среднее предприятие, не пользующееся налоговыми льготами. Россия заняла 47 место (47%) ее ближние соседи по СНГ и ЕЭС разместились в середине таблицы: Белоруссия – 63 место (51,8%), Украина – 107 место 52,2%), Грузия – 40 место (16,4%), Армения – 41 место (19,9%)[4].
Стоит отметить, что настоящим воплощением социальной справедливости в налогообложении являются 4 вида налогов:
1. Налог на доходы с физических лиц, обязательно предусматривающий необлагаемый минимум.
2. Налог на проценты по депозитным вкладам.
3. Налог на имущество, так же предусматривающий необлагаемый минимум.
4. Акцизный налог на предметы роскоши.
Следовательно, рассмотрев налоговую систему в каждом отдельном государстве, а точнее наличие этих четырех видов налогов, можно делать выводы о социальной справедливости в стране.
Справедливое налогообложение способно в значительной степени приумножить благосостояние населения посредством обеспечения условий балансового равновесия за счет оптимизации соотношения сверхдоходов
и отсутствием доходов вовсе. Это в свою очередь создаст условия для воспроизводства и расширенного воспроизводства и как следствие послужит толчком для роста экономики в стране. Таким образом, обеспечение социальной справедливости в налогообложении – одна из главных задач государства.
1. Slatenkova M.A. Social Justice as the Main Task of the State, Biznesform No.11/20132.
2. Петросян, Д.С. О социальной справедливости в экономических отношениях / Д.С. Петросян //Общество и экономика. – 2005.
3. Кучеров, И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект / И.И. Кучеров // Финансовое право. – 2009.
4. Рейтинг Total Tax Rate – http://www.worldbank.org/