Автор: Бугаев А. В.
Источник: Материалы научно-практической конференции Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие
. – Донецк: ДонНТУ, 2017. – с.159–163.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) – это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время – важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости предприятия (бизнеса). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал, или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году. Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов собственности необходима в условиях рыночной экономики
Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…
[4].
Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате. Оценка стоимости позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений. Оценку бизнеса осуществляют с применением трех подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.
Методы оценки, применяемые при различных подходах.
Доходный подход. Основных методов доходного подхода два.
1. Метод капитализации доходов.
2. Метод дисконтирования денежных потоков.
Затратный подход основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. Методов затратного подхода тоже два.
1) метод чистых активов;
2) метод ликвидационной стоимости;
Сравнительный подход. Для сравнения выбираются кон курирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится со ответствующая корректировка данных. В основу приведения по правок положен принцип вклада.
Сравнительный подход реализуется посредством трех методов.
1. Метод рынка капитала.
2. Метод сделок.
3. Метод отраслевых коэффициентов.
Экономический потенциал предприятия можно определить, как комплекс имеющихся у него ресурсов и возможностей по их использованию, которые могут быть мобилизованы в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В экономической литературе существует понятие кредитоспособности заемщика. Его можно, в частности, определить, как наличие предпосылок для получения кредита и способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам
[3]. Так, И.Т. Балабанов определяет признаки кредитоспособности организации. Среди них он называет, во-первых, аккуратность расчетов по ранее полученным кредитам, текущее финансовое состояние заемщика, а также возможность мобилизации денежных средств для своевременного погашения обязательств [1].
Разумеется, трактуя понятие кредитоспособность
, авторы исходят из понятия кредита, т.е. займа, предоставляемого кредитором заемщику на условиях возвратности, срочности и платности. Тем не менее для целей упрощения понятийного аппарата в данном исследовании используется понятие потенциальной кредитоспособности коммерческой организации как элемента финансово-инвестиционного потенциала последней
Кредитоспособность отлична от родственного понятия платежеспособность. Платежеспособность – это способность организации своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счет ликвидных активов
[4]. Кредитоспособность в отличие от платежеспособности прогнозирует способность к образованию и погашению долга на ближайшую перспективу.
Таким образом, оценка потенциальной кредитоспособности организации повторяет оценку ее способности генерировать финансовые ресурсы. Следует отметить, что элементы капитала организации, по которым не удается установить их стоимость (то есть в анализируемом периоде указанные элементы не становились источником затрат в денежном выражении), данная стоимость признается равной нулю. Для нужд проводимого исследования финансово-инвестиционного потенциала расчет показателя WACC следует производить вместе с показателем рентабельности совокупного капитала. Существуют разнообразные способы расчета показателя рентабельности капитала. Они зависят от того, какой показатель прибыли будет избран в качестве делимого.
Таким образом, в случае, когда эффективность использования капитала невозможно оценить в динамике (т.е. имеются лишь показатели отчетного года), можно выделить три соотношения величины стоимости капитала и экономической рентабельности.
1. Рентабельность совокупного капитала организации больше средней стоимости капитала в отчетном периоде (RB> WACC). Это свидетельствует об эффективном использовании финансовых ресурсов, при котором эффект от их вовлечения в хозяйственный оборот экономического субъекта превышает средние затраты последнего на это привлечение. В данной ситуации способность организации использовать финансовые ресурсы следует оценить, как высокую
. Присваиваемая оценка – 10 баллов.
2. Рентабельность совокупного капитала организации равна средней стоимости капитала в отчетном периоде (RB = WACC). Таким образом, относительный эффект от использования собственных и привлеченных средств организации не превышает стоимость данных средств. Способность использовать финансовые ресурсы – удовлетворительная
. Присваиваемая оценка – 8 баллов.
3. Рентабельность совокупного капитала организации меньше средней стоимости капитала в отчетном периоде (RB
В случае, когда динамику показателей экономической рентабельности и средневзвешенной стоимости капитала возможно отследить, выделяются следующие виды состояний.
1. Одновременное увеличение стоимости капитала и рентабельности совокупных активов.
2. Одновременное снижение стоимости капитала и рентабельности совокупных активов.
3. Сокращение стоимости капитала при повышении экономической рентабельности.
4. Рост стоимости капитала при снижении экономической рентабельности.
Соответственно, в каждом из четырех состояний темп динамики рентабельности совокупного капитала (TRb) может превышать темп динамики средневзвешенной стоимости капитала (ТWAСС), уступать либо быть равным последнему.
Анализ финансово-инвестиционного потенциала предполагает исследование тех блоков экономической информации, которые способны вовремя дать сигнал менеджменту организации о необходимости вмешательства в ситуацию. Кроме того, самой сущностью финансовоинвестиционного потенциала является состоятельность организации как элемента рыночной экономики, ее способность функционировать в ней без ущерба для прочих экономических субъектов, а также элементов административно-правовой надстройки.
1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 34
2. Постановление правительства РФ Об утверждении стандартов оценки
от 6 июля 2001г. № 519. 3. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – Мн.: Высшая школа, 1997. – с. 136
4. Федеральный закон Об оценочной деятельности в Российской Федерации
, №135-ФЗ от 29 июля 1998г. Ст.1.
5. Чернобуз О. Жизнь после кризиса: Стоимостной подход к управлению частной компанией. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – С. 93.