Назад в библиотеку

Некоторые особенности применения профессиональных стандартов в образовательных учреждениях

Автор: Сучкова Н. А., Чекулина Т. А.
Источник: Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования – 2018. – № 4.

Аннотация

Сучкова Н. А., Чекулина Т. А. Некоторые особенности применения профессиональных стандартов в образовательных учреждениях. Статья посвящена анализу некоторых проблем, возникающих при применении на практике профессиональных стандартов.

Отправной точкой действия системы профессиональных стандартов на территории Российской Федерации является 01 июля 2016 года. В современных условиях внедрение профессиональных стандартов должно стать основой решения таких проблем отечественного рынка труда, как неэффективное использование трудового потенциала, зачастую недостоверная оценка уровня профессиональной компетентности, текучесть кадров среди молодых специалистов и многих других.

В настоящее время признаётся решающая роль главной производительной силы человека – человеческий или трудовой профессиональный потенциал, который является главным капиталом организации. Рост производительности труда в сфере образования при незначительном вовлечении ресурсов может обеспечить внедрение профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт служит квалификационной характеристикой, являющейся необходимой в ходе реализации конкретной разновидности профессиональной деятельности, а также при осуществлении конкретной трудовой функции. Квалификацией считается определенный комплекс знаний и умений работника, уровень его профессиональных навыков, а также имеющийся опыт работы.

При применении профессиональных стандартов государственные образовательные учреждения обязаны руководствоваться следующими нормативно-законодательными актами:

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 27. 06. 2016 № 584.

Планы по организации применения профессиональных стандартов должны утверждаться самими государственными образовательными учреждениями, на основе учета мнения представительных органов работников, и включать:

При формировании перечня подлежащих применению государственными образовательными учреждениями профессиональных стандартов внимание должно обращаться на следующие моменты:

В случае несоответствии квалификации работника государственного образовательного учреждения установленным профессиональным стандартом к образованию и обучению требованиям, план по организации применения профессиональных стандартов должен включать информацию о деятельности учреждения по устранению имеющегося несоответствия. Оптимальным представляется непрерывное образование управленческих кадров, ориентированное на индивидуализацию обучения.

При соответствии квалификации работника государственного образовательного учреждения установленным профессиональным стандартом к образованию и обучению требованиям у работника сохраняется право на получение дополнительного профессионального образования по направлению педагогической деятельности, не реже одного раза в три года. Поэтому в план по организации применения профессиональных стандартов следует включить мероприятия по получению дополнительного профессионального образования.

Таким образом, одним из центральных показателей оценки эффективности использования трудовых ресурсов является соответствие квалификации работника образовательной организации установленным профессиональным стандартом к образованию и обучению требованиям.

При этом педагогические работники имеют право отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если организация не в состоянии компенсировать соответствующие расходы.

Введение профессиональных стандартов влечет за собой изменение ряда внутренних нормативных документов образовательного учреждения, таких как коллективный договор, дополнительные соглашения к трудовым договорам, должностные инструкции работников, локальные нормативные акты, утверждающие порядок подготовки дополнительного профессионального образования работников. Перечисленные документы позволяют регулировать процесс образования и профессиональной переподготовки педагогического состава.

В соответствии с информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональный стандарт может быть использован образовательным учреждением для определения должностных обязанностей работников. Несмотря на рекомендательный характер указанного документа, работодатели сочли возможным взять его за основу для разработки круга обязанностей сотрудников.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации работника для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности. В свою очередь, квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Следовательно, профессиональный стандарт не является нормативно-правовой основой для формирования перечня должностных обязанностей, так как последний не характеризует понятие квалификация.

Признавая необходимость внедрения профессиональных стандартов в различных сферах деятельности, в том числе образовательной, специалисты отмечают, что обязательными профессиональные стандарты являются только в части требований к квалификации работников. Остальные положения недостаточно проработаны, зачастую используются работодателями для вменения дополнительных обязанностей, что, несомненно, ведет к нарушению трудовых прав. При этом ожидаются изменения некоторых профессиональных стандартов в связи с переработкой их содержательной части.

Несомненно, внедрение профессиональных стандартов, как и любой инновационный процесс, сопровождается трудностями. При этом нельзя не признать, что профессиональные стандарты обладают рядом преимуществ.

Так, посредством профессиональных стандартов вырабатываются единые требования к квалификации работников с учетом особенностей различных регионов Российской Федерации, осуществляется сопоставление различных тенденций развития рынка труда, формируется система сертификации персонала, в том числе оценки его квалификации. Необходимо отметить, что профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов и программ профессионального обучения работников, что необходимо в современном ритме экономического развития.

Если анализировать отдельно категории участников рынка труда, то можно отметить, что каждая из них обладает специфическими преимуществами от внедрения профессиональных стандартов. Так, работники организации получают возможность повысить свою квалификацию, расширить профессиональные знания, тем самым создать основу для дальнейшего профессионального роста.

В свою очередь, для работодателей создаётся возможность повысить профессионализм своих работников в соответствии с целями развития организации, контролировать профессионализм работников, повысить мотивацию, качество и эффективность работы персонала, что в конечном итоге позволяет увеличить показатели рентабельности хозяйствующего субъекта.

На основе профессиональных стандартов органы исполнительной власти имеют возможность сформулировать значимые и в то же время реалистичные цели в области профессиональной подготовки работников, планировать и контролировать региональную трудовую политику, процесс получения профессиональных навыков, определять направления профессионального роста работников различных сегментов рынка.

Что касается образовательных учреждений, то профессиональные стандарты являются основой для разработки учебных программ, осуществления контроля и повышения их качества, формирования критериев оценки текущего контроля обучающихся и знаний выпускников, развития системы образования и профессионального обучения с учетом прогнозных оценок изменения рынка труда.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональные стандарты являются инструментом интеграции рынка труда и сферы образования. Однако практика их использования при разработке образовательных программ недостаточно сформирована. Очевидно, что сначала необходимо было разработать профессиональные стандарты, которые учитывались при формировании образовательных стандартов нового образца, как основы построения образовательных программ.

На практике учреждения образования вынуждены перерабатывать имеющееся методическое обеспечение в соответствии с профессиональными стандартами, которые появились после образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода.

Несмотря на указанные трудности, использование профессиональных стандартов при разработке основных образовательных программ неизбежно, так как в приоритет возводятся именно требования работодателей. Формулировки требований образовательных и профессиональных стандартов могут не совпадать, поэтому при их сопоставлении необходимо сравнивать содержательную часть по смыслу.

В общем виде можно говорить о двух этапах данного процесса. На первом этапе необходимо определить результаты освоения основной образовательной программы в соответствии с образовательным стандартом с учетом направления подготовки и профиля обучающихся.

Второй этап предполагает разработку паспортов компетенций посредством проектирования составляющих компетенций, формулировку знаний, умений и навыков, а также показателей уровня их сформированности, определение методов оценки компетенции, которую необходимо освоить. Паспорта компетенций разрабатываются для каждого направления подготовки, то есть формируется целый комплекс паспортов в соответствии с количеством компетенций образовательной программы.

Образовательные организации при выборе профессиональных стандартов должны руководствоваться перечнем примерных основных образовательных программ, где указаны профессиональные стандарты по направлениям подготовки. Основания для решения вопроса о применении того или иного профессионального стандарта необходимо отражать в разрабатываемых основных образовательных программах. Помимо указаний от совещательных органов, такими основаниями могут быть рекомендации со стороны работодателей.

По окончании разработки образовательной программы с учетом профессиональных стандартов необходимо осуществить её экспертизу, к которой целесообразно привлечь педагогов, которые непосредственно участвуют в реализации образовательной программы и могут оценить положительные и отрицательные стороны работодателей, так как они наилучшим образом могут оценить соответствие результатов требованиям профессиональных стандартов в практическом аспекте. Важно знать мнение обучающихся, слушателей курсов дополнительного профессионального образования с позиций потребителей образовательных услуг. По итогам всех оценок формируется общее заключение по разработанной образовательной программе.

Выводы

По окончании разработки образовательной программы с учетом профессиональных стандартов необходимо осуществить её экспертизу, к которой целесообразно привлечь педагогов, которые непосредственно участвуют в реализации образовательной программы и могут оценить положительные и отрицательные стороны работодателей, так как они наилучшим образом могут оценить соответствие результатов требованиям профессиональных стандартов в практическом аспекте. Важно знать мнение обучающихся, слушателей курсов дополнительного профессионального образования с позиций потребителей образовательных услуг. По итогам всех оценок формируется общее заключение по разработанной образовательной программе.