Авторы: Розумная Н.В., Песчанский А.С.
Источник: Экономика и маркетинг в условиях интеграции: проблемы, опыт, главная мысль.; 2011 / Матеріали III наукової конференції Донецьк, ДонНТУ 2011, с. 91–92.
Одной из наиболее актуальных проблем в угольной промышленности является инвестиционная привлекательность. Этот вопрос менее исследован в украинских научных кругах, чем западных, что объясняется ее новизной для отрасли.
Актуальность рассматривалась отдельными публикациями периодических изданий, трудами Дмитрия Защихина (Угольный Консалтинговый Центр), Натальи Прудкой, Игоря Лубчука (Эксперт
украинский деловой журнал), Юрий Григоренко, эксперт по инвестиционной политике аналитического центра Институт реформ
. В данное время эта проблема наиболее актуальна, это связано с тем, что угольная промышленность нуждается в модернизации, техническом переоснащении. Государство не в силах реализовать это в полной мере, следовательно, угольная промышленность нуждается в частном капитале. Но проблема заключается в том, как привлечь внимание инвестора к убыточной шахте. Ситуация, которая сложилась в украинской угольной промышленности в настоящий момент очень сложная и просто необходимо разорвать этот замкнутый круг. Изменения и новый подход к решению проблем угольной промышленности необходимы.
На Украине есть немало шахт, которые при соответствующем подходе к их реструктуризации могли бы работать прибыльно. Серьезнейшей проблемой является большой износ основных фондов. Степень износа основных фондов за последние 25 лет увеличилась до 70%, а в отдельных случаях и больше. Необходим опережающий рост капитальных вложений в новые технологии, модернизацию основных фондов с учетом длительного инвестиционного цикла. Это подтверждает приоритетность именно прямых инвестиций (вложений в уставной фонд предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении этим предприятием). Таким образом, в отрасли сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, существует острая необходимость в прямом инвестировании предприятия, а с другой – острый дефицит отечественных источников финансирования. В таком случае источником инвестирования могут выступать и выступают зарубежные компании, банки и другие финансовые институты. Но если риск, которому подвержен национальный инвестор, высокий, то риск иностранного инвестора усугубляется еще несовершенством законодательной базы.
Сейчас многие зарубежные инвесторы пытаясь минимизировать риски сократили до минимума свое присутствие на Украине. Это свидетельствует о необходимости более пристального внимания к вопросам, касающимся инвестиционной деятельности в Украине со стороны иностранных инвесторов. Для того чтобы стимулировать привлечение частного капитала в акционерные общества на серьезном уровне необходимы:
– реструктуризация предприятий, избавление их от объектов и вспомогательных предприятий, которые могут работать самостоятельно;
– реструктуризация долгов угольных предприятий; решение вопроса о контрольном пакете акций; изменение законодательной базы (относительно законов регламентирующих вопросы добычи угля);
– изменение методики оценки рыночной стоимости угледобывающих предприятий в процессе приватизации, которая в настоящий не отражает специфики угольной отрасли;
– собственнику приватизированного предприятия должна выдаваться долгосрочная лицензия на добычу угля;
– либерализовать рынок угля в Украине, дать возможность угольным предприятиям самостоятельно разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию с учетом интересов украинской экономики и обеспечения национальной безопасности [1].
Сейчас в Украине действует 138 шахт, еще примерно сотня закрыта или остановлена. С прибылью работают лишь полтора десятка угольных предприятий, остальные официально убыточны и существуют за счет государственных дотаций. Себестоимость добытого угля для разных шахт различная и зависит от горно-геологических условий. Например, при крутом падении пласта (примерно полметра) для добычи требуется затратить больше электроэнергии. Себестоимость от этого растет, иногда достигая полутора тысяч гривен за тонну. А там, где есть мощные, равномерно залегающие пласты, она в пять раз ниже. Такие предприятия работают с прибылью и уже давно приватизированы. Это шахты Западного Донбасса, Павлоградуголь
, Краснодонуголь
, Комсомолец Донбасса
. Они дают 40% всей добычи в стране. Частный капитал в большинстве случаев убедительно доказывает свои преимущества. Среди них – оптимизация бизнес-процессов, снижение затрат, увеличение инвестиций в приобретение оборудования. Например, на Павлоградугле
с момента приватизации приобрели шестнадцать добычных и одиннадцать проходческих комбайнов (в этом году планируется закупить еще 16 комбайнов), что позволило повысить добычу, конкурентоспособность продукции, снизить долю ручного труда [2].
