Назад в библиотеку

Использование ГИС-технологий для комплексной характеристики пространственных условий землепользования

Автор: Е.Н. Быков
Источник: Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки». Факультет освоения подземного пространства, аспирантка кафедры инженерной геодезии.

Аннотация

Е.Н. Быков, Модель оценки пространственных условий территории на примере Тосненского района Ленинградской области с применением ГИС-технологий. На основе модели проведены анализ обеспеченности территории автодорогами, железными дорогами, ЛЭП, а также оценка потерь сельского хозяйства.

Большой объем и разнородность информации, требующей обработки при проведении комплексной оценки территории, диктует необходимость использования в этом процессе геоинформационных систем.

В настоящее время широко используются ГИС-технологии в землеустройстве и земельном кадастре, основным назначением которых является получение новых знаний на основе обработки и воспроизведения не только огромного числа статистических данных, но и больших объемов текстовой и графической информации, имеющих пространственную привязку.

Для создания и иллюстрации модели оценки пространственных условий территории в работе была использована ГИС MapInfo. Аналогичным образом такая оценка может быть реализована и посредством других существующих программ.

Создание информационной модели оценки подразумевало формирование ГИС-проекта в среде MapInfo, который включал следующие этапы:

1) подготовка исходной информации и ввод данных;

2) формирование и редактирование слоев создаваемой карты и таблиц к ним, а также формирование базы данных;

3) ввод табличных и текстовых данных с характеристиками объектов (атрибутивной информацией).

В качестве исходного материала использовалась векторная карта Тосненского района масштаба 1:100000 в равноугольной проекции Гаусса – Крюгера. В связи с тем, что территория Тосненского района достаточно большая, в качестве опытного объекта использовали его часть. Выбор территории осуществлялся исходя из наиболее равномерной обеспеченности данной зоны различными коммуникациями.

Для проведения оценки территория Тосненского района была разбита на квадраты, размер которых был принят равным размеру квадратов в прямоугольной системе координат (1000х1000 м). Каждый квадрат оценивался по следующим составляющим факторам: оценка обеспеченности территории транспортной сетью, железной дорогой и ЛЭП, потери сельскохозяйственного производства и др. Для этого были сформированы слои, а также составлены списки (таблицы) расчетов оценок.

На рис.1 приведен пример созданного слоя и таблицы оценки обеспеченности территории транспортной сетью. Из рис.1 видно, что участки, обеспеченные коммуникациями, имеют явные преимущества, выраженные в вычисленной оценке. Оценка участков, не обеспеченных инфраструктурой, имеет одинаковые значения, что не является объективным в силу того, что преимущества таких территорий зависят от удаленности землепользования от коммуникации.

Рисунок 1 – Слой оценки обеспечения территории транспортной сетью.

Рисунок 1 – Слой оценки обеспечения территории транспортной сетью.

Поэтому для корректировки оценок нами использовались понижающие коэффициенты. При корректировке оценки обеспеченности территории дорожной сетью значения коэффициентов брались из методики, а для оценки обеспеченности территории железной дорогой и ЛЭП коэффициенты рассчитывались путем определения зависимости между расстоянием удаленности участка от коммуникации и стоимостью ее подведения на рассматриваемую территорию. Радиусы действия коэффициентов определены по методике. Пример корректировки оценок рассмотрен на рис.2.

Рисунок 2 – Слой откорректированных оценок обеспеченности территории дорожной сетью.

Рисунок 2 – Слой откорректированных оценок обеспеченности территории дорожной сетью.

Таким образом был создан ГИС-проект оценки пространственных условий территории Тосненского района Ленинградской области.

Следующим этапом явился анализ созданной информационной модели. Для этого были сформированы карты по каждой составляющей исследуемых факторов (рис.3).

На рис.3 показаны зоны убывания или возрастания значений оценок обеспеченности района дорожной сетью. Максимальные значения оценок имеют территории, прилегающие к дорогам и населенным пунктам. Это земли с самой высокой инвестиционной привлекательностью, их площадь составляет 13 % от общей площади территории; 60 % всей площади занимают зоны с относительно равными условиями обеспеченности дорожной сетью. Исходя из расчетов, средняя районная норма обеспеченности территории Тосненского района дорожной сетью равна 6282637 руб. на 100 га, поэтому 80 % рассматриваемых земель имеет обеспеченность дорогами меньше норматива.

На рис.4 представлена карта комплексной оценки территории, полученная в результате наложения отдельных факторов. Комплексная оценка всех составляющих инвестиционного фактора значительно изменяет ситуацию на карте. Так, например, территория в районе городов Чудского Бора и Коколаврика по оценке обеспеченности территории железнодорожной сетью является самой инвестиционно не привлекательной, но при наложении других оценок уровень привлекательности значительно возрастает.

Рисунок 3 – Карта оценки обеспеченности территории Тосненского района дорожной сетью.

Рисунок 3 – Карта оценки обеспеченности территории Тосненского района дорожной сетью.

Необходимо также отметить, что инвестору могут быть выгодны не все анализируемые условия, а только некоторые из них, влияющие на его производственную деятельность, а соответственно, и на ожидаемый доход. Созданная модель оценки пространственных условий позволяет простой последовательностью операций создать карты, аналогичные представленным выше, только на основе выбранных под факторов оценки.

В результате проделанной работы по созданию информационной модели оценки пространственных условий территории Тосненского района Ленинградской области можно заключить, что такая комплексная оценка с учетом транспортного, инвестиционного и компенсационного факторов позволяет государственным органам:

Рисунок 4 – Карта комплексной оценки инвестиционного фактора и потерь сельскохозяйственного производства.

Рисунок 4 – Карта комплексной оценки инвестиционного фактора и потерь сельскохозяйственного производства.

1) территориально планировать размещение отраслей и предприятий, дорожной сети и других коммуникаций на территории как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов или районов с целью более полного, рационального и эффективного использования земли;

2) осуществлять дифференциацию всех форм платы за землю с учетом пространственных условий для компенсации землепользователям и землевладельцам нерационального размещения их земельных участков с целью стимулирования развития удаленных и неудобных земель;

3) создавать в автоматизированном режиме карты, позволяющие при составлении проектов отводов землепользований исключить из рассмотрения определенные территории.

Землевладельцам и землепользователям, как потенциальным инвесторам, созданная модель обеспечит: