Назад в библиотеку

Профессиональный стандарт как инструмент формирования трудовых ресурсов высокой квалификации

Автор: Чепур Е. Д., Годына Н. Ф.
Источник: Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспиранов и студентов по направлению Использование современных управленческих технологий в целях повышения эффективности деятельности предприятий.

Аннотация

Чепур Е. Д., Годына Н. Ф. Профессиональный стандарт как инструмент формирования трудовых ресурсов высокой квалификации. Рассмотрен механизм эффективного взаимодействия между системой профессионального образования и рынком труда в виде профессионального стандарта.Выявлены заинтересованные сороны в указанном документе. Выполнено дополнение основной образовательной программы с учетом положение профстандарта

Постановка проблемы

Развитие экономики и деятельности предприятий решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Ключевыми элементами являются уровень общего развития и специального образования. Образование становится одним из решающих факторов экономического роста государства.

Ускорение темпов научно-технического прогресса, постоянное обновление технологий приводит к стремительному устареванию специальных знаний и навыков, а глобализация мировой экономики выдвигает новые требования к мобильности рабочей силы и сравнимости квалификаций, полученных в различных странах.

На данный момент существует разногласие между конкретными требованиями рынка труда в рабочих и специалистах и предлагаемыми трудовыми услугами, в том числе выпускниками профессиональных учебных заведений.

Основной материал

Развитые страны последовательно формируют новые подходы к профессиональному образованию и регулированию рынка труда, которые позволят обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие в долгосрочной перспективе. Важнейшим условием успешности новой системы трудовых отношений является создание конструктивных механизмов взаимодействия рынка труда (включая работников, работодателей и государственные институции) и сферы образования, что даёт возможность повысить эффективность использования рабочей силы и снизить издержки (временные, финансовые, человеческие) в процессе подготовки и переподготовки профессионалов.

Одной из основных задач республики является подготовка высококвалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов. Решение данной проблемы станет предпосылкой интеграции экономики республики с экономикой Российской Федерации. Нынешняя рыночная ситуация в государстве определяет наличие высоких требований к качеству трудовых ресурсов, которые должны обладать существенными образовательным, профессиональным, квалификационным потенциалом, быть достаточно мобильными.

Структурные преобразования современного общества актуализировали вопрос эффективного обеспечения социально-экономического развития страны полноценными кадрами. На данный момент существует разногласие между конкретными требованиями рынка труда в рабочих и специалистах и предлагаемыми трудовыми услугами, в том числе выпускниками профессиональных учебных заведений.

Возникает необходимость согласования структуры спроса и предложения трудовых ресурсов. В связи с этим особое значение имеет эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и рынком труда.

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Структура профстандарта избражена рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура профстандарта

Рисунок 1 – Структура профстандарта

Профессиональный стандарт предназначен для:

Особенно необходимо отметить, что одной из задач профстандарта является формирование содержания государственных образовательных стандартов для учебных заведений.

Круг заинтересованных сторон в профессиональных стандартах, достаточно широк. Данный документ интегрирует интересы бизнеса, работника, государства и системы образования.

Обобщенная схема заинтересованных сторон в профессиональном стандарте представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Круг заинтересованных сторон в профессиональном стандарте

Рисунок 2 – Круг заинтересованных сторон в профессиональном стандарте

Профессиональный стандарт является объединяющим элементом при формировании перечня профессиональных компетенции, учитывающий как требования со стороны работодателей, так и требования образовательных стандартов. Технология разработки профстандарта предполагает участие в этом процессе представителей предприятий и сотрудников учебных заведений. И это объединение является основой для формирования образовательного стандарта и образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта.

Документ подробно описывает деятельность работников, выделяет трудовые функции и даже трудовые действия. Это позволяет понять, что требования по наличию определенных знаний и умений у специалиста вытекают из содержания его деятельности, поэтому актуализации подлежат следующие разделы образовательного стандарта:

Разработка основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

По своему функциональному назначению профессиональный стандарт служит отражением нормативных требований к уровню квалификации рабочей силы в различных профессиональных сферах.

Переход образовательных организаций профессионального образования к основным профессиональным программам, разрабатываемых с учетом требований профессиональных стандартов предоставляет возможность прямой интеграции результатов обучения и требований работодателей.

Попытки полностью подчинить образовательные программы требованиям профессионального сообщества работодателей, использующего для этого в качестве инструмента профессиональные стандарты, противоречат основной идее многоуровневой структуры основных образовательных программ, основой которых является универсальность, фундаментальность и научность приобретаемых студентами знаний, их университетский характер.

Выводы

Таким образом, создание образовательной программы на основе профессионального стандарта приведет к повышению качества образовательных услуг при выпуске конкурентоспособных молодых специалистов с достаточным уровнем профессиональных навыков и компетенций, трудовыми функциями, которыми должен обладать выпускник своего направления.

Также данная разработка обеспечит более полное соответствие квалифицированных работников требованиям работодателей, что, в конечном счете, должно привести к повышению эффективности производства или бизнес-процесса. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

Список использованной литературы

  1. Капустина Л. М. Особенности позиционирования на рынке образовательных услуг / Капустина Л. М., Е. А. Жадько // Управленец.– 2011 – с. 10–17.
  2. Голубков Е. П. Технология принятия управленческих решений. Сбор информации и получение оценок показателей.– М.: Издательство : Дело и Сервис, 2005.–312 с.
  3. Гафурова Н. В. Сетевая форма реализации образовательной программы с работодателями // Фундаментальные исследования. № 12-6/ Н. В. Гафурова, Н. А. Козель, 2014. – c. 1275-1278. – 312 с.
  4. Великанова С. С. Профессиональный стандарт и квалификационный справочник: сравнительная характеристика // Современные проблемы науки и образования / С. С. Великанов, З. В. Аракчеева. – 2016.
  5. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях:[Учебное пособие] / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. – М.: Альфа-М, 2015. – 125 c.