Отдельный акцент планируется сделать на реформировании отношений в угольной сфере. Главная цель при этом – обеспечить приход эффективного собственника, стратегического инвестора, нацеленного на прибыльную деятельность в рыночных условиях. Жизненно необходимой задачей является реформирование производственной сферы угольных предприятий Минуглепрома, что предусматривает необходимые изменения во всех трёх факторах производства: человеческом потенциале, технико-технологической основе и горном хозяйстве шахт. Главной целью экономических реформ, которые осуществляются в угольной сфере, является кардинальное повышение экономической эффективности её деятельности при полном удовлетворении потребностей экономики в угольной продукции. Основным результатом достижения этой цели должно стать полное освобождение государственного бюджета в срок до 2016 года от необходимости субсидирования предприятий угольной промышленности. Принимая во внимание многолетние результаты государственного управления отраслью, а также имеющийся позитивный опыт ведущих угледобывающих стран мира, ключевым направлением реформирования может стать приватизация экономически-эффективных предприятий государственной формы собственности и ликвидация бесперспективных. Разгосударствление отрасли требует уточнения механизмов государственного субсидирования предприятий, либерализации рынка угольной продукции с применением рыночных механизмов ценообразования, а также смягчения социальных последствий осуществляемых реформ. Эти пять направлений стали основой разработанного в Министерстве угольной промышленности Украины поэтапного плана-графика, который состоит из 56 мероприятий, соответствующих 24 шагам программы экономических реформ.
С целью повышения инвестиционной привлекательности предприятий важным мероприятием программы является реформирование организационной структуры управления угольной промышленностью, целью которого является придание опорным шахтам или шахтоуправлениям статуса юридического лица. На сегодняшний день в этом направлении Минуглепромом подготовлен пилотный проект реорганизации ГП Снежноеантрацит
, ГП Торезантрацит
и ГП Шахтёрскантрацит
. Объединяет все эти процессы и этапы программа приватизации, которая предусматривает порядок и механизмы разгосударствления отрасли. Подготовка этого документа запланирована до конца 2011 года. Ключевым моментом либерализации рынка угольной продукции является ликвидация компании Уголь Украины
, которая сейчас на монопольных условиях выполняет функции оператора угольного рынка. В рамках общей концепции экономической реформы это должно произойти до конца 2012 года, после практического завершения приватизации угледобывающих предприятий или энергетических тепловых станций, которые являются главными потребителями энергетического угля. Одним из необходимых факторов отхода от государственной монополии является постепенный переход на методы биржевой торговли угольной продукцией, а также её поставки по прямым договорам. Как свидетельствует мировой опыт, такой рыночный этап развивает конкуренцию среди производителей и естественным путём определяет справедливую стоимость продукции.
Обобщая результаты по программе реформ в угольной отрасли, Минуглепром ожидает до конца 2014 года полного завершения приватизации инвестиционно-привлекательных и потенциально инвестиционно-привлекательных предприятий. До конца 2016 года планируется снижение объёмов государственного субсидирования на операционные затраты не менее, чем на 80%. До этого времени будут завершены процессы реструктуризации отрасли и осуществлены программы социальной поддержки работников, которые увольняются с действующих предприятий угольной промышленности. [3]
1. Дмитрий Защихин (Угольный Консалтинговый Центр)
2. Эксперт Украинский деловой журнал Автор: Наталья Прудкая, Игорь Лубчук
3. Invest Ukraine Международный деловой журнал